Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей:
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 24.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0145300006222000349 на услуги по уборке (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 635 923,44 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 326/2022 от 15.12.2022 (далее - Контракт).
Цена Контракта по результатам электронного аукциона составила: 382 212,73 рублей.
Таким образом, Комиссией Ленинградского УФАС установлен факт того, что Участник стал победителем со снижением цены Контракта в 40%.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что Предприниматель со своей стороны 01.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а в настоящее время Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.3 Контракта предусмотрено право сторон в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Техническим заданием (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Контракта его предметом является оказание Исполнителем услуг по уборке (далее - услуги). Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом.
По Контракту:
- 5.1. Период (срок) оказания услуг: с 09.01.2023 года по 30.12.2023 года. Сроки исполнения этапов установлены в техническом задании.
- 5.2. Место оказания услуг: Ленинградская обл., г. Кириши, ул. Советская, д. 21, ул. Советская, д.18, ул. Декабристов Бестужевых, д.9.
- 5.3. Объем и порядок оказания услуг - в соответствии с техническим заданием.
- 5.4. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям качества, безопасности, предусмотренным законодательством РФ для услуг данного вида.
Согласно п. 3.1 Контракт вступает в силу с даты заключения и действует по 31.01.2024 года, а в части оплаты до полного своих обязательств соответствующей стороной.
Согласно Технического задания обязанности Исполнителя:
2.1. Уборка помещений администрации по адресам:
ул. Советская, д.18 (1, 3 этажи, лестничные пролеты и площадки между 1 и 3 этажами, лестничные пролеты и площадки запасного выхода) - 489,10 м2, в том числе:
- площадь помещения 1 этажа - 31,9 м2 (приложение - план помещения для уборки),
- площадь помещений 3 этажа - 390,6 м2
- площадь лестничных пролетов и площадок с первого до третьего этажа - 66,6 м2.
ул. Советская, д.21 (1 этаж и крыльцо), площадь помещения - 170,4 кв.м., площадь крыльца 2 м2.
ул. Декабристов Бестужевых, д.9 (1 этаж и крыльцо), площадь помещения - 218,8 кв.м., площадь крыльца 12,6 м2.
Итого общая площадь для уборки - 892,9 кв.м.
2.2. Характеристика услуг по КТРУ (81.21.10.000-00000006):
Наличие профессионального ухода за поверхностями: Нет
Способ уборки: Ручная
Тип объекта: Помещение
Тип уборки помещения: Ежедневная основная
2.3. Исполнитель обязан производить:
Ежедневно Исполнитель обязан производить:
- Сухая и влажная уборку полов;
- удаление пыли с открытых поверхностей столов, шкафов, тумбочек, стеллажей, стульев, кресел и других предметов;
- протирка зеркал и стеклянных поверхностей;
- влажная протирка оконных блоков с подоконниками;
- уборка и мойка раковин, смесителей, унитазов, с обработкой их специализированными моющими средствами для сантехники;
- удаление бытового мусора из мусорных корзин и замена в них полиэтиленовых пакетов;
- вынос мусора в контейнеры;
- предоставление Заказчику информации о выявленных неисправностях;
- контроль наличия мыла и туалетной бумаги;
- ежедневная уборка входной части здания (крыльцо и отмостка).
Два раза в месяц Исполнитель обязан производить:
- удаление пыли с батарей, радиаторов (декоративных экранов радиаторов), электрической арматуры (розеток, выключателей, удлинителей);
- удаление пыли с растений и декоративных украшений (сухая уборка);
- удаление пыли с выключателей и розеток (сухая уборка);
- мытье плинтусов;
- мытье мусорных корзин;
- мытье дверных блоков и кафельных стен;
- чистка и дезинфекция унитазов, раковин, урн, др
- удаление пыли с настенных светильников снаружи (сухая уборка);
- в архивном отделе (ул. Декабристов Бестужевых, д.9) удаление пыли с архивных стеллажей 1071 пог. метров.
Два раза в год Исполнитель обязан производить:
- мойка оконных блоков и проемов с внутренней и наружной стороны.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, Технического задания, а также его приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах выполняемых услуг.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращения Заказчика следует, что в его адрес поступило решение Предпринимателя об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.03.2023, которое принято в связи с тем, что Исполнителю постоянно оказывает "чинение препятствий" Заказчик.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
15.12.2022 Участник и Заказчик заключили Контракт.
В январе-февраля 2023 года услуги начали оказываться Участником, вместе с тем, Заказчик неоднократно фиксировал факт того, что уборка в определенные дни не производится (Акты от 09.01.2023, 10.01.2023, 13.02.2023, 14.02.2023, 16.02.2023, 20.02.2023, 21.02.2023, 28.02.2023).
В адрес Участника неоднократно направлялись претензионные письма с требованием оказывать услуги в соответствии с Контрактом (N01-01-16/0017 от 10.01.2023, N01-01-16/988 от 14.02.2023, N01-01-16/1097 от 16.02.2023, N01-01-16/1189 от 20.02.2023, N01-01-16/1199 от 21.02.2023, N01-01-16/1297 от 28.02.2023).
Из материалов дела следует, что лицо осуществляющее уборку на территории Заказчика сообщило ему, что Предприниматель с ним не был заключал договор, а также не произвел оплату услуг за январь 2023 года, в связи с чем прекращает уборку, на что Заказчик сообщил, что не может повлиять на Участника, сообщив, что со своей стороны оплатил услуги Исполнителю за те дни (январь, февраль), когда уборка осуществлялась.
