Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "Росспецпроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчиком 04.12.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145300025019000056 на выполнение работ по однократному повторному применению авторской проектной и рабочей документации: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" в г. Северодвинске Архангельской области, положительное заключение Государственной экспертизы - N 29-1-5-0190-15 от 28.12.2015 г., для строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" в г.п. им. Свердлова, мкрн.1, уч. б/н (далее - электронный аукцион).
НМЦК электронного аукциона: 4 600 000,00 рублей
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N АЭФ-45/19МП от 23.12.2019 (далее - Контракт) на сумму 4 600 000,00 рублей (единственная заявка).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.02.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Однако, Комиссия отмечает, что в направленных документах Заказчика не изложены существенные обстоятельства дела, имеющие значения для принятия решения, более того, часть документов вообще не представлена Заказчиком в адрес Управления.
Так, Уведомлением NИМ/1659/23 от 15.03.2023 Управление запрашивало у Заказчика, в том числе:
1. Письменные пояснения доводов: пояснения, подтверждающие факты недобросовестности в действиях лица, в отношении которого подается заявление на включение в РНП со стороны Заказчика со всем документальными подтверждениями;
2. Документацию закупки со всеми приложениями (в том числе все внесённые в неё изменения);
3. Копию заключенного контракта со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
4. Документы об оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта, акты приёмки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта (при наличии);
5. Заключения проводимых экспертиз, всю почтовую и электронную переписку между сторонами (с подтверждением отправки/получения);
6. Документы, подтверждающие надлежащее исполнение Заказчиком порядка, предусмотренного частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе".
Вместе с тем, пакет документов Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков содержит лишь малую часть писем, при этом Заказчиком не представлялось других дополнительных документов, не содержится какой-либо последовательной хронологии событий, также не содержится данных о том, реагировал ли Участник на претензии (если они вообще выставлялись), в какой форме с ним осуществлялось взаимодействие, нет доводов, пояснений и документов запрошенных Управлением, не представлено всех писем от Участника.
При том, что материалами дела подтверждается существенное наличие документов с учетом того, что Контракт заключен еще в 2019 году, которые представлены Участником.
Таким образом, Комиссия выявляет, что запрошенные документы не представлены в полном объеме, то есть Заказчик представил тот пакет документов, которым располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу, чем и будет руководствоваться Комиссия, предоставить иные доводы Заказчик не счел необходимым.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленную часть Заказчиком и полный комплект Участником документов и пояснений, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 8.5. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 03.02.2023 на основании того, что Участник не исполнил обязательства по 2 этапу, а экспертиза Обществом не была пройдена.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, ознакомившись с документацией, Комиссия выявила, что п. 1.1. Контракта установлено, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по однократному повторному применению авторской проектной и рабочей документации: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" в г. Северодвинске Архангельской области, положительное заключение Государственной экспертизы - N 29-1-5-0190-15 от 28.12.2015 г., для строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский МР, г.п. им. Свердлова, микрорайон 1, уч. б/н. в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и сдать их Заказчику. Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их.
Согласно п. 1.2. Контракта виды и объемы работ, выполняемых Подрядчиком, определены настоящим контрактом и техническим заданием на выполнение работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта;
По Контракту предусмотрены этапы работ:
2.2.1. Этап 1
Днем начала течения срока по 1 этапу считается рабочий день, следующий за днем, когда были выполнены условия подпункта 2.1.2.
Длительность 1 этапа - в течение 45 рабочих дней со дня начала течения срока по 1 этапу. При этом днем начала выполнения работ по 1 этапу считается день подписания Контракта.
Подрядчик обязан выполнить следующие работы по первому этапу:
- работы по однократному повторному применению авторской проектной и рабочей документации: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" в г. Северодвинске Архангельской области, положительное заключение Государственной экспертизы - N 29-1-5-0190-15 от 28.12.2015 г., для строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский МР, г.п. им. Свердлова, микрорайон 1, уч. б/н.
Длительность 1 этапа - в течение рабочих 45 дней.
