Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП ВАХРУШЕВОЙ Н.В. на действия Заказчика ГУЗ СО "Советская районная больница" при проведении электронного аукциона N 0360300010323000036 "Поставка перчаток",
УСТАНОВИЛА:
17.03.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП ВАХРУШЕВОЙ Н.В. (далее- Заявитель) на действия Заказчика ГУЗ СО "Советская районная больница" при проведении электронного аукциона N
0360300010323000036 "Поставка перчаток" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при описании объекта
закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы,
доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика извещен надлежащим образом, направил
ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую
проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
09.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было
размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ СО "Советская районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 796,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства N145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п. 5 Постановления Правительства N145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев установленных данным пунктом.
Согласно п.6 Постановления Правительства N145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки Заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь Заказчик при приобретении соответствующего товара.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка перчаток, код позиции КТРУ 22.19.60.119-00000002 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные".
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены характеристики к поставляемому товару (далее- Описание объекта закупки).
Согласно информации, размещённой в единой информационной системе в сфере закупок, по позиции КТРУ 22.19.60.119-00000002 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" характеристики к товару отсутствуют.
Таким образом, Заказчику при описании объекта закупки стоит руководствоваться положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В позиции 3 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные. Код вида МИ 122540" Заказчиком установлены характеристики к поставляемому товару, в частности: "Внешняя поверхность перчатки текстурированная. Внешняя и внутренняя поверхность должна иметь полимерное антиаллергенное покрытие, а также содержать увлажнитель, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера.
Покрытие должно способствовать увлажнению и питанию кожи рук медицинского персонала при работе.
Перчатки с внутренним и внешним полимерным антиаллергенным покрытием обеспечивают защитный барьер, предохраняя кожу от действия протеинов натурального латекса как медицинского работника, так и пациента, что способствует наиболее низкому риску проявления аллергических реакций.
Манжета с валиком препятствует скатыванию перчатки во время манипуляций, обеспечивая надежную защиту кожных покровов предплечья.
Цвет: оранжевый или зеленый или сиреневый, для индикации антиаллергенных перчаток с увлажнителем при приёмке товара, для однозначного визуального отличия от смотровых латексных перчаток, а также для своевременной визуализации загрязнения.
Класс потенциального риска применения медицинского изделия: 1, для краткосрочного использования в соответствии с регистрационным удостоверением
РЗН.
Перчатки должны быть упакованы в гигиенический диспенсер с клапаном для извлечения, что исключает необходимость касаться рабочей поверхности изделия при надевании, не более 50 пар в упаковке. Упаковка должна обеспечивать защиту от воздействия механических и климатических факторов во время транспортировки и хранения, а также должна защищать от влаги, озона, пыли.
Информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера, должна быть указана в Регистрационном удостоверении или в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации медицинского изделия., для однозначной идентификации медицинского изделия.
Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия.
Информация о материалах изготовления и соответствие ГОСТ Р 52239-2004 должна быть указана на упаковке изделия.
Для проверки регистрации заявляемого изделия на территории России указать номер и дату выдачи регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Срок годности: не менее 5 лет".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком по позиции N 3"Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" Описания объекта закупки неправомерно установлено требование "Внешняя и внутренняя поверхность должна иметь полимерное антиаллергенное покрытие, а также содержать увлажнитель, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера".
По мнению Заявителя, Заказчик установил необходимость в обработке внешнего и внутреннего покрытия перчаток с использованием полимерного антиаллергенного покрытия, а также увлажнителя преимущественно с Алоэ Вера, без приведения объективной потребности, при этом Заказчиком определены параметры в виде преимущественно с Алоэ Вера, несмотря на то, что существует целый ряд перчаток с внутренним покрытием, предназначенным для ухода за кожей с другими составами (например, витамин Е, ромашка, ланолин), выполняющими аналогичные свойства, тем самым Заказчик необоснованно ограничил количество участников закупки. Кроме того, одновременно установлено требование к дополнительному антиаллергенному покрытию латексных перчаток, то есть Заказчику необходимо обеспечить профилактику аллергических реакций. Между тем, использование увлажнителей с алоэ и его производными наоборот создают предпосылки для развития аллергических реакций.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, смотровые/процедурные медицинские перчатки используются медицинским работником практически всю рабочую смену, с соответствующей периодичностью меняются, но, фактически, непрерывно находятся на руках персонала. При наличии увлажнителя в составе покрытия диагностические перчатки оказывают увлажняющее, питающее и противовоспалительное действие на кожу рук.
