На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Крюкова А.С.,
членов Комиссии:
заместителя начальника правового отдела N 2 Управления контроля размещения государственного заказа Вышегурова И.Х.,
консультанта отдела проверок N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Малагиной Т.В.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ООО "РТС-тендер" Мильшиной В.С., ООО "Стандарт +" Мазур Т.В., Васильева Д.Н., Кривогорницыной О.Р., Попова С.А., представители МКУ "Главстрой" ГО "г. Якутск", Окружной администрации г. Якутска на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения обращения посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Стандарт +" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МКУ "Главстрой" ГО "г. Якутск" (далее - Заказчик), Окружной администрацией г. Якутска (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования по объекту: "Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7" городского округа "город Якутск", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Шавкунова, д. 63 (капитальный ремонт) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0116300000123000048) (далее - Конкурс N 1), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования по объекту: "Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N5 имени Н.О. Кривошапкина" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 8 корпус 2 (капитальный ремонт) (номер извещения в ЕИС - 0116300000123000049) (далее - Конкурс N 2), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования по объекту: "Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N19" городского округа "город Якутск" Республика Саха (Якутия), расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкрн. Птицефабрика, 14 (капитальный ремонт) (номер извещения в ЕИС - 0116300000123000067) (далее - Конкурс N 3), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования по объекту: "Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Маганская средняя общеобразовательная школа" городского округа "город Якутск", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Маган, ул. Алымова, 1 (капитальный ремонт) (номер извещения в ЕИС - 0116300000123000068) (далее - Конкурс N 4),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурсов NN 1-4.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов Заявителя в реестре участников закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), в результате чего заявки Заявителя на участие в Конкурсах NN 1-4 неправомерно направлены Оператором электронной площадки Заказчику.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурсов NN 1-4 Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) требуют наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Документами, подтверждающими наличие опыта, предусмотренного дополнительными требованиями к участникам закупки, установленными пунктом 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 24.2 в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Постановлением N 2571, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571. При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с абзацем шестым подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно извещениям о проведении Конкурсов NN 1-4 к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с протоколами подведения итогов Конкурсов NN 1-4 заявки Заявителя отклонены в связи с несоответствием Заявителя требованиям, установленным в извещениях об осуществлении Конкурсов NN 1-4 в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в части непредставления документов, предусмотренных пунктом 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, подтверждающих соответствие Заявителя дополнительным требованиям, установленным позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, а именно исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или договор заключенный в соответствии с Законом о закупках.
На заседании Комиссии установлено, что сведения о Заявителе содержатся в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (далее - Реестр), по позиции 10 приложения к Постановлению N 2571.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заявитель в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 предоставил следующие документы:
1) Договор субподряда вне рамок Закона о контрактной системе от 04.05.2022 N 16-08/22 (далее - Договор) между Участником закупки и ООО "Строй энерго" на выполнение работ по реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования с ценой договора 26 308 641 руб.;
2) акт сдачи-приемки работ б/д б/н;
3) акт о приемке выполненных работ б/д б/н;
4) Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2022 б/н по форме N КС-3.
Также на заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Оператор электронной площадки 20.02.2023 принял решение о размещении указанной информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, при этом такие заявки направлены Заказчику.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Договор, представленный в составе заявки Заявителя на соответствие дополнительным требованиям, установленным позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, не является контрактом, заключенным в рамках Закона о контрактной системе, Закона о закупках.
При этом Комиссией установлено, что подпунктом "г" пункта 4 Правил взаимодействия предусмотрена обязанность Оператора электронной площадки проводить оценку соответствия документов и сведений, предоставленных Заявителем в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе абзацу шестому подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в неправомерном размещении документов и сведений, подтверждающих соответствие Заявителя дополнительным требованиям, установленным позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, в Реестре, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 22.03.2023 по делу N П-82/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
|
А.С. Крюков
И.Х. Вышегуров
Т.В. Малагина
|
Исп. К.М. Малышев
тел. 8 (499) 755-23-23, вн. 088-560
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2023 г. N П-83/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023