Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "_", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-161/2023;
в присутствии представителей:
Министерства здравоохранения Республики Мордовия -_, действующей на основании доверенности N2 от 12.01.2023 года (со сроком действия до 30.12.2023 года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -_, действующего на основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия N43-л от 22.04.2022 года "О назначении директора Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок"", участвующего в рассмотрении дела N013/06/42-161/2023 до перерыва;_, действующего на основании доверенности б/н от 11.08.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 28 марта 2023 года дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "_" (далее - ООО ТД "_, Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000323000792 на закупку медицинских изделий - стол операционный гинекологический, электромеханический, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21.03.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N1355-ЭП/23 от 22.03.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 23.03.2023 года NДМ/1003/23 рассмотрение жалобы назначено на 27.03.2023 года в 16 часов 00 минут.
23.03.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000177).
27.03.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 00 минут 28.03.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000323000792 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.03.2023 13:24 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 400 000,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 23.03.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 23.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 27.03.2023.
Код бюджетной классификации: 8050901011N953651244; 8050902011N953651244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" (федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения о проведении Аукциона, неправомерно указано в качестве характеристики требуемого к поставке товара "код вида медицинского изделия - 151540". ООО ТД "_" полагает, что код вида медицинского изделия по выбранной Заказчиком позиции каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) является справочной информацией и не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N1417/23 от 27.03.2023 года и вх.N1394-ЭП/23 от 24.03.2023 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 7 Правил).
В зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, классификацией технических средств реабилитации (изделий), утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н.
Указанная информация размещается Минфином России в разделе "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
В частности, в справочную информацию позиций каталога по медицинским изделиям включается информация в соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий: вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия.
Такие классификационные признаки вида медицинского изделия размещаются Минфином России в графе "Описание по классификатору" раздела "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка медицинского изделия - стол операционный гинекологический, электромеханический, с питанием от сети (код позиции КТРУ - 32.50.30.110-00000082, дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.07.2019; дата окончания применения позиции каталога - бессрочно).
Данная позиция КТРУ не содержит характеристик, при этом содержит следующую справочную информацию: "_Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 151540 Стол операционный гинекологический, электромеханический, с питанием от сети. Передвижной стол с моторизованной регулировкой высоты с питанием от сети, предназначенный для размещения пациента во время гинекологических хирургических процедур. Поверхность стола состоит из соединенных шарнирами частей, которые можно поднимать или опускать для лучшего контакта с поверхностью тела или снимать для обеспечения различных анатомических позиций; также в комплект входят регулируемые опоры/стремена для ног, которые прикреплены непосредственно к столу или к его подвижным боковым поручням.".
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам медицинского изделия установлены Заказчиком в разделе извещения о проведения Аукциона "Описание объекта закупки" следующим образом (описание объекта закупки приведено в настоящем решении частично):
N п/п |
Наименование объекта закупки |
Код позиции КТРУ |
Наименование характеристики |
Значение характеристик |
Ед. изм. |
Кол-во |
|||||||
1. |
Стол операционный гинекологический, электромеханический, с питанием от сети |
32.50.30.110-00000082 |
Код вида медицинского изделия - 151540 |
Соответствие |
Шт. |
10 |
|||||||
|
Размеры кресла: |
|
|
||||||||||
Длина ложа в разложенном горизонтальном виде, мм |
|
||||||||||||
_.. |
_. |
Между тем следует отметить, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию Заказчиком. Указанное согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N24-06-08/1982 от 17.08.2020 года, а также позицией Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенной в письме N25-3/1152 от 08.02.2023 года.
Следовательно, установление Заказчиком в качестве характеристики требуемого к поставке товара "кода вида медицинского изделия - 151540" не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку данная информация носит справочный характер и не является функциональной, технической или качественной характеристикой поставляемого медицинского изделия.
При указанных обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что вышеприведенные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод жалобы признается обоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта
Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта (часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Часть 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривает, что Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении Аукциона N 0809500000323000792 Заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта "120 000,00 рублей", размер обеспечения гарантийных обязательств "12 000,00 рублей".
При этом в проекте государственного контракта, размещенного в составе извещения о проведении закупки, Заказчиком указано следующее: "Размер обеспечения исполнения Контракта: 5 % от начальной (максимальной) цены Контракта в сумме 108 000,00 (Сто восемь тысяч рублей ноль копеек)" (пункт 10.5 проекта контракта); "Размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 0,5 % от начальной (максимальной) цены Контракта в сумме 10 800,00 рублей" (пункт 8.8 проекта контракта).
Следовательно, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Заказчиком допущено разночтение между информацией, содержащейся в извещении о проведении Аукциона и проектом контракт, размещенным в составе данного извещения, в части размера обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств.
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного части 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "_" на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000323000792 на закупку медицинских изделий - стол операционный гинекологический, электромеханический, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28 марта 2023 г. N 013/06/42-161/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023