Требования к наличию внутренних увлажняющих покрытий медицинских перчаток установлены исключительно в соответствии с потребностями Заказчика, успешным опытом многолетнего использования таких перчаток в повседневной деятельности учреждения именно для сотрудников с чувствительной кожей рук, направлены на обеспечение безопасности, предотвращения профессиональных кожных заболеваний и создания комфортного уровня медицинских манипуляций.
При этом Заказчиком не установлено требование к конкретному увлажнителю. Участник закупки представляет перчатки с увлажнителем на выбор участника закупки.
Для Заказчика является желательным представление перчаток с увлажнителем с экстрактом Алоэ Вера, однако, представление перчаток с любым иным компонентом (с ромашковым кремом, увлажняющим покрытием Aloe Vera + Vitamin E, с ланолином и витамином Е) на выбор участника закупки не является основанием для отклонения такого участника. На рынке медицинских перчаток широко представлены медицинские изделия с различными увлажнителями. Любое такое изделие может быть представлено к поставке в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком.
В отношении необходимости применения перчаток из латекса в случае наличия аллергии у сотрудников Заказчик пояснил следующее.
Применение латекса при изготовлении медицинских изделий обусловлено высоким уровнем тактильной чувствительности, которую обеспечивает данный материал. Проведение отдельных диагностических процедур в перчатках из синтетических материалов невозможно и не позволяет провести диагностику в полной мере.
Таким образом, необходимость антиаллергенного покрытия обусловлена обязательностью применения латексных перчаток при отдельных процедурах сотрудниками, имеющими склонность к аллергическим реакциям.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее- ГОСТ Р
52239-2004) устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Согласно ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р 52239-2004.
При этом в указанном стандарте не конкретизировано, каким именно компонентом поверхность перчатки может быть обработана.
Как следует из письменных пояснений Заказчика потребность в содержании увлажнителя, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера не является определяющей и обязательной, поскольку потребность Заказчика будет удовлетворена любым имеющимся на рынке увлажнителем в составе внешнего и внутреннего покрытия перчаток.
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы и не представил документов и информации подтверждающих потребность Заказчика в содержании перчаток увлажнителя с экстрактом Алоэ Вера.
Кроме того, Заказчиком не приведено обоснование установления требования к дополнительному антиаллергенному покрытию латексных перчаток, а напротив указано о возможности применения иных средств.
Так, по мнению Заявителя для предупреждения аллергии у персонала Заказчика необходимо использовать перчатки из синтетического материала, а не устанавливать требования к антиаллергенному покрытию латексных перчаток.
В целях защиты безопасности медперсонала и пациентов, Заказчик имеет возможность расширить Техническое задание, путем замены натурального латекса, синтетическим материалом. Заказчик получит изделие, удовлетворяющее всем необходимым ему потребностям, с аналогичными эксплуатационными и функциональными характеристиками, при этом будет исключен риск аллергии как у медицинских работников, так и у пациентов.
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы и не опроверг пояснения Заявителя.
Таким образом, установленное Заказчиком в описании объекта закупки требование: "Внешняя и внутренняя поверхность должна иметь полимерное антиаллергенное покрытие, а также содержать увлажнитель, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера" не является определяющей и обоснованной потребностью Заказчика.
Кроме того, в Описании объекта закупки отсутствует обоснование установления спорных характеристик к товару.
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в описании объекта Закупки требование: "Внешняя и внутренняя поверхность должна иметь полимерное антиаллергенное покрытие, а также содержать увлажнитель, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера" нарушают п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно в позиции N 3 Описания объекта закупки установлено требование: "Информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера, должна быть указана в Регистрационном удостоверении или в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации медицинского изделия".
По мнению Заявителя, данные требования являются завышенными, поскольку не регламентируются ни одним нормативным актом.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, требования, установленные Заказчиком, являются стандартными и отвечают требованиям, установленным к медицинским изделиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", Федеральный закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Информация в Регистрационном удостоверении/иных документах на сайте Росздравнадзора о цвете изделия, способах обработки поверхности значительно облегчает процесс приемки перчаток, так как информация от производителей является достоверной. Часто поставщики привозят товар, не соответствующий требованиям Технического задания, в связи с чем медицинскому учреждению требуется нести дополнительные расходы на проведение экспертизы соответствия товара. Указание информации о товаре в Регистрационном удостоверении или в иных документах, размещенных на сайте Росздравнадзора позволяет достоверно идентифицировать товар без проведения внешних экспертиз.
