В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 70-п от 21.03.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "КЛАКСОН" -, действующего на основании доверенности,
представители администрации Бугурусланского района Оренбургской области на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом (исх. N 2392 от 21.03.2023 г.), заявили ходатайство о рассмотрении обращения в их отсутствие,
рассмотрев обращение администрации Бугурусланского района Оренбургской области (вх. N 3320 от 21.03.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "КЛАКСОН" (ИНН: 5602024199) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному автобусному маршруту "Михайловка-Григорьевка-Коровино" на территории Бугурусланского района Оренбургской области (2 квартал) (номер извещения N 0153300076723000021),
УСТАНОВИЛА:
21.03.2023 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение администрации Бугурусланского района Оренбургской области (далее - Заказчик) (вх. N 3319 от 21.03.2023 г о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "КЛАКСОН" (ИНН: 5602024199) (далее - Общество, Исполнитель) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному автобусному маршруту "Михайловка-Григорьевка-Коровино" на территории Бугурусланского района Оренбургской области (2 квартал) (номер извещения N 0153300076723000021) (далее - Закупка).
Согласно обращению Заказчика, участником закупки - ООО "КЛАКСОН" - в регламентированный Законом о контрактной системе срок проект контракта не подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. Вместе с тем, в письменных пояснениях Заказчик указывает, что ООО "КЛАКСОН" в настоящее время является добросовестным исполнителем услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по муниципальным автобусным маршрутам. Услуги оказываются без претензий и штрафных санкций. Согласно письменным пояснениям Заказчика, действия участника не были умышленными и направленными на уклонение от заключения контракта, а обусловлены стечением обстоятельств, повлиять на которые у Общества не было возможности. В письменных пояснениях администрация Бугурусланского района Оренбургской области просила сведения в отношении ООО "КЛАКСОН" в РНП не включать.
Согласно письменным пояснениям ООО "КЛАКСОН", причиной неподписания контракта в установленные Законом о контрактной системе сроки явились непредвиденные обстоятельства, не зависящие от воли Общества, при отсутствии намерения в уклонении от заключения контракта. Действия по неподписанию контракта являются неумышленными и не направлены на уклонение от подписания контракта, а послужили стечением обстоятельств, которые Исполнитель не мог предвидеть. ООО "КЛАКСОН" является действующей организацией с большим опытом работы и имеет ряд выполненных контрактов (договор) в полном объеме и в установленные сроки без применения штрафных санкций, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, никогда не привлекалось в качестве уклонившихся участников от исполнения контракта, имеет ряд положительных отзывов, что так же подтверждает нашу добросовестность. Присутствующий на рассмотрении обращения представитель Общества просил сведения в отношении ООО "КЛАКСОН" в РНП не включать.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее:
07.03.2023 09:24 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному автобусному маршруту "Михайловка-Григорьевка-Коровино" на территории Бугурусланского района Оренбургской области (2 квартал) (номер извещения N 0153300076723000021).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 114 341,24 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 г. N ИЗК1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка - ООО "КЛАКСОН" - на участие в закупке (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе), заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Из положений п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что Победитель запроса котировок в электронной форме подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (Заказчиком исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
16.03.2023 14:27 (МСК+2) победителю запроса котировок в электронной форме направлен проект контракта.
18.03.2023 00:03 (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 18.03.2023 г.
Таким образом, согласно данным из единой информационной системы в сфере закупок участником закупки - ООО "КЛАКСОН" - в регламентированный Законом о контрактной системе срок не подписан сертификатом электронной подписи проект контракта.
20.03.2023 09:25 (МСК+2) Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.03.2023 г. NППУ20_1, поскольку Обществом не размещен на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что подписать проект контракта не представилось возможным по причине непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли Общества, при отсутствии намерения в уклонении от заключения контракта. Инспекция Оренбургского УФАС России считает ссылку Общества указанные обстоятельства неубедительной ввиду следующего.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. ООО "КЛАКСОН", подавшее заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Инспекцией Оренбургского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено, что ранее ООО "КЛАКСОН" неоднократно исполнялись контракты в рамках Закона о контрактной системе. В материалы дела доказательства исполнения договоров представлены.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, ООО "КЛАКСОН" в течение дня, следующего за датой направления проекта контракта в электронной форме - 17.03.2023 г., уведомил о возникших обстоятельствах, не позволяющих вовремя подписать проект контракта (письмо ООО "КЛАКСОН" N 6 от 17.03.2023 г.).
В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о незамедлительно принятых мерах по устранению возникших обстоятельств:
- акт о неисправности оборудования от 17.03.2023 г., подтверждающий неисправность носителя, а также содержащий указание на то, что устранение неисправности силами исполнителя в данном случае невозможно;
- заявка Общества на ремонт (восстановление) программного оборудования по договору N 03/2023 от 09.01.2023 г.;
- заявление директора общества от 20.03.2023 г. на прекращение действия сертификата.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Общества, не выявила.
Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "КЛАКСОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Оренбургское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и настоятельно направить меры по недопущению данных фактов в будущем.
Учитывая изложенное, а также наличие действий ООО "КЛАКСОН", направленных на заключение контракта, Инспекция Оренбургского УФАС России, изучив представленные материалы, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КЛАКСОН" (ИНН: 5602024199) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 марта 2023 г. N РНП-56-08-06-44/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - участники закупок - электронная торговая площадка - автобусный маршрут - пассажирские перевозки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023