Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия), в составе:
ведущего заседание Комиссии:
Карданова А.Х. - начальника отдела обжалования закупок Управления, заместителя председателя Комиссии;
членов Комиссии:
Гиззатуллиной А.А - заместителя начальника отдела обжалования закупок Управления
Кирпичниковой Н.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования закупок Управления,
рассмотрев жалобы ООО "ЗЕМЛЯ-ТУР" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства социального развития Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытых конкурсов на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках проведения оздоровительной кампании 2023 года в детских оздоровительных лагерях стационарного типа, расположенных на Черноморском побережье Краснодарского края (извещения N 0848200001123000008, N 0848200001123000006, N 0848200001123000007, N 0848200001123000005, N 0848200001123000009, N 0848200001123000010 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурсов.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещений о проведении Конкурсов в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 0848200001123000008, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 27.02.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 49 722 750,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 13.03.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Технического задания.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Конкурса установлены требования к пляжу в том числе следующее:
"до начала купального сезона пляж должен быть освидетельствован государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с выдачей письменного заключения, а также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубине до 2 м в границах заплыва и техническое освидетельствование на годность к эксплуатации, копии документов предоставляются Заказчику".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Данное требование обусловлено тем, что в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В свою очередь, водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубине до 2 м в границах заплыва обусловлено Приложением N 1 к Правилам пользования пляжами в Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС России от 30.09.2020 N 732, что отражается в заявлении-декларации, которое ежегодно перед началом эксплуатации пляжа его владелец направляет в подразделение ГИМС МЧС России.
Указанные документы (санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также заявление-декларацию, утвержденное приказом МЧС России от 30.09.2020 N 732) и отражены Заказчиком в п. 4.1.2 Приложения N 5 Описания объекта закупки".
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках проведения оздоровительной кампании 2023 года в детских оздоровительных лагерях стационарного типа, расположенных на Черноморском побережье Краснодарского края с программой естественно-научной направленности".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанного требования к освидетельствованию пляжа государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с выдачей письменного заключения, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Аналогичным, образом довод жалобы по закупкам N 0848200001123000006, N 0848200001123000007, N 0848200001123000005, N 0848200001123000009, N 0848200001123000010 не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе установлено в том числе следующее:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ |
- в случае если участником закупки является туроператор (турагент) в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" должен быть внесен в единый федеральный реестр туроператоров, что подтверждается копией свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров. - в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" организации отдыха и оздоровления детей должны быть внесены в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Краснодарского края, что подтверждается выпиской из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления. |
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Приказом Федерального агентства по туризму от 27 ноября 2020 года N 441-Пр-20 "Об утверждении формы и порядка выдачи свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров" утверждена форма Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров, а также Порядок выдачи свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров.
В соответствии с п.п. 3 и 4 Приложения N 2 к Приказу N 441-Пр-20, подготовка Свидетельства (приложение N 1 к настоящему приказу) осуществляется Управлением Федерального агентства по туризму, ответственным за формирование и ведение Реестра, в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 2 настоящего порядка.
Свидетельство подписывается руководителем Федерального агентства по туризму либо заместителем руководителя Федерального агентства по туризму и заверяется гербовой печатью Федерального агентства по туризму.
Свидетельство направляется туроператору почтовым отправлением в течение 3 рабочих дней со дня его подписания руководителем Федерального агентства по туризму либо заместителем руководителя Федерального агентства по туризму, но не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о внесении сведений о туроператоре в Реестр. За выдачу Свидетельства плата не взимается.
Указанный приказ издан в соответствии с частью четырнадцатой статьи 4.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в требованиях к содержанию составу заявки на участие в Конкурсе требования к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров, не ограничивают участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Аналогичным, образом довод жалобы по закупкам N 0848200001123000006, N 0848200001123000007, N 0848200001123000005, N 0848200001123000009, N 0848200001123000010 не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках проведения оздоровительной кампании 2023 года в детских оздоровительных лагерях стационарного типа, расположенных на Черноморском побережье Краснодарского края с программой естественно-научной направленности".
В Критериях оценки заявок по детализирующим показателям "общая цена исполненных участником закупки договоров", "общее количество исполненных участником закупки договоров", "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "наличие у участников закупки опыта услуги связанного с предметом контракта" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Признак N 1Общая цена исполненных участником закупки договоров.
Признак N 2 Общее количество исполненных участником закупки договоров.
Признак N 3 наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1946) утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 19 Постановления N 1946, в Положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
"ж) в приложении N 1 к указанному Положению:
в позиции 4 таблицы раздела II в графе "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки" слово "признак" заменить словами "характеристика квалификации участников закупки".
Изменения, внесенные Постановлением N 1946, применяются при осуществлении закупок, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) после 16 ноября 2022 года.
Пунктом 4 Постановления N 1946 установлено что, положения пунктов 7, 18 и 19 изменений, утвержденных настоящим постановлением, применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система), приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Вместе с тем, Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса на Официальном сайте 13.03.2023.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в извещении о проведении Конкурса порядка рассмотрения и оценки заявок подобным образом противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения по закупкам N 0848200001123000006, N 0848200001123000007, N 0848200001123000005, N 0848200001123000009, N 0848200001123000010.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Аналогичным образом, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупкам N 0848200001123000006, N 0848200001123000007, N 0848200001123000005, N 0848200001123000009, N 0848200001123000010
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ЗЕМЛЯ-ТУР" необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дел от 17.03.2023 N 050/06/105-7977/2023, N 050/06/105-7979/2023, N 050/06/105-7978/2023, N 050/06/105-7980/2023, N 050/06/105-7981/2023, N 050/06/105-7983/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 марта 2023 г. N 050/06/105-7979/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023