В результате выполнения работ по первому этапу контракта, Подрядчик выполняет работу по разработке следующих новых разделов:
Проектная документация (П):
- "Пояснительная записка" - ПЗ;
- "Схема планировочной организации земельного участка"-ПЗУ;
- "Конструкции железобетонные - фундаменты" - КР2.1;
- Наружное электроосвещение-ИОС1.4;
- Наружное электроснабжение - ИОС1.5;
- Наружное водоснабжение-ИОС2.2;
- Наружное водоотведение-ИОС3.2;
- Тепловые сети-ИОС4.2;
- Наружные сети телефонизации-ИОС5.2;
- Проект организации строительства-ПОС;
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды-ООС;
- Смета на строительство объектов капитального строительства-СМ.
Рабочая документация (Р):
- "Генеральный план"-ГП;
- "Конструкции железобетонные - фундаменты"-КЖ1;
- Наружное электроосвещение-ЭС;
- Наружное электроснабжение-ЭН;
- Наружное водоснабжение и водоотведение - НВК;
- Тепловые сети -ТС;
- Наружные сети телефонизации - НСС;
- Проект организации строительства - ПОС;
- Смета на строительство объектов капитального строительства- СМ.
Кроме того, Подрядчик, при содействии Правообладателя, выполняет все необходимые проверочные и новые расчеты по проекту, в связи с выполняемыми работами, а так же, по запросу государственной экспертизы.
После выполнения работ по 1 этапу, Подрядчик обязан передать Заказчику уведомление о готовности работ по первому этапу, два экземпляра актов выполненных работ по первому этапу, справки КС-2, КС-3, счет на оплату за первый этап работ, один электронный комплект с разделами выполненной проектной документации в формате PDF.
Подрядчик вправе выполнить работы досрочно.
2.2.2. Этап 2:
- Перед началом работ по 2 этапу Заказчик оплачивает Подрядчику выполненные им работы по 1 этапу.
- После такой оплаты, с целью дальнейшего проведения экспертизы, Подрядчик (либо Правообладатель по запросу Подрядчика) выполняет работу по загрузке Электронной версии в формате *pdf через личный кабинет на интернет-портале ГАУ "Леноблгосэкспертиза" вновь разработанных разделов проектной документации (П), сметной документации, разделов инженерных изысканий, ведомостей объемов работ, повторно применяемых разделов авторской проектной и рабочей документации (субъекта правообладания ООО РОССПЕЦПРОЕКТ), для последующего проведения Заказчиком, при сопровождении Подрядчиком, экспертизы проектной документации (П) выполненной с применением авторской проектной и рабочей документации.
- Заказчик заключает, а Подрядчик оплачивает договор с ГАУ "Леноблгосэкспертиза".
- Длительность этапа - в течение 75 рабочих дней.
- В ходе выполнения работ по 2 этапу Подрядчик защищает проектную документацию (П) выполненную с применением Авторской проектной и рабочей документации в вышеозначенной государственной экспертизе, а именно:
- Подрядчик отвечает на вопросы, относящиеся к проектной документации и к другим его компетенциям, и корректирует, при необходимости, проектную документацию (П), а Заказчик отвечает на вопросы, относящиеся к техническим условиям и к другим его компетенциям, при необходимости предоставляет в экспертизу затребованные экспертами документы, относящиеся к компетенции Заказчика. После этого, Заказчик и Подрядчик получают положительное заключение в государственной экспертизе ГАУ "Леноблгосэкспертиза".
- В завершении выполнения работ по 2 этапу, Подрядчик подготавливает и передает Заказчику полные комплекты Проектной документации (1 экз.) и Рабочей документации (3 экз.) откорректированных по замечаниям экспертов, а так же акт о выполненных работах по второму этапу, справки по форме КС-2 и КС-3, и счет на оплату.
В обязанности Заказчика по Контракту входит, в том числе:
- 4.2.0. Запросить и получить в соответствующих организациях и ведомствах все технические условия, требования и иные исходные данные, необходимые для выполнения работ по Контракту (Приложение N3 к контракту).
- 4.2.1. Оплачивать выполненные Подрядчиком Работы на условиях настоящего Контракта.
- 4.2.2. По окончании выполнения Подрядчиком работ организовать и осуществить приемку их результата.
- 4.2.3. При обнаружении в ходе выполнения Работ отступлений от условий настоящего Контракта, которые могут ухудшить качество выполненных Работ, или иных недостатков, заявить об этом Подрядчику в письменной форме, назначив срок их устранения.
- 4.2.4.Участвовать вместе с Подрядчиком в согласовании готовой проектно-сметной документации в органах государственной экспертизы.