Требование о наличии информации в регистрационном удостоверении/государственном реестре установлено по тем характеристикам, соответствие которых при обычной приемке не установить, и по которым велик риск недобросовестной поставки товаров, не обладающих требуемыми характеристиками. Таким образом, требование обосновано с точки зрения лечебного процесса.
Принимая во внимание, что отдельные перчатки закупаются для отдельных структур лечебного учреждения, в процессе оказания медицинской помощи персонал должен иметь возможность чётко и однозначно определить соответствие перчатки требуемому функционалу, равно как во время приёмки товара - не только факт соответствия, но и факт регистрации.
Требования к наличию информации в Регистрационном удостоверении или в иных документах обусловлено необходимостью однозначной идентификации медицинского изделия.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
При этом информация о наличии регистрационного удостоверения у конкретного субъекта подтверждается сведениями, содержащимися в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Росздравнадзора
(https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch).
Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения: 1) наименование медицинского изделия; 2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; 3) назначение медицинского изделия, установленное производителем; 4) вид медицинского изделия; 5) класс потенциального риска применения медицинского изделия; 6) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; 7) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; 8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; 9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия; 10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; 11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
К иным сведениям установленным в п. 11 ч. 11 ст. 38 Закон N 323-ФЗ согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далееПостановление Правительства N 1650) относятся: а) наименование медицинского изделия; б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; в) назначение медицинского изделия, установленное производителем; г) вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - номенклатурная классификация медицинских изделий); д) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий; е) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; ж) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и отчество (если имеется), место жительства индивидуального предпринимателя уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; з) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя, отчество (если имеется), место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; и) адрес места производства или изготовления медицинского изделия; к) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; л) фотографические изображения общего вида медицинского изделия; м) фотографические изображения электронного носителя и интерфейса программного обеспечения (для программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, в том числе программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта) (в случае если имеется); н) электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие; о) электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Таким образом, в Законе N 323, в Постановлении Правительства N 1650 отсутствуют требования к указанию в государственном реестре медицинских изделий информации о внутреннем и внешнем покрытии, а также наличие увлажнителя.
Кроме того, подробной информации о технических и/или функциональных характеристиках, а также о комплектации медицинских изделий в регистрационном удостоверении и в указанном реестре не содержится.
В соответствии с разделом 8 "Маркировка" ГОСТа Р 52238-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация", установлен необходимый перечень информации, который должен содержаться на упаковке товара.
Таким образом, установление заказчиком требований в описании объекта закупки о том, что информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера должна быть указана на упаковке и/или в регистрационном удостоверении для однозначной идентификации медицинского изделия не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, поскольку законодательством Российской Федерации не установлено требование об указании данной информации на упаковке производителя и в регистрационном удостоверении.
Данная позиция также подтверждается в письме ФАС России (исх. N
28/108381/22 от 30.11.2022 г.).
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в описании объекта Закупки требование: "Информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера, должна быть указана в Регистрационном удостоверении или в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации медицинского изделия" нарушают п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно в позиции N 2 Описания объекта закупки установлено требование к цвету перчаток "оранжевый или зеленый или сиреневый, для индикации антиаллергенных перчаток с увлажнителем при приёмке товара, для однозначного визуального отличия от смотровых латексных перчаток, а также для своевременной визуализации загрязнения.
Требования к перчаткам диагностическим определены в ГОСТ 52239-2004, Методических рекомендациях для использования перчаток медперсоналом МР 3.5.1.0113-16, а также ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" и в Приказе МЗ РФ от 6 июня 2012 года N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
При этом, ни ГОСТ, ни Методические рекомендации не содержат требования о цвете исполнения перчаток, а также не содержат указаний на обоснованность и необходимость применения конкретного цвета смотровых перчаток.
Согласно письменным пояснениям Заказчика оранжевый/зеленый/сиреневый цвет указанных перчаток позволяет идентифицировать перчатки с антиаллергенным покрытием и увлажнителем и отличить их при приемке и распределении между подразделениями Заказчика от прочих перчаток, применяемых другими подразделениями Заказчика.
При этом, Заказчик не ограничивает участников закупки одним цветом. В части предоставления цвета перчаток участники закупки имеют альтернативу и предлагают данные параметры на свое усмотрение. Большое количество производителей предлагают медицинские перчатки оранжевого/зеленого/сиреневого цвета. Такие цвета перчаток способствуют своевременной индикации прокола перчатки и своевременной визуализации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки.