01.03.2023 Участник принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта с указанием на "чинение препятствий".
09.03.2023 Заказчик направил Участнику возражения N01-01-16/1454 с указанием того, никакого воспрепятствования при исполнении Контракта не осуществлялось.
Представитель Заказчика дополнительно сообщил, что Заказчик нуждался в качественной и своевременной уборке, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из письменных объяснений Участника, следует, что он просит не включать Участника в РНП, основные доводы при этом сводятся к следующему:
1) Поскольку он принял Решение об одностороннем отказе, то оснований включать сведения о нем в РНП не имеется;
2) В ходе оказания услуг представителями Заказчика осуществлялось "неоднократное чинение препятствий" Участнику (о чем направлялись письма и составлялись акты от 13.02.2023, 17.02.2023, 27.02.2023 о необходимости взаимодействия, оставленные Заказчиком без ответа).
В ходе ознакомления с данными доводами, представитель Заказчика просил обратить внимание Комиссии на следующий факт: "чинения препятствий" не происходило, никаких писем от Участника ему не поступало.
Представитель Заказчика пояснил, что в ходе исполнения Контракта, Участник не оплачивал услуги уборщиц, которые производили уборку у Заказчика, в связи с чем они перестали оказывать услуги, кроме того, объекты находятся под видеонаблюдением, ни одного факта того, что уборщицы пришли осуществлять уборку, а их не пустили на объект или противодействовали уборке не зафиксировано, кроме того, в те дни, когда уборка была все услуги приняты и оплачены.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия решила приобщить к материалам дела все имеющиеся доказательства и доводы, в их совокупности оценивать документы, акты, письменные и устные пояснения сторон с точки зрения добросовестность/недобросовестность Участника при исполнении Контракта.
Довод Участника о том, что поскольку именно он является инициатором расторжения Контракта, то сведения о нем априори не могут быть включены в РНП подлежит отклонению.
Анализ Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 указывает, что обращения направляются Заказчиками в следующих случаях:
1 - уклонение участника закупки от заключения контракта;
2 - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
4 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС не может принять во внимание в качестве доказательства добросовестности Участника тот момент, что решение об одностороннем отказе расторгло Контракт.
2) Анализ действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и производить уборку в соответствии с условиями Контракта.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны предоставляться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием (приложение N1).
Материалами дела подтверждается, что фактически со второй половины февраля 2023 года услуги оказываться перестали.
Комиссия не может принять во внимание письма, представленные Участником, в качестве доказательства "чинения препятствий" Заказчиком на основании следующего:
- услуги по Контракту не приостанавливались (надлежащее уведомление Заказчика в соответствии с требованиями части 716 ГК РФ не осуществлялось);
- доказательств отправки писем и актов от 13.02.2023, 17.02.2023, 27.02.2023 не представлено, при этом скриншоты Участника не могут являться таковыми, так как незаверенные нотариально;
- услуги в январе 2023, за фактически исполненные дни, приняты и оплачены Заказчиком, каким образом такое произошло, если Заказчик противодействовал Предпринимателю в письменных пояснениях Участника не раскрывается.
Таким образом, ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств произошло из-за "чинения препятствий со стороны Заказчика" не находят своего подтверждения.
Принимая во внимание и ознакомившись со всем пакетом документов от Участника, Комиссия, кроме писем о чинении препятствий, составленных самим же Участником, не находит в нем доказательств того, какие именно действия (бездействие) Заказчика не позволили исполнить Контракт надлежащим образом.
Кроме того, Комиссия, принимая во внимание, что "чинение препятствий со стороны Заказчика" имело место быть, не находит объяснений каким образом часть услуг на режимном объекте со стороны соисполнителей оказалась выполненными и оплачены Заказчиком.
В качестве примера, Комиссия может привести дату 13.02.2023 (когда Участник, в письменных объяснения говорит о противодействии ему исполнять Контракт, в то время как 13.02.2023 у Заказчика имеется акт о невыходе на объект).
Комиссии не представлено других доказательств со стороны Участника, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился в полной мере выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта, а Заказчик ему "чинил препятствия".
Дополнительно, Комиссия знакомилась с данными ЕИС и КАД-арбитр, сведения о данном исполнителе включены в РНП 10 раз, разными территориальными органами ФАС России, при этом при оспаривании решений в суде, Участник ссылается на один и тот же довод, что все Заказчики, по всех субъектах Российской Федерации, ему чинят препятствия.
Таким образом, принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта трактуется Комиссией не как вынужденная мера (при неисполнении Заказчиком своих обязательств), а как попытка уйти от меры публично-правовой ответственности в виде включения сведения в РНП.
3) Участник существенно снизил цену Контракта, активно торгуясь и снизив начальную (максимальную) цену контракта на 40%, Участник должен предусматривать последствия своих действий и учитывать предпринимательские риски такого снижения.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В материалах дела Ленинградского УФАС отсутствуют подобные доказательства о заботливости и осмотрительности Участника.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия, в рассматриваемом деле, приходит к выводу, что доводы Участника не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактом обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о какой-либо заботливости и осмотрительности с его стороны.
Аргумент Участника о том, что Заказчик превысил свои полномочия не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
4) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги в полном объеме не были оказаны Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в услугах по уборке помещений, значимость которой не вызывает сомнений исходя из специфики услуг, нанесен значительный ущерб, то есть Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Чуб Александр Алексеевич в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 марта 2023 г. N 047/10/104-442/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023