- 4.2.5. Привлечь Подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к Заказчику третьим лицом в связи с недостатками выполненных проектно-изыскательских работ.
- 4.2.6. Направить Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
- 4.2.7. По письменному мотивированному запросу выдать Подрядчику доверенность на представление интересов Заказчика.
- 4.2.8. Заказчик обязан использовать являющуюся предметом настоящего контракта Проектную и Рабочую документацию , полученные от Подрядчика, в результате повторного применения Авторской проектной и рабочей документации: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" в г. Северодвинске Архангельской области, положительное заключение Государственной экспертизы - N 29-1-5-0190-15 от 28.12.2015 г., для строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский МР, г.п. им. Свердлова, микрорайон 1, уч. б/н.
Авторское право на архитектурную форму и чертежи как в повторно применяемой авторской проектной и рабочей документации , так и полученной в результате такого повторного применения проектной и рабочей документации (П и Р) принадлежат Автору Савенко В. К. (ИНН 702102061615, паспорт N 6911 серия 454681). Исключительное право на проектную и рабочую документацию (П и Р), а так же на конструктивные решения, инженерно-технические и функционально-технологические решения, представленные в проектных и рабочих чертежах проектной и рабочей документации (П и Р) как повторно применяемой авторской проектной и рабочей документации, так и полученной в результате такого повторного применения проектной и рабочей документации (П и Р) принадлежат Правообладателю ООО РОССПЕЦПРОЕКТ (ИНН 5406691622, КПП 54060100, ОКПО 30771841) , согласно Статье 1225. "Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, Статьям 1226, 1227, 1228, 1229, Статье 1255 "Авторское право", Статье 1259 "Объекты Авторского права", статье 1270 "Исключительное право на произведение", Статье 1294. "Права Автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства" Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
- 4.4.1. Выполнить предусмотренные настоящим Контрактом Работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и Технического задания и сдать Заказчику разработанную проектно-сметную в полном объеме и в сроки, установленные Контрактом. Надлежащим качеством выполнения Работ признается выполнение всех Работ по настоящему Контракту в сроки и в объеме, определенные Контрактом и Техническим заданием. Информировать Заказчика о наличии членства в СРО, в письменном виде в срок не позднее 3 (трех) дней с момента начало выполнения работ по Контракту.
- 4.4.2. В течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта Подрядчик обязан предоставить Заказчику авторский договор, либо лицензионный (или сублицензионный) договор, который Подрядчик заключил с авторами и обладателями исключительных прав на рекомендованную авторскую проектную и рабочую документацию соответствующую техническому заданию заказчика: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" в г. Северодвинске Архангельской области, положительное заключение Государственной экспертизы - N 29-1-5-0190-15 от 28.12.2015 г., для строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м" по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский МР, г.п. им. Свердлова, микрорайон 1, уч. б/н.
Приступить к исполнению Контракта и завершить Работу в сроки, в соответствии с настоящим Контрактом.
- 4.4.3. Обеспечивать Заказчику возможность контроля за ходом выполнения Работ, в том числе представлять по его требованию отчеты о ходе выполнения Работ.
- 4.4.4. Исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Заказчика по устранению недостатков работ в том числе в срок, установленный предписанием Заказчика, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной Работе.
- 4.4.5. Без дополнительной оплаты участвовать в рассмотрении проектно-сметной документации Заказчиком в установленном им порядке, защите в органах, осуществляющих государственную экспертизу (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N145), представлять пояснения, документы и обоснования по требованию экспертизы, вносить в проектно-сметную документацию (без дополнительной оплаты) по результатам рассмотрения у Заказчика и замечаниям экспертизы изменения и дополнения, не противоречащие Техническому заданию, отстаивать решения, примененные им при подготовке проектно-сметной документации.
- 4.4.6. Сделать и предоставить Заказчику все необходимые расчеты для получения Заказчиком всех необходимых Технических условий, сведений.
- 4.4.7. Провести все предусмотренные действующим законодательством, нормативно-технической документацией и условиями Контракта согласования и экспертизы. При отказе Подрядчика от направления разработанной по п. 1.1 Контракта документации на государственную экспертизу, а также в случае получения отрицательного заключения экспертизы работы по Контракту считаются Подрядчиком невыполненными. Подрядчик не вправе требовать оплаты работ по Контракту в случае получения отрицательного заключения экспертизы (По вине Подрядчика). Заказчик в таком случае вправе потребовать возмещения убытков и отказаться от исполнения Контракта.