Применение указанных перчаток оранжевого или зеленого, или сиреневого цвета обеспечивает идентификацию медицинских изделий при приемке и распределении между подразделениями Заказчика и медицинским персоналом.
Кроме того, цвет перчатки имеет значение при проведении диагностических/смотровых процедур ввиду необходимости идентификации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Несвоевременная идентификация попадания биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала.
Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Требования к перчаткам диагностическим определены в ГОСТ 52239-2004, Методических рекомендациях для использования перчаток медперсоналом МР 3.5.1.0113-16 (далее- Методические рекомендации).
При этом, ни ГОСТ52239-2004, ни методические рекомендации не содержат требования о цвете исполнения перчаток, а также не содержат указаний на обоснованность и необходимость применения конкретного цвета смотровых перчаток.
Заказчиком в позиции N3 Описания объекта закупки к установлению требований о цвете перчаток дано обоснование, а именно для индикации антиаллергенных перчаток с увлажнителем при приёмке товара, для однозначного визуального отличия от смотровых латексных перчаток, а также для своевременной визуализации загрязнения.
При этом Заказчик не обосновал почему он не может осуществлять указанные манипуляции в голубых, желтых, розовых, коричневых, и др. по цвету перчатках необходимые функциональные и эксплуатационные, свойства которых будут идентичными по сравнению с перчатками установленных цветов.
Кроме того, Заказчиком не представлено результатов исследований, методических рекомендаций или иных документов подтверждающих, что конкретные цвете (оранжевый или зеленый или сиреневый), имеют преимуществ по отношению к перчаткам других цветов.
Стоит отметить, что согласно ПРИЛОЖЕНИЮ N 3 к Извещению "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ" при описании характеристик предлагаемого участником закупки товара не допускается применение слов "эквивалент", "более", "менее", "не более", "не менее", "не уже", "не шире", "или", "от", "до" и т.п. слов, знаков "", "
", "<", ">" и т.п. знаков, не позволяющих однозначно трактовать указанные характеристики.
Таким образом, участнику закупки в составе заявке необходимо указать конкретный цвет перчаток, установленный Заказчиком (оранжевый или зеленый или сиреневый), что необоснованно ограничивает число потенциальных участников закупки и снижает эффективность от закупочной процедуры.
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в описании объекта Закупки требование: "Цвет перчаток "оранжевый или зеленый или сиреневый, для индикации антиаллергенных перчаток с увлажнителем при приёмке товара, для однозначного визуального отличия от смотровых латексных перчаток, а также для своевременной визуализации загрязнения" нарушают п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности установленных Заказчиком характеристикам в позиции 3 Описания объекта закупки на сегодняшний день на рынке медицинских изделий отсутствует товар, удовлетворяющий требованиям Заказчика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика при формировании доводов жалобы Заявитель исходит из того, что Заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию. Одним из таких требований, по мнению Заявителя, является требование к наличию увлажнителя с Алоэ Вера в составе покрытия перчатки.
Анализ рынка медицинских перчаток показывает, что перчатки с увлажнителем в составе покрытия широко представлены на рынке, а именно: медицинские перчатки с ромашковым кремом изготавливает компания Ansell Heatlhcare, Перчатки MICRO-TOUCH HYDRACARE; Перчатки латексные смотровые неопудренные нестерильные с увлажняющим покрытием Aloe Vera + Vitamin E (ООО "Анком-Мед"); Перчатки из латекса SafeTouchR с ланолином и витамином Е.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заявителя пояснил:
1. Ссылка Заказчика на соответчике требованиям описания объекта закупкиперчаток SafeTouch компании Medicom является несостоятельной. Указанные перчатки зарегистрированы в рамках регистрационного удостоверения ФСЗ 2012/11785 от 22.03.20212. При этом, класс потенциального риска применения этих перчаток - 2а. В описании объекта закупки стоит требование к классу потенциального риска применения - 1.
Кроме того, указанные перчатки имею белый цвет, а по описанию объекта закупки требуются перчатки - оранжевые, зеленые или сиреневые.
Также, Заказчику требуются перчатки с толщиной на пальцах более 0,12 мм.
и не более 0,20 мм, а указанные перчатки имеют толщину в области пальцев - 0,11 мм.
Таким образом, перчатки из латекса SafeTouch не соответствуют описанию объекта закупки.
2. Ссылка Заказчика на перчатки MicroTouch HydraCare такженесостоятельна. Указанные перчатки зарегистрированы в рамках РУ ФСЗ 2010/06159. При этом, класс потенциального риска применения этих перчаток - 2а. В описании объекта закупки стоит требование к классу потенциального риска применения - 1.
