Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - ГКУЗ ЛО " Бюро судебно-медицинской экспертизы:
в отсутствие представителей:
от Заявителя - уведомлены надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки.
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1612-ЭП/23 от 16.02.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских инструментов.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 271 836,46 рублей.
Заседания Инспекции были назначено 02.03.2023 г. (увед. N ИМ/1226/23 от 27.02.2023 г.) и 09.03.2023 г. (увед. N ИМ/1404/23 от 03.03.2023 г.), однако для ознакомления с материалами проверки, Инспекцией Ленинградского УФАС было принято решение от отложении заседания на 15.03.2023 г. (увед. N ИМ/1560/23 от 10.03.2023).
Рассмотрев представленные документы, Инспекция пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно доводу жалобы Заявителя, комиссией Заказчика был неправомерно определен победитель по результатам проведения закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 (далее - Постановление N 102) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для целей осуществления закупок в соответствии с Постановлением N 102, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
На участие в электронном аукционе было подано 16 заявок участников.
1) Заявка с порядковым номером 1, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113483064) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан;
2) Заявка с порядковым номером 2, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113494735) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан;
З) Заявка с порядковым номером З, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113491191) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация, Пакистан;
4) Заявка с порядковым номером 4, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113475898) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация, Пакистан;
5) Заявка с порядковым номером 5, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113497968) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан;
6) Заявка с порядковым номером 6, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113492787) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан;
7) Заявка с порядковым номером 7, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113492869) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация, Пакистан;
8) Заявка с порядковым номером 8, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113497920) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация, Пакистан;
9) Заявка с порядковым номером 9, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113492161) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация. Документы, подтверждающие страну происхождения товара:
- сертификат о происхождении товара СТ-1 1005003504 от 13.07.2022 г. производитель ОАО "МИЗ - ВОРСМА",
- сертификат о происхождении товара СТ-1 1005004756 от 14.09.2022 г. ПАО "МИЗ им. М. Горького";
сертификат о происхождении товара СТ-1 2005000906 от 21.02.2022 г. ООО "МИЗ - Тумботино";
10) Заявка с порядковым номером 10, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113484084) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация производитель ОАО "МИЗ - ВОРСМА", документ, подтверждающий страну происхождения товара отсутствует;
11) Заявка с порядковым номером 11, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113492043) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация. Документ, подтверждающий страну происхождения товара:
сертификат о происхождении товара СТ-1 1002003210 от 08.07.2021 г. производитель ООО "Нижегородский Завод Сложного Медицинского Инструмента "Парацельс";
12) Заявка с порядковым номером 12, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113483604) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация, Пакистан;
13) Заявка с порядковым номером 13, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113492783) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Российская Федерация.
Документы, подтверждающие страну происхождения товара:
сертификат о происхождении товара СТ-1 1005003504 от 13.07.2021 г. производитель ОАО "МИЗ - ВОРСМА",
сертификат о происхождении товара СТ-1 1005004756 от 14.09.2021 г. ПАО "МИЗ им. М. Горького";
14) Заявка с порядковым номером 14, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113474369) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан;
15) Заявка с порядковым номером 15, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113491052) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан;
16) Заявка с порядковым номером 16, присвоенным оператором электронной площадки (Идентификационный номер заявки 113493969) содержит предложение о поставке медицинских инструментов страной происхождения которых является Пакистан.
При рассмотрении заявок участников, комиссия Заказчика по осуществлению закупок был осуществлен запрос в ТПП РФ для подтверждения сертификатов о происхождении товаров СТ-1 N 1005003504 от 13.07.2022 года, производитель: ОАО "МИЗ - ВОРСМА" и сертификата о происхождении товара СТ-1 1005004756 от 14.09.2022 г. производитель: ПАО "МИЗ им. М. Горького".
По заявке с порядковым номером 9.
Был получен ответ на электронную почту о том, что эти сертификаты выданы в 2021 г.