При отказе Подрядчика от направления разработанной по Контракту сметной документации на экспертизу достоверности сметной стоимости, а также в случае получения отрицательного заключения (По вине Подрядчика) о проверке достоверности определения сметной стоимости работы по Контракту считаются Подрядчиком невыполненными.
- 4.4.8. Если в процессе выполнения работ Подрядчик или Заказчик обнаружат необходимость получения исходных данных (технических условий, требований и т.д.), не предусмотренных Приложением N 1 к Контракту, Заказчик должен получить такие сведения самостоятельно, а Подрядчик должен предоставить необходимые расчеты. В случае необходимости получения недостающих исходных данных Подрядчик без промедления обязан направить Заказчику письменный мотивированный запрос на получение дополнительных исходных данных (технических условий, требований и т.д.) в соответствующих организациях и ведомствах.
- 4.4.9. Не передавать проектно-сметную документацию третьим лицам без письменного согласия Заказчика.
- 4.4.10. Подрядчик обязан однократно использовать Авторскую проектную и рабочую документацию, полученную от Правообладателя, только на цели предусмотренные настоящим Контрактом.
- 4.4.11. Подрядчик самостоятельно загружает электронную версию в формате PDF проектной документации (П) в личный кабинет на сайте государственной экспертизы ГАУ "Леноблгосэкспертиза", а Заказчик заключает договор с вышеозначенной экспертизой и оплачивает стоимость этого договора- привести в соответствие с ранее внесенными исправлениями
- 4.4.12. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или нарушает сроки, установленные Контрактом, по независящим от него причинам, то он обязан письменно уведомить об этом Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней.
Согласно п. 8.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту, но не позднее1 этап-31.12.2019 г., 2 этап -31.12.2020, за исключением обязательств по уплате штрафных санкций.
Приложениями Контракта являются:
15.1.Приложение N 1 - Техническое задание.
15.2.Приложение N2 - Обоснование цены.
15.3. Приложение N3 - Список исходных данных.
Комиссия УФАС Ленинградской области установила следующую хронологию событий взаимодействия сторон.
23.12.2019 стороны заключили Контракт.
Из материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), следует, что Участник приступил к исполнению свих обязательств сразу после подписания Контракта.
Так, 1 этап работ передан Заказчику 27.12.2019, о чем подписаны акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Платёжным поручением от 11.03.2020 N321 Заказчик произвел оплату первого этапа в соответствии с пунктом 3.1 Контракта в размере 3 700 000 руб.
15.01.2020 письмом N3 Подрядчик передал Заказчику нагрузки для заказа технических условий на подключение инженерных сетей и сообщил, что к техническим условиям (исходным данным, перечисленным в Приложении N 3 к контракту) необходимо приложить схемы с точками подключения.
27.03.2020 Подрядчик направил Заказчику запрос о предоставлении исходных данных (письмо N49) т.к. от Заказчика технические условия не поступили.
17.04.2020 Подрядчик получил от Заказчика ТУ на водоснабжение, водоотведение и тепловые сети.
30.04.2020 Подрядчик получил от Заказчика Акты обследования земельного участка и сноса зеленых насаждений.
01.06.2020 Подрядчик получил от Заказчика анализ воды.
17.06.2020 сторонами была согласована посадка здания.
15.07.2020 Подрядчик вновь направил запрос Заказчику о предоставлении исходных данных без которых невозможно исполнить обязательства (письмо N107).
12.08.2020 Подрядчик получил от Заказчика схему с точкой подключения к тепловой сети.
21.08.2020 Подрядчик вновь направил запрос Заказчику о предоставлении исходных данных (письмо N141).
В ответ 25.08.2020 Подрядчик получил от Заказчика письмо о том, что Заказчиком ведется работа по подготовке Градостроительного плана земельного участка (один из основных документов из списка исходных данных, приложение 3 к контракту).
30.09.2020 Подрядчик вновь направил запрос Заказчику о предоставлении исходных данных (письмо N169).
