Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе (далее - Комиссия):
<_____>
<_____>
<_____>
<_____>
Рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи представленное Заказчиком - МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (ИНН: 8911014080) (далее - Заказчик) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 08/04-02/0190300001320001033 на выполнение работ по строительству объекта: "Инженерное обеспечение средней общеобразовательной школы не менее, чем на 400 мест на территории Пуровского района", цена контракта - 68 224 477,15 рублей, (извещение N 0190300001320001033), с ООО "Прайд" (ИНН: 8622024795) (далее - Подрядчик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (N 89-160/28500-10/612 от 03.03.2023) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 22 декабря 2020 года между муниципальным казенным учреждением "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (далее - Комитет, Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" (далее - Подрядчик, Общество) заключен муниципальный контракт N 08/04-02/0190300001320001033 на выполнение работ по строительству объекта: "Инженерное обеспечение средней общеобразовательной школы не менее, чем на 400 мест на территории Пуровского района" (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1. Контракта Подрядчик принял на себя обязательства приступить к работам с момента заключения муниципального контракта и выполнить их в течение 6 месяцев.
В соответствии с новым согласованным графиком работ по контракту Подрядчиком должны быть завершены работы в срок до 31 августа 2022 года. На сегодняшний день Подрядчиком нарушаются сроки, установленные графиком производства работ в частности, должны быть завершены: до 10 июля 2022 года - устройство сетей связи (земляные работы, прокладка кабеля, гофро-трубы, колодцев, муфт, кластеров); до 20 июля 2022 года - завершение работ по устройству тепловых камер ТК-1 - ТК-8 (установка лестниц, не утеплены трубопроводы в ИТК и др.); до 10 августа 2022 года - переврезка зданий и сооружений; подключение, испытание и контроль качества и пуско-наладка трубопроводов трасс N1, N2, N3; монтаж КТПН; доставка материалов и оборудования на объект.
В свою очередь, вопреки условий Контракта, до настоящего времени Общество работы по контракту не завершило, что является существенным нарушением норм действующего законодательства и Контракта.
Комитетом неоднократно направлялись в адрес Общества, предписания, письма- требования завершить работы в срок, проинформировать Комитет о ходе выполнения работ, но ответов от Общества не последовало.
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским кодексом (пункт 16.1 Контракта).
Согласно пункта 13.3 Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ, а равно выполнение работы настолько медленно, что ее окончание к установленному сроку становится явно невозможным.
При этом в части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 22 декабря 2020 года N 08/04-02/0190300001320001033 на выполнение работ по строительству объекта: "Инженерное обеспечение средней общеобразовательной школы не менее, чем на 400 мест на территории Пуровского района".
Исполнитель, на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС (АД/764 от 15.03.2023) представил письменные объяснения по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщает, что Перечень этапов и видов работ, а также сроки начала и окончания выполнения работ были отражены в Графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту).
В ходе исполнения работ по Контракту' были выявлены объективные причины, непосредственно влияющие на возможность исполнения работ, предусмотренных Контрактом, и соответственно - на сроки выполнения этих работ, а именно:
1) в период с момента заключения Контракта (22 декабря 2021 года) по 28 февраля 2021 года работы не могли производиться вследствие критически низких температур воздуха, из 68 календарных дней в течение 30 дней температура воздуха опускалась до значения минус 40 градусов по Цельсию, что подтверждается соответствующей справкой ОГМС Тарко-Сале от 16.07.2021 г.;
2) значительная часть работ не могла быть выполнена без отключения потребителей участка N 1 от сетей ТВС, что не представлялось возможным выполнить до окончания отопительного сезона.
В установленном порядке Подрядчик информировал Заказчика об этих объективных причинах и, а именно:
03 марта 2021 года Подрядчиком было направлено в адрес Заказчика уведомление (исх. N 28П) о том, что участок N 1 сетей ТВС является действующим, и отключение потребителей от сети ТВС не представляется возможным до окончания отопительного сезона. Также в этом уведомлении Подрядчик сообщал о том, что указанное обстоятельство повлияет на увеличение сроков строительства и просил Заказчика назначить дату для выполнения демонтажных работ на участке N 1 сетей ТВС.
