Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Медика" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при осуществлении закупки способом электронного аукциона поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423000924 ) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 10.03.2023 г. поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель указывает, что ООО "Медика" приняло участие в указанной закупке, заявке общества присвоен N 169, заявитель предложил товар иностранного производства и наименьшую цену контракта.
По результатам подведения итогов аукциона заявка заявителя отклонена по основаниям п. 4 части 12 ст. 48 ФЗ N 44 в связи с тем, что информация о предлагаемом товаре не соответствует ограничениям допуска отдельных видов медицинских изделий, предусмотренным в Постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Общество указывает, что при исследовании рынка на территории РФ закупаемого заказчиком товара, было установлено отсутствие товара, процентная доля стоимости использованных материалов иностранного происхождения в цене конечной продукции которого не превышает 10 процентов, в связи с чем полагает, что закупочная комиссия неправомерно применила при рассмотрении заявок условия допуска заявок, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, представил письменные пояснения (письмо N 0117 от 16.03.2023) из которых следует, что при осуществлении указанной закупки постановление Правительства Российской Федерации N 102 подлежало применению поскольку 2 заявки участников закупки (N 35, N 170) соответствовали требованиям, установленным пп. "б" п.2 постановление Правительства Российской Федерации N 102; предложили товар государств-членов Евразийского экономического союза. В части наличия в заявках N 35, N 170 информации о процентной доле используемого иностранного материала в цене конечной продукции, предлагаемой к поставке, представитель уполномоченного органа пояснить затруднился.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 постановление Правительства Российской Федерации N 102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В примечании к Перечню N 2 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Согласно пп. "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 утверждён Показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
В силу п.3 постановления Правительства Российской Федерации подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
В силу п.1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно пп.5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из материалов дела следует, что 21.02.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные (реестровый номер закупки 0167200003423000924). Начальная (максимальная) цена контракта 3 612 380,00 рублей.
Из Приложения N 1 к извещению о проведении закупки следует, что к поставке требуется: тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный, 46 000 штук, код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00477.
Согласно КТРУ, код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00477 "Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный", Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.190
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Пункт 3.2 Перечня N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 содержит наименование медицинского изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков "фильтр дыхательный (теплообменник/бактериальный фильтр, бактериальный фильтр для медицинских газов" с кодом ОКПД2 "32.50.13.190".
Соответственно, объект рассматриваемой закупки включен в перечень N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102.
Согласно Показателю локализации собственного производства медицинских изделий доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции - расходных материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких должна составлять на 2023 год не более 10 процентов для каждого наименования медицинского изделия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 102 в электронном аукционе на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N126н.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 07.03.2023 на участие в рассматриваемой закупке поступило 7 заявок. Заявки с идентификационными номерами N35, N 170 признаны соответствующими требованиям извещения, заявки с идентификационными номерами N 169, 104, 70, 215, 249 отклонены от участия в закупки, предоставили к поставке товар иностранного производства. Победителем признан участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером N 35.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав содержание заявки победителя аукциона (ООО "Скаймед) установила, что указанным участником предоставлены следующие документы и сведения:
- регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12 февраля 2020 г. N РЗН 2018/7282 на фильтр дыхательный бактериально-вирусный однократного применения ООО "Ассомедика" (Республика Беларусь);
- сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N ВУRU3101007501 от 12.01.2023;
- акт экспертизы происхождения товаров N 1/75-1 от 12.01.2023 на фильтр дыхательный бактериально-вирусный однократного применения, РУ N РЗН 2018/7282, согласно которому стоимость используемых материалов иностранного происхождения составляет-8,33 %, что в свою очередь соответствует Показателю локализации собственного производства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 102.
Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе заявки N 170 (ООО "ИМПРОМЕД") предоставлены следующие документы:
-регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 06 декабря 2021 г. N РЗН 2021/715924 на фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции легких, аэролольной и кислотной терапии, ООО "Медипласт" (Россия);
- сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2061000015 от 21.12.2022;
- акт экспертизы происхождения товаров N 061-01-000015/2022 от 21.12.2022 на фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции легких, аэрозольной и кислородной терапии, N РЗН 2021/15924 от 06.12.2021
При этом, из описательной части представленного акта экспертизы происхождения товаров N 061-01-000015/2022 от 21.12.2022 следует, что на экспертизу предоставлены фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции лёгких, аэрозольной и кислотной терапии по ТУ 32.50.21-004-40945934-2019, ОКПД 2-35.50.21.123, РЗН 2021/15924 от 06.12.2021, с указанием, что доля иностранных материалов - 0%, в заключении отражено, что товар, указанный в акте действительно российского происхождения.
В тоже время, в резолютивной части акта экспертизы не содержится указание о доле стоимости используемых материалов иностранного происхождения, в связи с чем не представляется однозначно установить окончательную долю стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции.
Кроме того, Комиссией установлено, что указанным участником представлен сертификат на изделие - фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции легких, аэролольной и кислотной терапии, которое имеет несколько вариантов исполнения: 1. Фильтр электростатический: Е001; 2. Фильтр электростатический: Е101; 3. Фильтр электростатический тепловлагообменный ЕТ 100; 4. Фильтр электростатический тепловлагообменный ЕТ 111.
В соответствии с пунктом 7.4 Правил заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать в том числе требованиям к заполнению графы 8 - "Описание товара", в которой указываются коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.
Таким образом, Комиссия считает возможным отметить, что на основании анализа сертификата формы СТ-1, акта экспертизы должна иметься возможность не только подтвердить страну происхождения товара, но и однозначно определить какой именно товар (поименованные в сертификате формы СТ-1) участник закупки предлагает к поставке.
При таких обстоятельствах, комиссия по осуществлению закупок не имела возможности провести однозначную идентификацию предмета закупки: фильтры бактериальные с товаром, предлагаемым к поставке участником закупки с заявкой N 170 в соответствии с приложенным к заявке сертификатом и регистрационным удостоверением на медицинское изделие, какой именно вариант исполнения товара предлагается участником.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о нарушении комиссией по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области требований пп. "б" п.1 ч.5 ст.49, ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе в части соответствия заявки с идентификационным N 170 требованиям п. "б" части 2 постановления Правительства от 05.02.2015 N 102 о наличии сведений о доле стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения не более 10% в цене конечной продукции товара, предлагаемого к поставке.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем аннулирования (отмены) процедуры заключения контракта с ООО "Скаймед", отмены протокола подведения итогов электронного аукциона 0167200003423000924 от 07.03.2023 г.; повторного рассмотрения заявок участников закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медика" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423000924) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссии Управления государственных закупок Тюменской области нарушившей пп. "б" п.1 ч.5 ст.49, ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе, п. "б" части 2 постановления Правительства от 05.02.2015 N 102.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 марта 2023 г. N 072/06/44/39/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023