Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 10.03.2023 N 66 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:
члены Комиссии:
при участии представителя уполномоченного учреждения - МКУ "Управление муниципального заказа администрации города Белгорода" _ (по доверенности), в отсутствие представителя заказчика - управления образования администрации города Белгорода, заявителя ИП Тожибаева З.П. (о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены), рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации питания детей и сотрудников оздоровительном лагере" (далее - Открытый конкурс) (N закупки 0126300035823000088), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на положения извещения об осуществлении Открытого конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Открытого конкурса порядок рассмотрения и оценки заявок на участие по следующим показателям:
- "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", при этом, не указан перечень оцениваемых материальных ресурсов, что не соответствует требованиям п.п. "а" п. 27 Постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 2604);
- "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", а именно: предельное значение характеристики объекта закупки: Xпредmin - договора, исполненных за предыдущие 3 года, что не соответствует п.п. "г" п. 28 Постановления N 2604;
- по мнению заявителя, при оценке заявок по критерию "квалификация персонала", будут учитываться только сведения о количестве штатных сотрудников участника, установленное требование исключает возможность представить информацию о специалистах на основании договоров гражданско-правового характера.
Представитель, уполномоченного органа представил возражения на жалобу ИП Тожибаева З.П., с доводами, изложенными в жалобе не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П., ознакомившись с представленным возражением, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 10.02.2023 размещено извещение об осуществлении Открытого конкурса и его приложения.
Объект закупки - "Оказание услуг по организации питания детей и сотрудников оздоровительном лагере".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 577 200,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт по результатам Открытого конкурса не заключен.
1. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 2604, Положение).
В силу подпункта "б" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
Согласно подпункту "а" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 24 Положения устанавливается перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
На основании пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В рамках рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа пояснил, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников, документами, подтверждающими наличие у них на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (производственной базы) являются:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По мнению заявителя в извещении Заказчиком не установлен конкретный перечень оцениваемых ресурсов участников, а порядок прописанный в извещении, необъективен.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что разделом 2 порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "квалификация участников закупки" Заказчиком установлен конкретный перечень оцениваемых ресурсов, а именно: "Оценивается наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании недвижимого имущества (продовольственный склад, цех по переработке продукции, мясной цех, овощной цех).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком надлежащим образом установлен порядок оценки заявок, а довод заявителя является несостоятельным.
2. Согласно пункту 28 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
В соответствии с положениями конкурсной документации, Заказчиком в числе прочего установлено следующее требование к контрактам (договорам) по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта": Предельное минимальное значение характеристики объекта закупки: Xпредmin - 3 договора, исполненных за предыдущие три года.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что предметом оценки заявок по данному показателю является общее количество исполненных участником закупки договора (договоров) на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха и оздоровления детей.
Перечень необходимых документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта :
1) исполненные контракты (договоры);
2) акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов (договоров). К оценке принимается исключительно исполненные контракты (договоры).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий.
В своих письменных пояснениях уполномоченный орган также отметил, что требование о трех договорах, исполненных участником за последние три года относится к требованию о предельном минимальном количестве договоров, которое в праве установить заказчик согласно п.п. ж п. 20 Постановления N 2604.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки участников закупки применен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления N 2604.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.
3. Из требований пункта 30 Положения об оценке заявок следует, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, а именно "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся Приложением N2 к извещению о проведении конкурса, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Заявитель полагает, что Положение об оценке заявок предусматривает возможность оценки наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации без ограничения в части нахождения указанных специалистов исключительно в штате участника.
В своих возражениях представитель уполномоченного органа отметила, что пунктом 30 Положения об оценке заявок установлено требование о наличии штатных специалистов участника закупки с целью проведения оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в подтверждение чего предусмотрено предоставление трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в отношении специалистов необходимой заказчику квалификации.
Заявитель полагает, что требование о принятии к оценке специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки исключает возможность представить информацию о специалистах на основании договоров гражданско-правового характера, которые также могут выполнять работы и обладать определённым уровнем квалификации.
Представитель уполномоченного органа указала, что от договора возмездного оказания услуг трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем (работником) выполняется не какая-то конкретная разовая работа (индивидуально-конкретное задание, выполняемое к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату), а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица - работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга. Также по договору возмездного оказания услуг исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; исполнитель по договору возмездного оказания услуг работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда. Указанные отличия определяют недопустимость привлечения специалистов на основе гражданско-правового договора.
В соответствии с требованиями законодательства, с целью определения лучших условий исполнения контракта в качестве детализирующих показателей к показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиками определен перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки:
1. Технолог (технология общественного питания, переработка продуктов питания).
2. Повар (5 разряд и выше).
Предельное минимальное значение характеристики объекта закупки: Xпредmin - 2 специалиста, из них: один специалист - технолог, второй специалист - повар (5 разряд и выше).
Таким образом, установленные критерии оценки заявок, а также показатели оценки не стоимостного критерия не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки и не ограничивают конкуренцию, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем установленным заказчиками критериям.
Таким образом, препятствий для подачи заявки на участие у Заявителя не имелось.
Открытый конкурс проводится в целях определения участника закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, опровергающих выводы представителя уполномоченного органа, не представил.
Каких - либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения об осуществлении Открытого конкурса нарушили принципы проведения закупок товаров, заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания довода обоснованным.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 марта 2023 г. N 031/06/42-225/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023