22 марта 2021 года Заказчик направил в адрес Подрядчика ответное письмо (исх. N 90.13- 03/261, в котором Заказчик также сообщал Подрядчику о невозможности выполнения отключения участка N 1 сетей ТВС до окончания отопительного сезона и давал Подрядчику указания приступить к выполнению работ на участке N 1 сетей ТВС с мая 2021 года, а также представить откорректированный график до 23 марта 2023 года.
Во исполнение данный указаний Заказчика Подрядчик составил откорректированный график выполнения монтажных работ на участке N 1 сетей ТВС, предусматривающий выполнение соответствующих работ в период с 20 мая (предполагаемая дата окончания отопительного сезона) по 30 августа 2021 года, и 23 марта 2021 года направил указанный график для согласования и утверждения Заказчику с сопроводительным письмом исх. N 42-П от 23.03.2021 г. (вх. N 90.13-04/356 от 23.03.2021 г.).
До настоящего времени ответа на данное письмо от Заказчика не последовало, несмотря на то, что предоставление откорректированного графика выполнения работ было сделано по указанию именно Заказчика.
Отопительный период 2020-2021 года окончился 15.06.2021 г., согласно Распоряжению главы Пуровского района N 351-РАот 15.06.2021 г., что подтверждается письмом филиала "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" исх.N 7.01-051-2021/1724 от 07.07.2021 г.
Соответственно, выполнение Подрядчиком работ на участке N 1 сетей ТВС стало возможным только начиная с 16 июня 2021 года, и с указанной даты Подрядчик приступило к выполнению соответствующих работ.
С учетом всего вышеуказанного, срок выполнения работ был изменен путем подписания дополнительного соглашения N 5 от 28.07.2022 г. и установлен до 01.09.2022 г.
Однако в течение всего срока действия Контракта, в том числе и в период 2022 года, сторонами неоднократно изменялись его условия, в том числе менялись объемы и виды работ, а также виды и стоимость оборудования, установка которого предусматривалась техническим заданием, о чем между сторонами велась многочисленная согласовательная переписка.
В частности, Подрядчик неоднократно направлял в адрес Заказчика письма и уведомления об изменениях в условиях выполнения работ, том числе в соответствии с положениями пункта 4.2.35 Контракта, а именно:
1) исх. N 4-С от 11.02.2021 г. на рассмотрение удорожания договорной цены на разницу в стоимости оборудования;
2) исх. N 6-С от 12.02.2021 г. на согласование устройства ТВС на участке N 3 с приложением схемы;
3) исх. N 7-С от 12.02.2021 г. на согласование железобетонных конструкций неподвижных опор на металлические на участке ТВС N 1,2,3 с приложением схемы;
4) исх. N 21-П от 17.02.2021 г. на согласование схемы монтажа дренажной емкости с приложением схемы;
5) исх. N 23-П от 18.02.2021 г. на согласование нового устройства основания для КТП с приложением схемы;
6) исх. N 34-П от 16.03.2021 г. на пересогласование прохождения трассы ТВС на участке N N с приложением схемы;
7) исх. N 35-П от 16.03.2021 г. на согласование конструкции неподвижных опор на участок 1,2,3;
X) исх. N 41-11 от 23.03.2021 г. на согласование устройства неподвижных опор;
9) исх. N 42-11 от 23.03.2021 г. на согласование скорректированного графика выполнения работ;
10) исх. N 55-11 от 12.04.2021 г. на согласование технических характеристик БКТП;
11) исх. N 56-11 от 14.04.2021 г. на согласовании необходимости переноса оптического кабеля силами НЛО "МТС";
12) исх. N 57-11 от 16.04.2021 г. на согласование переноса линии ВЛ;
13) исх. N 70-11 от 27.04.2021 г. на согласование технической спецификации характеристик БКТ11;
14) исх. N 76-11 от I 1.05.2021 г. об утечке септика из жилого дома в котлован на трассе N 3 сетей Г13С;
15) исх. N 80-11 на согласование демонтажа действующего трубопровода ТВС на участке ул. Труда N 2 до ул. Груда N 5а;
16) исх. N 82-11 от 20.05.2021 г. о поступлении воды из септика на пересечении линий ТВС участков N I и 2, ГК6 и необходимости заключения Заказчиком договора на откачку воды.
