Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "МАГ+С" (далее - Заявитель) на действия Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реализации скорректированной проектной и рабочей документации по объекту "Организация и ведение экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах Подмосковного угольного бассейна" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008323000019) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) неправомерное требование к участникам закупки о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
2) ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки Извещения, а именно отсутствует инструкция по ведению информационной системы "Единый реестр - база данных" (далее - Система), а также не определены правила доступа к Системе;
3) неправомерно объединившего в один предмет закупки технически и функционально не связанные лицензируемые виды работ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.03.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.03.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 02.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 071 280 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 02204023040290019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.03.2023;
6) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктами 43, 45 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежат производство маркшейдерских работ, а также деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1467 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:
- создание маркшейдерских опорных и съемочных сетей;
- создание маркшейдерских сетей для наблюдения за сдвижением земной поверхности, деформациями горных выработок, зданий, сооружений и объектов при осуществлении работ, связанных с пользованием недрами;
- пространственно-геометрические измерения горных разработок и объектов, связанных с пользованием недрами, зданий и сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, а также наблюдения за состоянием горных отводов;
- учет и обоснование объемов горных разработок;
- ведение горной графической документации;
- обоснование границ горных отводов, определение опасных зон горных разработок, мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами;
- проектирование маркшейдерских работ.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального ремонта), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1845 деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает работы по проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание услуг по ведению экологического мониторинга.
Согласно пункту 4 Извещения к участникам закупки установлено, в том числе требование о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
В пункте 2 требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению Извещению установлено, что заявка должна содержать выписки из реестра лицензий.
Пунктом 3.2 описания объекта закупки Извещения установлено, что в рамках выполнения маркшейдерских работ исполнителю необходимо выполнить работы по визуальному обследованию территории горного отвода с целью выявления провалов, наблюдение за объектами, а также работы по визуальному обследованию бортов, уступов, прибортовой зоны и отвалов вскрышных пород участков открытых горных работ.
Кроме того, пунктом 3.2 описания объекта закупки Извещения также установлено, что в рамках выполнения работ по гидрометеорологии исполнителю необходимо выполнить работы по отбору проб воды и химический анализ из поверхностных и подземных источников водоснабжения и стоков из-под породных отвалов.
Пунктом 5.3.4 проекта государственного контракта Извещения установлено право подрядчика привлекать к исполнению своих обязательств по государственному контракту других лиц - субподрядчиков.
На заседании Комиссии установлено, что согласно приложению N 2 к проекту государственного контракта Извещения маркшейдерские работы составляют 63,43 % от общего объема выполняемых работ, при этом работы по гидрометеорологии составляют 8,38 % от общего объема выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия, изучив Извещение, приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра лицензий Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, поскольку работы, требующие наличие вышеуказанной лицензии не являются самостоятельным объектом закупки. При этом проектом государственного контракта предусмотрена возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, которые могут обладать соответствующей лицензией.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки Извещения, а именно отсутствует инструкция по ведению Системы, а также не определены правила доступа к Системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что описанием объекта закупки предусмотрены работы по ведению Системы.
Пунктом 5.4.2 описания объекта закупки Извещения установлено, что данные, полученные в ходе выполнения мониторинговых работ, должны быть занесены в Систему в соответствии с графиком выполнения работ по скорректированной проектной и рабочей документации, в том числе предусмотрено ведение журнала работ, прикрепление фотографий, выявленных (ликвидированных) провалов и скан-копий следующих документов: протоколы лабораторных исследований, акты обследования выявленных (ликвидированных) провалов.
Вместе с тем Комиссией установлено, что описание объекта закупки Извещения и проект государственного контракта Извещения не содержат инструкцию по ведению Системы, правила доступа к Системе, а также порядок передачи Заказчиком исполнителю Системы, что ставит исполнение государственного контракта в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки технически и функционально не связанные лицензируемые виды работ.
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по ведению экологического мониторинга.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения государственного контракта осуществляются маркшейдерские и гидрометеорологические со смежными с ней областями работы, которые необходимы для выполнения работ по организации и ведению экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах Подмосковного угольного бассейна.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, Правительством Российской Федерации постановлением Правительства от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
В пункте 1 порядкя рассмотрения и оценки заявок Извещения (далее - Порядок) по критерию оценки "Цена контракта" установлена формула расчета баллов согласно подпункту "а" пункта 10 Положения в редакции от 01.01.2022, а именно:
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1946 внесены изменения в Положение, согласно которым в предусмотренном подпунктом "а" пункта 10 Положения случае баллы участникам закупки рассчитываются по следующей формуле:
Указанные изменения вступили в силу с 16.11.2022.
Вместе с тем Извещение размещено в ЕИС 02.03.2023.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что включение в пункт 1 Порядка Извещения утратившей силу формулы расчета баллов является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Порядок, в части установления формул присвоения баллов, не соответствует пунктам 9, 10 Положения.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Критерию, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАГ+С" обоснованной в части пунктов 1, 2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела от 27.03.2023 по делу N 28/06/105-106/2023 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 марта 2023 г. N 28/06/105-106/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023