Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России В.Х. Мельниченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Белогорская ЦРБ" (далее - Заказчик) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом (по доверенности),
- ООО "ЭЛМАС" (далее - Заявитель) - Галимова Л.Н. (директор),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка шовного материала" (извещение N0375200050223000034) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего извещение о проведении Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы: "ООО "Элмас" не согласно с действиями Заказчика по установлению описания Технического задания документации об аукционе требований и характеристик шовного материала.
В соответствии с положениями документации об аукционе объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а именно шовный хирургический материал. Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 N 44 -ФЗ, а именно: позиция 24, 25 нить хирургическая, по совокупности характеристик прописана под единственного производителя: Десмосин (НПО Биополимер Украина) РУ ФСЗ 2008/01348 от 16.09.2015.
Данный товар на территорию РФ не поступает, в связи с боевыми действиями на территории Украина, Ближнее зарубежье, г. Полтава. Аналоги по совокупности характеристик с составом нити: синтетический полиэфир екапролактон либо низкомолекулярный гликонат. Остаточный срок поддержки раны 50% - 6-8 дней. Полная абсорбция до 56 дней. Обратимая деформация до 30%, на территории РФ отсутствуют".
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования и характеристики шовного материала по позициям 24, 25:
24 |
Нить хирургическая |
Шт. |
120 |
21.20.24.120 Нить хирургическая синтетическая монофиламентная рассасывающаяся. Состав: синтетический полиэфир е-капролактон либо низкомолекулярный гликонат. Цвет контрастный ране либо неокрашенный. Рассасывается гидролитическим способом. Остаточный срок поддержки раны 50% - 6-8 дней. Полная абсорбция до 56 дней. Обратимая деформация до 30%. Поверхностные особенности нити позволяют вязать 3-4 узла. Не имеет антигенных и пирогенных свойств и вызывает минимальную реакцию тканей при рассасывании (фактически воспалительная реакция ткани наблюдается только на прокол). Размер нити USP2\0 метрический размер 3 длина нити не менее 75 см игла 30 мм колющая1/2 Предназначена для наложения внутренних и наружных швов: кожа, подкожная клетчатка, мышцы, фасции, легирование мелких сосудов, кишечный шов, в том числе анастомозы, урология, желчные пути, гинекология, бронхи и паренхима легкого. Игла мартенситная или аустенитная нержавеющая сталь, устойчива к коррозии при воздействии атмосферы, с силиконовым покрытием. Срок стерильности 5 лет. |
25 |
Нить хирургическая |
Шт. |
120 |
21.20.24.120 Нить хирургическая синтетическая монофиламентная рассасывающаяся. Состав: синтетический полиэфир е-капролактон либо низкомолекулярный гликонат. Цвет контрастный ране либо неокрашенный. Рассасывается гидролитическим способом. Остаточный срок поддержки раны 50% - 6-8 дней. Полная абсорбция до 56 дней. Обратимая деформация до 30%. Поверхностные особенности нити позволяют вязать 3-4 узла. Не имеет антигенных и пирогенных свойств и вызывает минимальную реакцию тканей при рассасывании (фактически воспалительная реакция ткани наблюдается только на прокол). Размер нити USP3\0 метрический размер 2 длина нити не менее 75 см игла 20 мм колющая1/2 Предназначена для наложения внутренних и наружных швов: кожа, подкожная клетчатка, мышцы, фасции, легирование мелких сосудов, кишечный шов, в том числе анастомозы, урология, желчные пути, гинекология, бронхи и паренхима легкого. Игла мартенситная или аустенитная нержавеющая сталь, устойчива к коррозии при воздействии атмосферы, с силиконовым покрытием. Срок стерильности 5 лет. |
Согласно письменным пояснениям заказчика:
"B.Braun производит нить Monosyn Quick подходящую под параметры описания технического задания.
Ранее Заказчиком были осуществлены закупки Товара, с аналогичными характеристиками, указанными и в текущем аукционе.
При определении НМЦК Заказчиком были запрошены коммерческие предложения от трех предполагаемых поставщиков, которые указали о возможности поставки Товара с необходимыми Заказчику характеристиками.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 г. N1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 г. N592" (выписка) Во исполнение подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Ввести запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению N1.
Требуемый к поставке Товар отсутствует в вышеуказанном приложении N1.
Заказчиком было получено письмо от дистрибьютора исх.N59 от 17.03.2023 г. в котором подтверждается возможность поставки на территории РФ хирургических нетей в штатном режиме, без каких-либо ограничений, под запрос.
Таким образом, утверждения заявителя жалобы о невозможности поставки Товара не соответствует действительности.
