Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница", надлежащим образом извещенного, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (ИНН 3001000591, адрес: 416500, Астраханская обл, р-н Ахтубинский, г.Ахтубинск, ул.Саратовская, д. 38) (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку функциональных кроватей (реестровый номер извещения: 0325300033423000024), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий (бездействия) субъектов контроля в случае обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомлением N04/1211-КР от 10.03.2023 принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку функциональных кроватей (реестровый номер извещения: 0325300033423000024) (далее - запрос котировок).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 15.03.2023 в 10 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 508.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница", надлежащим образом извещенного.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 10:00 20.03.2023. После перерыва Комиссия продолжила проведение внеплановой проверки в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница", надлежащим образом извещенного.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
06.02.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 979 805,00 рублей.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Извещении, а также в пп.5 п. 9 файла "Информация о проведении запроса котировок в электронной форме" установлено требование о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих соответствие такого участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ или копии этих документов.
При этом, информация о том, какие именно документы подтверждают такое соответствие, отсутствует в извещении, что в свою очередь может ввести участников закупки в заблуждение.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо требования к участникам закупок на поставку функциональных кроватей.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п.12 ч.1 ст.42, ч.5 ст.31, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки заявка участника должна содержать информацию о товаре, предусмотренную подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, которая включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации при поставке товара, являющегося объектом закупки, предъявляются требования о наличии документов, подтверждающих в том числе государственную регистрацию продукции (товаров), заказчик устанавливает требования о предоставлении таких документов в составе заявки.
В пп.7 п.9 файла "Информация о проведении запроса котировок в электронной форме" Заказчиком установлено, что заявка участника закупки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге.
Однако информация о том, какие именно документы подтверждают соответствие товара, в извещении отсутствует, что в свою очередь может ввести участников закупки в заблуждение.
При этом объектом закупки является поставка функциональных кроватей, являющихся медицинским изделием (код ОКПД2 - 32.50.50.190).
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Постановление Правительства РФ N 1416) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, в том числе лечения и медицинской реабилитации заболеваний.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, не указание Заказчиком необходимости предоставления участником закупки в составе заявки копии свидетельства о государственной регистрации медицинского изделия, нарушает требования п.3 ч. 2 ст.42, пп. "в" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии (часть 2 статьи 39 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о контрактной системе число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Приказом ГБУЗ АО "Ахтубинская районная больница" от 01.02.2022 N250-А утвержден состав единой комиссии по осуществлению закупок, в который входит 5 человек.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п. п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно файлу "Электронный документ, полученный из внешней системы, размещенному в единой информационной системе, на заседании комиссии по осуществлению закупок присутствовал и принимал решение о соответствии и отклонении заявок участников закупки 1 член комиссии: Пономарева Елена Викторовна.
Рассмотрение заявок участников закупки единолично, в отсутствие иных членов комиссии нарушает требования ч.3 ст.39, ч.8 ст.39 Закона о контрактной системе, так как отсутствовало 50% от общего числа членов комиссии по осуществлению закупок.
Между тем, из файла "+Протокол+рассмотрения+заявок+-+N0325300033423000024.doc" следует, что заявки рассматривало 3 члена комиссии по осуществлению закупок.
Однако в указанном протоколе в нарушение п.6 ч.17 ст.48, п.2 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не отражена информация о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, что содержит признаки нарушения требований ч.2.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, исходя из размещенных в единой информационной системе в сфере закупок документов и сведений следует, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2023 NИЗК1 в нарушение п.2 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе подписан только одним членом комиссии по осуществлению закупок - Пономаревой Е.В., что указывает на признаки нарушения ч.14 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, несмотря на не подписание указанного протокола всеми членами комиссии по осуществлению закупок, протокол отправлен Заказчиком оператору электронной площадки, вследствие чего он был размещен в ЕИС и на электронной площадке.
С учетом изложенного, заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что в связи с тем, что по итогам проведения запроса котировок между Заказчиком и ООО "АртМед" заключен муниципальный контракт на поставку функциональных кроватей, то основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии отсутствуют.
Основываясь на изложенном, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" нарушившим требования ч.12 ч.1 ст.42, ч.5 ст.31, ч.6 ст.31, п.3 ч. 2 ст.42, п.2 ч.3 ст.50, пп. "в" п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку функциональных кроватей (реестровый номер извещения: 0325300033423000024).
2.Признать комиссию по осуществлению закупок государственного заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" нарушившей требования части 3, 8 статьи 39, п. 2 ч. 3 ст. 50, п.6 ч.18 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку функциональных кроватей (реестровый номер извещения: 0325300033423000024).
3. Предписание не выдавать.
4.Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Меркулов Н.С.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 марта 2023 г. N 030/06/42-275/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023