Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение МКУ "Имущественная казна города Тобольска" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Партнер" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.02.2023 на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) 03.03.2023 поступило обращение МКУ "Имущественная казна города Тобольска" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Партнер".
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 13.03.2023 г. Информация о заседании Комиссии УФАС размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела МКУ "Имущественная казна города Тобольска" (далее также-Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300000822000194 ) на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства с победителем указанной закупки - ООО "Партнер" заключен муниципальный контракт от 03.08.2022 на 96 370,00 рублей (начальная (максимальная) цена контракта- 419 000,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязался выполнить работы по разработке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с условиями настоящего контракта, Спецификации (Приложение N 1 к настоящему контракту), Технического задания (описание объекта закупки) (Приложение N 2 к настоящему контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в установленном контрактом порядке.
Пунктом 1.2 контракта определен срок выполнения работ: в течение 3-х месяценв с даты заключения контракта. Учитывая то, что контракт заключен 03.08.2022 соответственно срок выполнения работ истекал 03.11.2022.
Приложение N 1 к контракту (Спецификация) определен перечень объектов для разработки проекта организации работ по сносу:
-Тюменская область, г.Тобольск, ул. 2-я Советская, д. 22;
-Тюменская область, г.Тобольск, п. Сумкино, ул.Заводская,4;
-Тюменская область, г.Тобольск, ул. Большакова, д. 37.
Приложение N 2 к контракту (техническое задание) содержит следующие требования к подготовке проекта.
Состав проектной документации:
-Проект организации демонтажа (ПОД) объектов капитального строительства должен быть выполнен в соответствии с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства" и иметь в своем составе: текстовую часть; графическую часть; сметную документацию (локальный сметный расчет).
Результат работ (проектная документация):
- раздел проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства на бумажном носителе в количестве 4 экз. по объекту оригиналы и 1 экз. на носителе цифровой информации (флеш-накопитель);
-Смета на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства на бумажном носителе в количестве по 4 экз. по объекту оригиналы и 1 экз. на носителе цифровой информации (флеш-накопитель).
- технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий - 1 экз. на носителе цифровой информации (флеш-накопитель).
В соответствии с п. 4.10 контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.
Как пояснили представители Заказчика в соответствии с п. 2.1.5 контракта Подрядчик обязан передать Заказчику подготовленную документацию (результат работ) в следующем составе:
- раздел проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства" на бумажном носителе в количестве 4 экз. по каждому объекту оригиналы и 1 экз. на носителе цифровой информации (флеш-накопитель);
-смета на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства на бумажном носителе в количестве по 1 экз. по каждому объекту оригиналы и 1 экз. на носителе цифровой информации (флеш-накопитель);
- технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий - 1 экз. на носителе цифровой информации (флеш-накопитель).
24.10.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо с указанием о необходимости сообщения о ходе выполнения работ по контракту.
31.10.2022 Подрядчиком направлен ответ о том, что работы по подготовке проектов по сносу объектов капитального строительства будут завершены до 03.11.2022 и предоставлены в электронном виде на проверку, также будут предоставлены сметы на работы по сносу объектов капитального строительства. Технические отчеты по результатам инженерно- геодезических изысканий будут готовы 15.11.2022.
03.11.2022 (срок выполнения работ) в рамках исполнения контракта обязанности Подрядчиком исполнены не были.
07.11.2022 Подрядчиком направлены проекты организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, 08.11.2022 направлены сметы на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства в электронном виде для проверки и согласования.
После проверки документации Заказчиком направлено письмо от 15.11.2022 (Исх. N 01-14/2206) о необходимости проведения корректировок представленной документации и устранении следующих замечаний:
- необходимо пояснить выполнения разборки полов, демонтаж окон, дверей, элементов отделки, а также раздельную утилизацию образовавшихся отходов, учитывая, что применяется метод обрушения без сохранения годных материалов, а также в локальном сметном расчете не учтены затраты на разборку вручную и сортировку строительного мусора. В связи с чем необходимо внести изменения в текстовую часть проекта и в технологическую карту-схему последовательности сноса (демонтажа) строительных конструкций (метод обрушения механизированный);
- уточнить простой работ 6-7, 13-15 день в календарном плане производства работ; в наименовании работ исключить п. 7 "песок", т.к. это материал, а не работа;
- исключить из состава проектной документации технические паспорта, фото объектов в связи с отсутствием требований по их включению в состав ПОД;
- в проекте организации по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Тобольск, , г.Тобольск, ул. 2-я Советская, д. 22 информация, указанная в пункте "б" и пункте "з" имеет разночтения в части подводящих сетей, в связи с чем уточнить информацию и привести в однообразие;
- в локальных сметных расчетам по всем объектам ЛСР на утилизацию сделать отдельной сметой и объединить в ССРСС ЛСР на снос объекта капитального строительства и ЛСР на утилизацию; индексы на 3 кв. 2022 применены некорректно, т.к. снос объекта капитального строительства относится к прочим объектам; необходимо учесть объем песка с учетом коэффициента уплотнения; необходимо дать пояснения по расчету массы образовавшегося строительного мусора после демонтажных работ.
