Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя муниципального заказчика администрации МО "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" и в отсутствие представителя Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, на основании поступившей информации от Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.02.2023 N08-и-2023, а также статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком администрацией МО "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на выполнение работ по ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки, расположенной в 800 м. юго-западнее села Енотаевка, Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0125300007823000001),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России поступило обращение Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении электронного конкурса на выполнение работ по ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки, расположенной в 800 м. юго-западнее села Енотаевка, Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0125300007823000001) (далее - электронный конкурс).
Уведомлениями от 02.03.2023 N04/1033 проведение внеплановой проверки было назначено на 14.03.2023 на 10 час.00 мин.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 16.03.2023.
По мнению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе не установил в извещении о проведении электронного конкурса (далее - Извещение) требование о представлении участниками закупки в составе своих заявок копии лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности.
Между тем, Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Федеральный закон от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Закона об отходах отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подп. н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в т.ч. документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый (разрешительный) вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Аналогичный подход изложен в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Так, в пункте 7 Обзора указано, что, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Требование о наличии лицензии не нужно устанавливать, когда лицензируемый вид деятельности не является основным объектом закупки.
Для примера в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указан случай проведения закупки работ по капитальному ремонту здания с проведением работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности. В таком случае требование о наличии у участника закупки лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности неправомерно, поскольку основным объектом является капитальный ремонт, после которого будут выполняться лицензируемые работы.
Указанная позиция выражена также в письме Минэкономразвития России от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7332 и письме Минэкономразвития России от 20.01.2016 N ОГ-Д28-1183, согласно которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при проведении закупки работ по строительству, капитальному ремонту зданий и сооружений не является самостоятельным объектом закупки.
Как следует из "Технической части" к Извещению , размещенной в единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru, определен объем работ, которые являются объектом закупки и включают в себя:
1. техническая и биологическая рекультивация территории свалки ТКО;
2. размещение отходов на полигоне, находящемся в с.Рассвет.
Учитывая вышеизложенное, а также, что сбор и транспортировка отходов I - IV классов опасности не является основным объектом закупки, Заказчик правомерно не установил в Извещении требование о представлении участниками закупки в составе своих заявок копии указанной лицензии.
Одновременно следует отметить, что проектом контракта установлено требование к Подрядчику и (или) Субподрядчику(-кам) о необходимо обеспечить наличие лицензии/ и (или) выписки/сведений о записи из реестра лицензий, а именно: копия лицензии на: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
Кроме того, Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура считает, что Заказчик, установив в техническом задании требование о том, что потенциальный подрядчик до начала работ обязан заключить договор с ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" на проведение производственного контроля и мониторинга в соответствии с программой производственного экологического контроля ограничил конкуренцию и нарушил главу 3 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия считает, что данный довод необоснованным, поскольку указанноетребование установлено не к участникам закупки, а к исполнению контракта, в связи с чем данный факт не может квалифицироваться как нарушение Закона о контрактной системе.
Одновременно, Комиссия обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4.3.13 соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" на реализацию мероприятий по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, прошедших оценку воздействия на состояние окружающей среды, здоровье и продолжительность жизни граждан в рамках регионального проекта "Генеральная уборка" государственной программы "Улучшения качества представления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" от "9" февраля 2023 года N12615000-1-2023-008 необходимо обеспечить участие представителей подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральных государственных бюджетных учреждений-центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам в осуществлении контроля за выполнением государственного или муниципального контракта на проведение работ по природоохранным проектам, а также в приемке работ и услуг и подписании актов приемке работ и услуг но природоохранному проекту. На основании данного соглашения в техническом задании на выполнение работ по ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки, расположенной в 800 м. юго- западнее села Енотаевка Енотаевского района Астраханской области, было указано о необходимости заключить контракт с ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" на проведение производственного контроля. (Письмо Минприроды России от 14.02.2023 N12-53/5551 " О направлении разъяснений по участию ЦЛАТИ в приемке работ по ликвидации ОНВОС" и Письмо Росприроднадзора от 13.09.2022 N12-44/31994 " О разъяснении по участию в приемке работ).
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях муниципального заказчика администрации МО "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" при проведении электронного конкурса на выполнение работ по ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки, расположенной в 800 м. юго-западнее села Енотаевка, Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0125300007823000001) отсутствуют.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения обращения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в отдел финансовых рынков и естественных монополий по признакам нарушения главы 3 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 марта 2023 г. N 030/06/42-264/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023