Таким образом, фактическая дата выдачи сертификата СТ-1 ОАО "МИЗ - ВОРСМА" и ПАО "МИЗ им. М. Горького" является 2021 год, а предоставленная участником информация не соответствует действительности (даты выдачи, указанные участником - 13.07.2022 г. и 14.09.2022 г. соответственно).
В свою очередь, сертификат о происхождении товара СТ-1 N 2005000906 от 21.02.2022 г. производитель: ООО "МИЗ-Тумботино" не распространяется на следующие медицинские изделия, являющиеся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товара требуемого к поставке |
1 |
32.50.13.190-00007598 Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования |
2 |
32.50.13.190-00006989 Ножницы ректальные |
З |
32.50.13.190-00007138 Ножницы для разрезания гипсовой повязки |
4 |
Зонд анатомический трупный с делениями |
5 |
Зонд хирургический желобовидный |
6 |
Зонд хирургический пуговчатый |
7 |
Ложка измерительная для жидкости |
Таким образом, участником не подтверждено происхождение предлагаемого товара, и такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке иностранного товара.
По заявке с порядковым номером 13.
Сертификат о происхождении товаров СТ-1 1005003504 от 13.07.2021 г. производитель ОАО "МИЗ - ВОРСМА" распространяется на все позиции приобретаемых заказчиком медицинских изделий.
При рассмотрении рассмотрения сертификата СТ-1 N 1005004756 от 14.09.2021 г. производителя ПАО "Медико-инструментальный завод им. М. Горького", комиссия по осуществлению закупок заказчика не выявила в перечне следующие медицинские изделия, являющиеся объектом закупки и предложенные частником:
N п/п |
Наименование товара требуемого к поставке |
4 |
Зонд анатомический трупный с делениями |
7 |
Ложка измерительная для жидкости |
Следовательно, участник не подтвердил страну происхождения предлагаемого товара, и такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке иностранного товара.
По заявке с порядковым номером 11
Сертификат о происхождении товара СТ-1 1005003210 от 08.07.2021 г. производитель ООО "Нижегородский Завод Сложного Медицинского Инструмента "Парацельс" не распространяется на следующие медицинские изделия, являющиеся объектом закупки:
N2 п/п |
Наименование товара требуемого к поставке |
Причины несоответствия |
|
|
32.50.13.190-00006989 Ножницы ректальные |
|
код вида медицинского изделия 121690 в соответствии с КТРУ 32.50.13.19000006989. В регистрационных удостоверениях, указанных в СТ- 1 отсутствует данный медицинского изделия. |
|
32.50.13.190-00007138 ножницы для разрезания тонкой гипсовой повязки |
|
код вида медицинского изделия 103290 в соответствии с КТРУ 32.50.13.19000006989. в регистрационных удостоверениях, указанных в СТ- 1, отсутствует данный медицинского изделия. |
|
Ложка измерительная для жидкости |
Отсутствует в предоставленном СТ- 1 |
Различные виды медицинских изделий, согласно справочника медицинских изделий, имеют отличное друг от друга описание и характеристики. Следовательно, товар с другим кодом медицинского изделия по характеристикам не соответствует требованиям указанным заказчиком в описании объекта закупки и не может считаться соответствующим требованиям извещения.
Следовательно, участник не подтвердил страну происхождения товара, и такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке иностранного товара.
Учитывая вышесказанное, у комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявок с предложением товара происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, поскольку требования подпункта "а" пункта 2 Постановления N 102.
Также, согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, по итогам закупки с номером извещения N 0345200013523000008 с победителем заключен контракт N А-59/23/2 от 21.02.2023 г.
Заявитель ни на одно заседание Инспекции явку своих законных представителей не обеспечил, каких-либо подтверждающих документов, обосновывающих доводы обращения, в материалы дела не представил.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. В действиях комиссии Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 марта 2023 г. N 047/06/99-310/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023