Также обращаем внимание, что заявитель ООО "ЭЛМАС" сам заключает контракт на поставку товаров импортного производства, в том числе и на продукцию НПО БИОПОЛИМЕР, в качестве доказательства государственный контракт на поставку шовного материала закупка N0891200000622010595, где заявитель ООО "ЭЛМАС" заключил контракт на поставку нити Десмосин (почему-то заявитель в данном случае не посчитал это ограничивающей характеристикой и умудрился приобрести "УНИКАЛЬНУЮ" позицию производителя во время ведения боевых действий", что также указывает на то, что возможность приобретения и поставки данных нитей не является ограничением круга поставщиков".
Проанализировав извещение о проведении закупки, и пояснения сторон Комиссия отмечает, что при размещении закупки заказчик вправе определить в заявке требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно пояснениям Заказчика, целью закупки явилось обеспечение медицинского персонала Заказчика материалами для соединения тканей и соблюдение соответствующих требований действующего законодательства, а также на то, что при формировании требований к закупаемым товарам Заказчик исходил из собственных потребностей возникших в связи с осуществлением деятельности, а также спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно особенностями окупаемого товара и его применения.
Таким образом, указанные характеристики обусловлены потребностями Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком предоставлено письмо от ООО "Бриарей", который является официальным дилером компании НПО Биополимер, Украина, согласно которому нити Десмосин производства НПО Биополимер присутствуют в наличии на складе в г. Сант-Петербурге в ассортименте и в достаточном количестве.
Также в письменных возражениях Заказчик указал, что ООО "ЭЛМАС" заключил контракт на поставку товаров импортного производства, в том числе и на продукцию НПО БИОПОЛИМЕР, закупка N0891200000622010595 на поставку шовного материала, где заявитель предложил на поставку нити Десмосин.
Антимонопольный орган проанализировав вышеуказанную закупку установил, что ООО "Элмас" заключив контракт N70-23/а на поставку медицинских изделий "Поставка шовного материала для хирургического отделения" с ГУЗ "Городская клиническая больница N1" предлагает к поставке материал хирургический шовный синтетический Десмосин (монофиламент) с иглой атравматической Украина, ООО НПО "БИОПОЛИМЕР", приложив в составе заявки N регистрационное удостоверение на медицинское изделие ФСЗ 2008/01348 от 16 сентября 2015 года.
В своих пояснениях Заявитель указал, что "_на сегодняшний момент ООО "Элмас" заключил контракт No70-23/а с Городской клинической больницой No1 г.Читы, на сумму 1 465 000,00 руб. (Один миллион четыреста шестьдесят пять тысяч рублей) 00 коп. Одна позиция "Десмосин" (Украина), контракт находится на стадии исполнения. Поставку по данной позиции осуществить не представляется возможным, в связи с тем, что письма ООО "Бриалей" являются "профонацией" товар на территорию РФ поставлялся, а также на официальном сайте Росздравнадзора отсутствует бланк РУ NФСЗ 2008/01348 от 16 сентября 2015 года".
Однако на заседании комиссии не представлено официальных писем подтверждающий данный факт. В реестре медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения значится информация о регистрации медицинского изделия "Материал хирургический шовный синтетический Десмосин (монофиламент) с иглой атравматической и без иглы". Регистрация бессрочная, запись не аннулирована и не отменена. В материалах дела при этом имеется регистрационное удостоверение NФСЗ 2008/01348 от 16 сентября 2015 года.
Таким образом, Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка медицинских изделий, а не их изготовление. В связи с чем, любой участник рынка имеет возможность осуществить поставку товара, требующегося заказчику.
Участники рынка не ограничены в цепочке своих поставщиков, при отсутствии конкретного товара в запасе у участника закупки, с учетом положений федерального законодательства, которое не устанавливает обязанности иметь товар в наличии при участии в закупке, а также не устанавливает запретов на приобретение товаров у разных производителей, любой потенциальный участник закупки имеет возможность приобрести товары от того или иного производителя, чьи характеристики могут соответствовать требованиям, устанавливаемыми Заказчиками.
Заказчиком в описании объекта закупки обоснована необходимость приобретения товара именно с установленными в описании объекта закупки характеристиками, при этом параметры определены Заказчиком в пределах значений, допускаемых нормами действующего законодательства, в связи с чем, возможность закупить и поставить указанный товар имеется у любого участника закупки.
При этом, отсутствие у одного из участников закупки возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении его прав, либо об ограничении количества участников торгов.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о том, что формирование объекта данной закупки подобным образом ограничивает число потенциальных участников данной закупки. Довод признается необоснованным.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
В.Х. Мельниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 марта 2023 г. N 082/06/106-206/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023