Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды":
от Заявителя - ООО "МАГ+С":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2268-ИП/23 от 08.03.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению функционирования территориально распределенной автоматизированной системы информационного обеспечения управления недропользованием (АИС "Недропользование"), в том числе блока принятия управленческих решений в сфере недропользования.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 822 800,00 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части возможного укрупнения лота и объединения в одной закупке работ, не связанных технологически и функционально.
Комиссия, изучив положения извещения и выслушав позицию представителя Заказчика, установила, что "Руководство пользователя АИС "Недропользование", в том числе новыми компонентами системы, разработанное в 2022 году" (далее - Руководство) не заявлялось Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки, как на то ссылается Заявитель, и не является обязательным документом к извещению об электронном аукционе (описанию объекта закупки), кроме того, представитель Заказчика пояснил, что запросов о необходимости предоставления такого Руководства от потенциальных участников закупки не поступало.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что услуги, являющиеся объектом обжалуемой закупки (разработка, программирование с использованием, программного языка Visual Basic 6.0., целью которого является изменение и дополнением программного продукта АИС "Недропользование" с услугами обеспечение технической поддержки программного продукта и актуализация, дополнение баз данных в области геологии и недропользования, программного продукта АИС "Недропользование", согласно инструкции пользователя АИС "Недропользование" то есть выполнение услуги оператора), не являются однородными, и представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых свой круг потенциальных участников.
Заявитель считает, что хозяйствующие субъекты, которые не оказывают услуги разработки, программирования с использованием программного языка Visual Basic 6.0. и услуги актуализации, дополнение баз данных в области геологии и недропользования, а имеют соответствующий опыт работ только в одной области, в силу объединения двух различных услуг в единый лот, могут быть необоснованно лишены возможности принять участие в обжалуемой закупке.
В отношении данного довода, Комиссия установила, что в описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению) (далее - ТЗ) отсутствуют работы по указанной Заявителем теме "разработка и программирование с использованием программного языка Visual Basic 6.0", целью которых являются изменение и дополнение программного продукта АИС "Недропользование".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что указанные в жалобе пункты раздела 7 ТЗ, а именно 7.1.1.5 - 7.1.1.8, 7.1.7.3, 7.1.7.4, 7.1.9.1 - 7.1.9.3 должны обеспечить адаптацию функциональных возможностей интерфейса блоков к требованиям конкретных пользователей, т.е. выполняется не разработка функций, а указание в схеме интерфейса вызова их из соответствующих пунктов меню. Данные работы выполняются средствами администрирования (настройки) самой системы и предназначены для ускорения выполнения определенного вида работ конкретными пользователями.
Работы по пунктам 7.1.5.1 и 7.1.5.2 выполняются пользователем с использованием соответствующих функций системы. Работы по пункту 7.1.6.1 и 7.1.6.2 - представляют собой обычный ввод формализованных и неформализованных данных в блоке "Фонд геологической информации".
Работы по пунктам 7.1.7.1, 7.1.7.2, 7.1.8.1 - 7.1.8.3 - указание в настройках параметров сервисных функций соответствующих значений также выполняются собственными средствами системы.
Пункт 7.6 - установка системы на новых компьютерах пользователей, настройка системы на общие информационные ресурсы и репликация на них данных по сфере деятельности - выполняется собственными средствами системы.
Работы по пункту 7.7. должны обеспечить постоянное функционирование системы, выполнение ее резервного копирования и оперативное восстановление из архивов при сбоях программного обеспечения и информационных ресурсов на компьютерах Заказчика и, тем самым, не могут быть оторваны от работ по адаптации интерфейса блоков системы для пользователей и актуализации их информационных ресурсов.
Все работы, предусмотренные ТЗ, взаимосвязаны, например, в связи с изменениями при идентификации лицензий без выполнения пунктов ТЗ 7.1.1.5 и 7.1.1.8 по адаптации интерфейса системы выполнение актуализации информации баз данных в принципе невозможно. Актуализация данных производится в оперативном режиме и не может быть отложена, следовательно, в составе данного лота отсутствуют технологически и функционально не связанные работы и услуги.
Так представитель Заказчика указал, что в ТЗ отсутствуют работы по указанной Заявителем теме "актуализация, дополнение баз данных" - ни состав, ни структура баз данных не изменяются. В указанных в жалобе пунктах ТЗ (7.1.1.1 - 7.1.1.4, 7.1.2, 7.1.4.1, 7.1.9.4) с использованием средств системы должна быть выполнена актуализация информации, хранящейся в базах данных, т.е. корректура и дополнение существующей и ввод новой информации. Исходная информация, используемая для актуализации информационных ресурсов, представлена в виде документов, не формализована, привязана к картографической основе и, соответственно, актуализацией данных блоков должны заниматься специалисты соответствующей квалификации. Исходные документы переводятся в растровую форму и средствами системы помещаются в хранилище неформализованных документов.
В указанном в жалобе пункте 7.1.3 ТЗ пользователем должны быть выполнены работы по актуализации и обработке картографической информации, входящей в состав информационных ресурсов системы. Картографическая информация связана с информацией семантических баз данных системы и обрабатывается ее геоинформационным модулем.
В пунктах 7.2 - 7.5 ТЗ пользователем должны быть выполнены работы по обработке картографической и семантической информации, входящей в состав информационных ресурсов системы. Картографическая информация увязана с информацией семантических баз данных системы и обрабатывается ее геоинформационным модулем.
Таким образом, указанные в ТЗ работы должны выполняться специалистами соответствующей квалификации с использованием собственных функциональных возможностей системы. В составе данного лота отсутствуют технологически и функционально не связанные работы и услуги.
Таким образом, на основании представленных в материалы дела дополнительных пояснений представителем Заявителя и возражениях/пояснениях в отношении доводов жалобы Заказчика, Комиссия пришла к выводу, что не усматривает нарушений положений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
Кроме того, Комиссия обращает внимание Заявителя на следующее положение установленное статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при принятии решения Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок руководствуется исключительно положениями, установленными Законом о контрактной системе, положения Закона о защите конкуренции не применимы к рассматриваемому делу.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МАГ+С" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 марта 2023 г. N 047/06/42-403/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023