Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Абдуллин А.А.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Ответственный Заказчик: ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова
-без участия
Уполномоченный орган: Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике
-в присутствии представителя
Заявитель: ИП Вязовцев Сергей Анатольевич
-в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Вязовцев Сергей Анатольевич (вх. 3864/23 от 13.03.2023) на действия Государственный комитет Республики Башкортостан по
конкурентной политике при определении поставщика путем проведения закупки N 0101500000323000069 "Поставка изделий медицинского назначения (Щетка цитологическая цервикальная)".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно неправомерное отклонение заявки Заявителя.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0101500000323000069.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 г Комиссией было принято решение об отклонении участника с порядковым номером заявки, присвоенным оператором N1 по следующему обоснованию: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Пунктом 5.2.1. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в совместном электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" (п.п. "а" п. 2 ч.1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) участник закупки в отношении объекта закупки указывает характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Причина отклонения. В п.3 Описания объекта закупки установлена характеристика: Шпатель представляет собой плоскую пластиковую лопаточку с закругленными краями и предназначен для взятия материала с поверхности шейки матки или влагалища - наличие. Согласно инструкции по заполнению участниками закупок заявок на участие в электронном аукционе в подаваемом предложении в отношении товара участниками должны применяться наименования показателей и единицы измерения, соответствующие установленным в описании объекта закупки. Участник закупки предложил: Шпатель представляет собой плоскую пластиковую лопаточку с закругленными краями и предназначен для взятия материала с поверхности шейки матки - наличие, что не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки и положениям инструкции по заполнению участниками закупок заявок на участие в электронном аукционе".
Считаем данное отклонение незаконным, так как Участник закупки ИП Вязовцев С.А. при составлении заявки на участие в аукционе строго следовал инструкции по заполнению участниками закупок заявок на участие в электронном аукционе, а, именно, в п. 4. "В случае, если значения или интервалы значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или интервалов значений, указанных через данный символ, союз.
5. При установлении в описании объекта закупки значения, включающего союз "или", "либо", предложение участника должно содержать конкретное значение, исключая данный союз" Что Участник и сделал: исключил союз "или" и выбрал конкретное значение. Почему Заказчик при рассмотрении заявок не учел данные пункты Инструкции по заполнению участниками закупок заявок непонятно.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется поставка изделий медицинского назначения (Щетка цитологическая цервикальная).
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, объектом закупки является "Щетка цитологическая цервикальная (КТРУ 32.50.13.190-00007157), в пункте 3 описания установлена характеристика: Шпатель представляет собой плоскую пластиковую лопаточку с закругленными краями и предназначен для взятия материала с поверхности шейки матки или влагалища - "наличие".
В извещении об осуществлении закупки в качестве требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено:
5 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в совместном электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом и инструкция по ее заполнению: Подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с Федеральным законом оператору электронной площадки. Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. В соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки до окончания установленного в соответствии с Федеральным законом срока подачи заявок на участие в закупке. При описании объекта закупки участником закупки должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Описание предлагаемых товаров осуществляется в соответствии с единицами (системами) измерений и написанием наименований показателей, указанных в описание объекта закупки. Если предусмотрено извещением и описанием объекта закупки предложение участника закупки в отношении объекта закупки должны содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "з" пункта 5.1.1, пунктами 5.1.2 - 5.1.4 настоящего документа, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой. Инструкция по заполнению заявок участниками закупок также приведена отдельным документом в Описании объекта закупки. |
5.2.1 |
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); |
ТРЕБУЕТСЯ
|
5.2.2 |
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира; |
ТРЕБУЕТСЯ |
5.2.3 |
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки): на поставляемые изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации, в обязательном порядке предоставляются копии регистрационных удостоверений на каждое медицинское изделие (изделие медицинской техники), выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, или информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемое к поставке медицинское изделие (реквизиты регистрационного удостоверения). |
ТРЕБУЕТСЯ |
Согласно инструкции по заполнению участниками закупок заявок на участие в электронном аукционе: в подаваемом предложении в отношении товара участниками должны применяться наименования показателей и единицы измерения, соответствующие установленным в описании объекта закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N 0101500000323000069-2-1 на рассмотрение комиссии поступили 4 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения.
Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 2 (ИП Масленников А.В.), предложивший по позиции 3 товар - Зонд "Юнона": цитощетка со шпателем , Беларусь Шпатель представляет собой плоскую пластиковую лопаточку с закругленными краями и предназначен для взятия материала с поверхности шейки матки и влагалища.
Заявка участника с идентификационным номером 1 (ИП Вязовцев С.А.) отклонена в виду несоответствия информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона), а именно:
"Участник закупки предложил: Шпатель представляет собой плоскую пластиковую лопаточку с закругленными краями и предназначен для взятия материала с поверхности шейки матки - наличие, что не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки и положениям инструкции по заполнению участниками закупок заявок на участие в электронном аукционе". Заявителем по спорной позиции предложен товар предназначенный для взятия материала с поверхности только шейки матки без влагалища.
Таким образом, комиссия Заказчика рассмотрела заявки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указан пункт 5. При установлении в описании объекта закупки значения, включающего союз "или", "либо", предложение участника должно содержать конкретное значение, исключая данный союз. Комиссия установила, что согласно описанию объекта закупки требуется-Шпатель представляет собой плоскую пластиковую лопаточку с закругленными краями и предназначен для взятия материала с поверхности шейки матки или влагалища. Данная инструкция не позволяет надлежащим образом заполнить заявку.
Как следует из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Проанализировав положения инструкции по заполнению заявки, а также учитывая ранее приведенные положения инструкции, Комиссия приходит к выводу, что положения такой инструкции не направлены на надлежащее определение подрядчика, а направлены на введение участников закупки в заблуждение, влекущее ограничение доступа к участию аукционе, поскольку искусственно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях.
По мнению Комиссии, излишняя детализация инструкции по заполнению первой части заявки, равно как и ее отсутствие влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе, в чем усматривается нарушение п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Сложившаяся практика в части установления надлежащей инструкции запрещает сознательное установление потенциальным участникам закупки "формализованных ловушек", которые призваны "сработать избирательно" и по формальным основаниям не допустить неугодного участника либо в принципе создать условия, при которых добросовестный участник соответствующего рынка (здраво оценив требования документации) по объективным причинам откажется от участия в торгах, заведомо понимая обреченность намерения стать победителем.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отклонении заявок.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Вязовцев Сергей Анатольевич необоснованной.
2. Внеплановой проверкой в действиях ответственного Заказчика установлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Шафикова Э.Г.
Абдуллин А.А.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 марта 2023 г. N ТО002/06/106-442/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023