15.10.2020 Подрядчик направил Заказчику промежуточный отчет о ходе проектирования, в котором дополнительно сообщил о непредставлении исходных данных (письмо N185).
30.10.2020 Подрядчик получил от Заказчика письмо по вывозку грунта в карьер и по передвижению грузовых машин.
05.11.2020 Подрядчик направил Заказчику очередной промежуточный отчет о ходе проектирования, в котором вновь дополнительно сообщил о непредставлении исходных данных (письмо N198).
11.11.2020 Подрядчик получил от Заказчика письмо по пожарной части (для обслуживания ФОК).
12.11.2020 Подрядчик направил Заказчику новый очередной запрос о предоставлении исходных данных с разъяснениями неточностей в частично полученных технических условиях (письмо N204) сообщив, что в том числе на эту дату до сих пор не были получены следующие
исходные данные:
1) Градостроительная документация в составе:
- постановления об утверждении схемы расположения земельного участка под строительство с приложением - схемой расположения участка;
- утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке ГПЗУ, предоставленного для размещения объектов капитального строительства с нанесением красной линии;
- ситуационного плана (ситуационная схема) размещения проектируемого объекта капитального строительства. Рекомендуемый масштаб 1:2000 или 1:1000 (масштаб проекта планировки, проекта застройки.), на котором необходимо было дать объективную информацию о существующей градостроительной ситуации общественно-деловой зоны, а также отразить следующие линии градостроительного регулирования:
Водоохранную зону реки (если имеется);
Прибрежную защитную полосу реки (если имеется);
Береговую полосу реки (если имеется);
Красные линии.
2) Технические условия на электроснабжение (Первично Заказчиком были присланы 02.11.2020 были присланы ТУ на электрику без подписи, печати, номера, даты).
3) Технические условия на ливневую канализацию.
4) Технические условия на подключение сетей связи.
5) Заключение Управления культуры области об отсутствии объектов культурного наследия на территории (были в изначальном списке исходных данных в контракте и далее затребовано Государственной экспертизой в рамках приемки проектной документации).
23.11.2020 Подрядчик получил от Заказчика ТУ на ливневую канализацию.
05.02.2021 Заказчик впервые представил Градостроительную документацию согласно п.1 приложения 3 к Контракту, которая является основой всех проектных работ по Контракту.
16.03.2021 проектные работы Подрядчиком были выполнены, вновь разработанные разделы проектной документации (П), сметной документации, разделы инженерных изысканий, ведомостей объемов работ, повторно применяемых разделов авторской проектной и рабочей документации были готовы для прохождения экспертизы, что подтверждается подписанным заказчиком Актом приема-передачи проектной документации и инженерных изысканий от 16.03.2021.
После этого 24.03.2021 Подрядчик выполнил первичную подачу проектной документации на экспертизу в Леноблэкспертизу.
26.03.2021 после получения замечаний экспертов, Подрядчик направил запрос Заказчику N74 от 26.03.2021 о предоставлении историко-культурной экспертизы участка, утвержденной Комитетом по культуре Ленинградской области. и др. документов.
30.03.2021 был получен отказ в принятии документации Леноблэкспертизой. Одним из основных документов, из-за отсутствия которого был отказ - не представлено положительное заключение по государственной историко-культурной экспертизы.
Лишь 24.11.2021 от Заказчика в адрес Участника направлен Отчет по наличию объектов культуры на участке, без положительного заключения по государственной историко-культурной экспертизе.
30.11.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо N185 с разъяснением, что присланный отчет по наличию объектов культуры на участке выполнен без прохождения экспертизы и получения по ней положительного заключения, с описанием необходимых доработок.
25.01.2022 Заказчик представил положительное заключение по государственной историко-культурной экспертизе, договор на технологическое присоединение к электрическим сетям.
25.03.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо по предоставлению документов о финансировании строительства объекта для госэкспертизы.
20.04.2022 Подрядчик направил письмо Заказчику о предоставлении документов в рамках приемки документации госэкспертизой (выписка ЕГРН с данными о правообладателе земельного участка (письмо N26).
06.05.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо N31 по предоставлению исходных данных для госэкспертизы, поскольку часть ТУ уже устарела.
16.06.2022 Заказчик предоставил обновленные ТУ на сети связи и интернет, 20.06.2022 документы на земельный участок по запросу приемки госэкспертизы (письмо N119), 20.07.2022 - 26.07.2022 подписанное ЭЦП Заказчика заявление на прохождение госэкспертизы.