- необходимо направить на проверку технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий.
25.11.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо о необходимости направления результатов работ с учетом замечаний в срок до 30.11.2022, однако ответа от Подрядчика не постипило.
06.12.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика вновь направлено письмо о необходимости направления результатов работ в срок до 09.12.2022.
09.12.2022 в адрес Заказчика поступили проекты и сметы на снос объектов капитального строительства. При этом в срок до 20.12.2022 Подрядчик обязался предоставить технические отчеты по результатам инженерно-геодезических изысканий.
15.12.2022 Заказчик рассмотрев поступившие проекты и сметы на снос объектов капитального строительства выявил следующие замечания:
- в проектной и сметной документации на снос ОКС , расположенного по адресу: г. Тобольск, ул. 2-я Советская, д. 22 имеется подполье, необходимо учесть при расчетах;
- в проектной и сметной документации на снос ОКС , расположенного по адресу: г. Тобольск, п. Сумкино, ул.Заводская,4 высота фундамента 1,5 м, необходимо учесть при расчетах;
- в проектной и сметной документации на снос ОКС , расположенного по адресу: г. Тобольск, ул. Большакова, д. 37 на прилегающей территории находится хоз.постройки и заборы, которые не учтены в проекте и расчете;
- в связи с изменениями индексов сметной стоимости на 4 кв. 2022 и изменениями стоимости тарифов на утилизацию отходов на 2023 год необходимо внести изменения в проектую и сметную документацию по всем объектам (стоимость тарифа на утилизацию брать без НДС -2 6145,17 руб);
В связи с выявленными замечаниями Подрядчику необходимо было их устранить и направить повторно документы в срок до 20.12.2022.
18.01.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо в котором Заказчик указал, что результаты работ по контракту в его адрес (до 20.12.2022) не поступили, в связи с чем Подрядчику необходимо направить документы на проверку до 23.01.2023.
26.01.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика проектную и сметную документацию на снос объектов капитального строительства, отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий обязался направить 10.02.2023
Однако, проектная документация направлена без учета последних замечаний Заказчика, а именно подполье, высота фундамента 1,5 так и не учтены, стоимость тарифов на утилизацию отходов на 2023 не изменены. Технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий Подрядчиком Заказчику не представлен.
В связи с тем, что надлежащие результаты работ в адрес Заказчика не поступили 13.02.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика также отметил, что 20.02.2023 в адрес Заказчика поступило письмо (исх. N 12/39) от Подрядчика по вопросу необходимости согласования технических отчетов по результатам инженерно-геодезических изысканий с ресурсоснабжающими организациями.
27.02.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил ответ в котором указал, что в соответствии с разделом 5 Методических рекомендаций по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ МДС 12-46.2008 проект организации работ должне содержать оценку вероятности повреждения при сносе (демонтаже) инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных сетей инженерно-технического обеспечения, описание и обоснование методов защиты и защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения, согласованных с владельцами этих сетей.
Таким образом, с целью четкого определения мест размещения надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, оценки вероятности повреждения при сносе (демонтаже) инженерной инфраструктуры, недопущения повреждения транзитных сетей, расположенных в границах территории демонтожа объекта капитального строительства, недопущения аварийных ситуаций необходимо согласовывать технические отчеты по результатам инженерно-геодезических изысканий с русурсоснабжающими организациями.
В свою очередь из письменных пояснений Подрядчика следует, что Обществом предоставлялись результаты работ, в ходе работ было выяснено, что Подрядчик должен предоставить Заказчику технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий, согласованный в соответствующих организациях, хотя согласование не было предусмотрено условиями контракта. Подрядчик не отказывается от необходимости согласовывать технический отчет, но на это Подрядчику требуется время, как на процесс согласования, так и на внесение корректировок в технический отчет, при необходимости.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 15.1 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок, которое получено Подрядчиком 20.02.2023.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 03 марта 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 03 марта 2023 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что проекты организации работ по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства; сметы на работы по сносу объектов капитального строительства с учетом корректировки замечаний Заказчика не предоставлены Подрядчиком; технический отчет по результата инженерно-геодезических изысканий не предоставлен, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны Подрядчика.
Документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения контракта в установленный контрактом срок в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика в рамках исполнения контракта на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Подрядчика установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
Так же установлено, что ООО "Партнер" (ИНН 7206061962) уже включено в реестр недобросовестных поставщиков 13.01.2023, 18.01.2023 о чем имеется соответствующие записи в реестре 23000467, 23000445, 23000252.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Управлением муниципального имущества, строительства, ЖКХ и земельных отношений администрации Вагайского муниципального района о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в ООО "Партнер" (ИНН 7206061962, адрес: 626110, Тюменская область, Тобольский муниципальный район, с.п. Ворогушинское, с. Бизино, ул. Юбилейная д. 15, директор: Томиловой Ольги Павловны, ИНН 720608492527) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
-------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 марта 2023 г. N РНП-72-33/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023