Кроме того, ни в регистрационном удостоверении, ни в эксплуатационной документации нет ни одного упоминания о наличии внутреннего и внешнего полимерного покрытия, а также нет информации об увлажнителе.
Таким образом, перчатки MICRO-TOUCH HYDRACARE не соответствуют описанию объекта закупки.
3. Ссылка Заказчика на аналог в виде перчаток BioAncore с Алое Вера ивитамином Е, также не состоятельна. Указанные перчатки зарегистрированы в рамках регистрационного удостоверения РЗН 2021/15349.
При этом, класс потенциального риска применения этих перчаток - 2а. В описании объекта закупки стоит требование к классу потенциального риска применения - 1.
Кроме того, срок годности этих перчаток 3 года, а согласно описанию объекта закупки, установлено требование к сроку годности - 5 лет.
Таким образом, перчатки латексные смотровые неопудренные нестерильные с увлажняющим покрытием Aloe Vera + Vitamin E (ООО "Анком-Мед") не соответствуют описанию объекта закупки.
Кроме того, из совокупности установленных характеристик к позиции 2 Описания объекта закупки следует, что Заказчик прописал перчатку единственного производителя "Хайкеа Интернэшнл Ко., Лтд.", "BENOVY" с регистрационным удостоверением N РЗН 2021/16174 от 28.12.2021.
Однако из регистрационного удостоверения N РЗН 2021/16174 от 28.12.2021 следует, что для смотровых одноразовых нестерильных неопудренных перчаток из натурального латекса, что и составляет объект закупки составляет 3 года. В Описании объекта закупки по данной позиции установлен срок годности "не менее 5 лет".
Таким образом, по совокупности установленных Заказчиком характеристикам в позиции 2 Описания объекта закупки на сегодняшний день на рынке медицинских изделий отсутствует товар, удовлетворяющий требованиям Заказчика.
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы не присутствовал и не опроверг пояснения Заявителя.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А066611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком не представлено документов и информации подтверждающих, возможность поставить товар, соответствующий требованиям, установленным в позиции 3 Описания объекта закупки, что нарушает правила, установленные в п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Входе внеплановой проверки установлено следующее.
На участие в закупке подано две заявки:
Участник закупки с индикационным номером заявки 1 предложил к поставке по позиции 3 перчатки медицинские диагностические (смотровые) одноразовые нестерильные "BENOVY" из натурального латекса: Товарный знак BЕNOVY, регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16174 от 28.12.2021.
Участник закупки с индикационным номером заявки 2 предложил к поставке по позиции 3 перчатки медицинские диагностические (смотровые) одноразовые нестерильные "BENOVY" из натурального латекса: Товарный знак BЕNOVY, регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16174 от 28.12.2021.
Таким образом, участниками закупки предложен аналогичный товар по позиции 3 перчатки медицинские диагностические (смотровые) одноразовые нестерильные "BENOVY" из натурального латекса: Товарный знак BЕNOVY, регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16174 от 28.12.2021.
Согласно п.2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе Заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 2 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол подведения
итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 NИЭА1 (далее- Протокол) заявки участников закупки отклонены, на основании п.1 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 N44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В Протоколе содержится обоснование принятия решения об отклонении участника с индикационным номером заявки 1 в связи с тем, что по позиции 3 технического задания участник закупки предлагает к поставке перчатки по регистрационному удостоверению N РЗН 2021/16174 от 28.12.2021, указывает срок годности 5 лет. Согласно инструкции производителя, размещенной в Государственном реестре медицинских изделий, срок годности неопудренных перчаток составляет 3 года. Участник предоставил недостоверную информацию о товаре. Поставка медицинских изделий, не соответствующих документации производителя, нарушает действующее законодательство.
Участник закупки с индикационным номером заявки 2 предложивший к поставке по позиции 3 перчатки медицинские диагностические (смотровые) одноразовые нестерильные "BENOVY" , регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16174 от 28.12.202 отклонен Единой комиссией, однако, в нарушение п. 2 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе в Протоколе не содержится обоснование отклонения данного участника.
Указанное правонарушение содержит признаки состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП ВАХРУШЕВОЙ Н.В. на действия Заказчика ГУЗ СО
"Советская районная больница" при проведении электронного аукциона N 0360300010323000036 "Поставка перчаток" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ГУЗ СО "Советская районная больница" нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33, п. 2 ч. 17 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 марта 2023 г. N 064/06/33-329/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023