29.07.2022 был получен отказ экспертизы от приемки документации из-за отсутствия Технического задания, согласованного с главным распорядителем бюджетных средств, а также из-за несоответствия в измененном ТЗ источника финансирования представленному письму ГРБС о предельной стоимости строительства объекта.
02.08.2022 Подрядчик направил заказчику письмо N43 с замечаниями госэкспертизы и разъяснениями о необходимости предоставления Заказчиком исправленных документов (Техническое задание согласовать с главным распорядителем бюджетных средств, подписать доп. соглашение изменения к ТЗ и скорректировать в нем источник финансирования, чтобы соответствовал письму ГРБС о предельной стоимости строительства объекта).
13.09.2022 Подрядчик повторно по электронной почте запросил Заказчика о предоставлении исправленного технического задания для экспертизы.
25.11.2022 Заказчик направил Участнику письмо с просьбой вернуть ему документацию, направленную на госэкспертизу для устранения недостатков и повторного использования в связи со сменой кадрового состава администрации и утрату уволенными сотрудниками части необходимых документов (письмо N3742/01-19).
В рабочем порядке представители сторон взаимодействовали по данному вопросу для возврата вокументации.
24.01.2023 Подрядчик в очередной раз направил Заказчику запрос о предоставлении исходных данных для подачи документации на госэкспертизу (уже с актуализацией технических условий так как их срок годности истек еще с 04.07.2022) и недостающих документов, перечисленных в последнем отказе госэкспертизы в приемке документов (письмо N8/23).
03.02.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
08.02.2023 Участник направил Заказчику заявление об отмене решения об одностороннем отказе.
Из материалов дела следует, что Заказчик не отозвал решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 03.02.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС с нарушением срока (03.03.2023 10:24 (МСК)), Участник был надлежащим образом уведомлен, поскольку просил Заказчика отменить его.
Представитель Участника пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнил работы по первому этапу и стремился закончить и передать результат Заказчику по второму, намерений уклониться от обязательств у него не имелось, при этом, он готов был завершить работы при передаче запрошенных данных, а в связи с тем, что Заказчик не представил их, пройти государственную экспертизу стало невозможно, при том, что затягивание предоставления исходных данных приводило к тому, что, например, часть ранее полученных ТУ утрачивали силу, а при смене сотрудников у Заказчика часть документов вовсе стала отсутствовать у них, что приводило к выполнению одной и той же работы по несколько раз, а ранее достигнутые договоренности вновь согласовывать;
- Участник просит обратить внимание, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, что не свидетельствует о его намерении Участника целенаправленно сорвать Заказчику закупку, на основании чего, просит сведения о нем в РНП не включать.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции, поэтому доводы Участника о том, что односторонний отказ является неправомерным отклоняется Ленинградским УФАС России.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП, таким образом, настоящее решение не предрешает и не разрешает гражданско-правовой спор.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
2) Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит данные подтверждения и доказательства в том, что Участник приступил к выполнению работ и выполнил их полностью по первому этапу, с Заказчиком активно велась переписка и запрашивались данные, необходимые для надлежащего исполнения Контракта по второму этапу.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Гражданским кодексом и Контрактом Участник письменно информировал Заказчика о необходимом ему содействии в предоставлении исходных данных, в том числе поле отказов ГАУ Леноблэкспертиза в принятии документов.
Таким образом, Комиссия руководствуется тем, что в ходе исполнения Контракта могли возникнуть обстоятельства, разрешение которого возможно лишь при надлежащем содействии Заказчика.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства, исправить документы и внести в них изменения, взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как недобросовестное поведение.
Таким образом, Комиссия принимает аргумент Исполнителя, что без содействия Заказчика, исполнить ни Контракт не представляется возможным, даже в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта.
Анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
3) Комиссия дополнительно обращает внимание, что комплект документов Заказчика в адрес Управления не содержат хронологии событий с момента заключения Контракта, а также не представлено документов, запрошенных Управлением, таким образом Уведомление антимонопольного органа проигнорировано Заказчиком.
4) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последним каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела в полной совокупности и взаимосвязи не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Росспецпроект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 марта 2023 г. N 047/10/104-441/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023