17) исх. N 326 от 08.06.20220г. об изменении стоимости трансформаторной подстанции ТП N29 (10/0,4 к В),
18) исх. N 332 от 15.06.2022 г. о согласовании конструкции 2КТПНУ-630-10/0,4кВ,
19) исх. N 333 от 16.06.2022 г. о согласовании с ЯмалКоммуЭнерго замены отводов в ППУ изоляции па металлические (с последующей изоляцией вручную) по входам в ТК-2, ТК-3, ТК-4, ТК-5, ТК-6,
20) исх. N 343 от 22.06.2022 г. о согласовании нового места расположения КТП,
21) исх. N 347 от 22.06.2022 г. о согласовании отступления от проектной документации ив части прокладки трубопровода по двухтрубной схеме в связи с требованием АО "Ямалкоммунэнерго",
22) исх. N 348 от 23.06.2022 г. о согласовании нового графика выполнения работ в связи с изменением системы отопления на двухтрубную с добавлением модульной двухтрансформаторной КТП,
и т.п.
Все вышеуказанные изменения были связаны с производственной необходимостью либо требованиям контролирующих органов, однако согласование этих необходимых изменений со стороны Заказчика своевременно не производилось, что делало невозможным или крайне затруднительным выполнение работ в согласованные сроки.
В конечном счете в ЯНАО начался новый отопительный сезон 2022-2023 года, что сделало выполнение части работ технически невозможным, поскольку работы, связанные с ремонтом тепло и водоснабжения, не могут производиться в условиях резко отрицательных температур.
Тем не менее, в течение всего срока действия Контракта Подрядчик ООО "Прайд" действовал добросовестно, предпринимались все возможные действия для качественного и своевременного выполнения работ, общий объем выполненных и принятых Заказчиком работ по Контракту составляет 47 008 977.60 руб. из 68 276 265.91, то есть около 70 %, что подтверждается актами выполненных работ.
Таким образом, Подрядчик считает, что оснований для включения ООО "Прайд" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 13.1 Контракта расторжение Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
26.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 230-22/ЭК (далее - Контракт).
03.03.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.03.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 14.03.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Заказчик заявляет о том, что Подрядчиком существенно нарушены взятые на себя обязательства по контракту, выразившиеся в неисполнении таких обязательств в полном объеме.
На заседании комиссии Подрядчик пояснил, что не отрицает тот факт, что в связи с погодными условиями и проведением дополнительных работ, часть работ выполнялось с нарушением сроков по контракту, однако все работы выполнялись добросовестно и качественно. Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, и не направлены на уклонение от его исполнения. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено. Также согласно пояснениям Заказчика следует, что в рамках заключенного контракта из всего объема работ предусмотренных контрактом Подрядчиком выполнено около 80%, что подтверждается актами выполненных работ.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Прайд".
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Подрядчика таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "Прайд" (ИНН: 8622024795), представленные МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (ИНН: 8911014080) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 08/04-02/0190300001320001033 на выполнение работ по строительству объекта: "Инженерное обеспечение средней общеобразовательной школы не менее, чем на 400 мест на территории Пуровского района", цена контракта - 68 224 477,15 рублей, (извещение N 0190300001320001033), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 марта 2023 г. N 089/06/104-173/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023