Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 3 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Наст" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6242-ЭП/23 от 15.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации на капитальный ремонт территории и помещений общежитий, охраны, пищеблока и бани загородной баз (извещение N 0372200070121000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.10.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации на капитальный ремонт территории и помещений общежитий, охраны, пищеблока и бани загородной баз (извещение N 0372200070121000001) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 387 758,06 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 07.12.2021 N ППИ1 победителем Конкурса признано ООО "Наст".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Наст" заключен государственный контракт N 0372200070121000001 от 21.12.2021 на сумму 1 387 758,06 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Наст".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке и согласованию проектно-сметной документации на капитальный ремонт территории и помещений общежитий, охраны, пищеблока и бани загородной баз (далее - Работы) в течение 270 календарных дней с момента начала выполнения работ (п. 3.2 Контракта).
Пунктом 3.1 Контракта начало выполнения работ: в течение трех рабочих дней с момента (даты) подписания Контракта сторонами.
Однако свои обязательства Участник не исполнил в полном объёме и не устранил замечания и недостатки, тем самым нарушил п.п. 11.1 и 3.2 Контракта.
В ходе выполнения Работ и вследствие просрочки Заказчику стало очевидным, что Работы не будут выполнены надлежащим образом по следующим причинам:
- отказ ООО "Наст" от устранения допущенных дефектов и замечаний, в т.ч. от ГКУ "Службы Заказчика";
- разработка проекта осуществлялась не на всей территории летней базы, а только на урезанном с самого начала генплане территории, который не соответствовал имеющейся в ГБДОУ детский сад N 3 Невского района Санкт-Петербурга топографической съёмке 2011 г. в масштабе 1:500. Это не дало возможности правильно расположить детские прогулочные площадки и качественно выполнить раздел ВК и др., на что неоднократно обращал внимание Заказчик. Топосъёмка 1:500 2022 г., выполненная субподрядной организацией ОАО "Трест ГРИИ", так и не была предъявлена. В связи с этим расположение детских прогулочных площадок и уличного игрового оборудования не было согласовано с КГА;
- в альбомах проекта использовались два вида генплана: с вновь построенными и уже не существующими более 10 лет зданиями;
- раздел ВК генплана не соответствовал действительности и требовал доработки, особенно в части установки пожарных ёмкостей (отсутствовала подводка водоснабжения к бакам от артезианской скважины).
Расстояние между двумя общежитиями (лит. Б и Д) не соответствовало противопожарным нормам.
Излишне была завышена смета на посадку декоративных кустарников без учёта сохранения имеющегося ландшафта;
- проект, в целом, был выполнен не качественно и не в полном объёме. Предложения и замечания Заказчика не рассматривались и проектные решения не согласовывались, в т.ч. нарушение корневой системы в связи с прокладкой подземного дренажа на территории;
- неоднократные письменные обращения Заказчика в адрес Участника оставались без внимания и ответа. С ноября 2022 ода ООО "Наст" работами по объекту не занимались.
В ходе совместного визита представителей Заказчика и Участника в КГА, все вопросы теоретически были решены и даны рекомендации по устранению недостатков в проекте с учётом топосъемки всей территории. Так же было отмечено, что работа над согласованием ограждения никак не влияет на выполнение Работ по Контракту.
ООО "Наст" не исполнило свои обязанности и сроки по Контракту, что привело к срыву планов на капитальный ремонт базы в 2023 году, и соответственно, к дальнейшему переносу организации летнего отдыха детей Невского района. Данный факт был отражён в замечаниях ГУ "Служба Заказчика" и служебных письмах от Заказчика.
В связи с тем, что Участником не были исполнены обязательства по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством и п.п. 11.1 и 11.3 Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Наст" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.03.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств.
ООО "Наст" до 10.12.2022 добросовестно выполняло свои обязанности по исполнению Контракта. В полном объеме были выполнены работы по разработке разделов проектной документации, о чем свидетельствует сопроводительное письмо, переданное Заказчику от 01.12.2021 N 47, в т.ч. по электронной почте на адрес kuzmova.gdou3@yandex.ru, а также согласованные объёмно-планировочные решения. Также был разработан и согласован раздел АР (архитектурные решения), в части изменения фасадов зданий благоустройства лит.: Е, Б, Д, В, Г элементов благоустройства, на основании переданных Заказчиком соответствующих заданий КГА. Были выполнены работы по разработке разделов проектной документации, КСОБ (комплексные системы безопасности), а именно разделы АПС (автоматическая пожарная сигнализация); СКУД (система управления контроля доступом); ВН (видеонаблюдение, в.ч. и на фасадах здания для обеспечения безопасности прилегающей территории; СОУЭ (система оповещения управления эвакуацией). Соответствующая документация согласована в установленном порядке с ГМЦ (Государственный мониторинговый центр Санкт-Петербурга) и передана Заказчику 01.12.2021. Для разработки и согласованию разделов проектной документации СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка), ГП (генеральный план) на основании договора субподряда N 77-706-21 от 24.12.2021 с ТРЕСТ ГРИИ была выполнена топографическая съёмка территории загородной базы ГБДОУ детский сад N 3 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Песочная, д. 100 равную объёму 1,3 гектара (копия договора субподряда N 77-706-21 от 24.12.2021 с ТРЕСТ ГРИИ и платежное поручение N 540 от 27.12.2021, подтверждающее оплату данного договора). Выполнены работы по разработке разделов СПОЗУ и ГП и неоднократно направлены на согласование с КГА (Комитетом по Градостроительству и архитектуре), т.е ООО "Наст" фактически выполнило Работы, указанные в Приложении N 1 и Приложении N 2 к Контракту, но по выявленным обстоятельствам, независящих от Участника и говорящим о невозможности согласования данного радела проектной документации, не относящиеся напрямую или косвенно к уклонению Участника о выполнении данного раздела проектной документации.
В ходе личной консультации от 31.01.2023 в Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) и согласно отказу N 51506308 от 10.10.2022 полученного Комитетом по градостроительству и архитектуре, в части согласования объекта благоустройства элементов благоустройства по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Ушково, ул. Песочная, д. 100, лит А, кадастровый номер: 78:38:2253801:1 главный специалист отдела городского ландшафта Эльяс Р.А. сообщила, что на территории объекта находятся ранее не согласованные стационарные строения, а так же ранее не согласованное ограждение территории, более того, существующее ограждение территории ГБОУ детский сад N3 расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Ушково, ул. Песочная, д. 100, лит А выходит за границы земельного участка, т.е установлено с нарушением границ территории.
По сведениям государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью", согласно сведениям Единой системы электронного документооборота и делопроизводства Комитета, информация о согласовании благоустройства в отношении указанной территории, включая некапитальные нестационарные строения и сооружения, указанные как существующие, отсутствует.
В соответствии с п. 4.2.2.2 схема планировки объекта благоустройства должна быть представлена с отображением границ объекта благоустройства, существующих архитектурных объектов, проектируемых элементов благоустройства с привязкой к существующим элементам планировочной структуры (схема планировки объекта благоустройства должна быть представлена с увязкой к существующей планировке, должны быть отображены архитектурные объекты, окружающие объект благоустройства).
Для получения согласования необходимо было привязать проектируемые объекты благоустройства к существующей застройке (показать расстояние) с целью проверки требований СП42.13330.2016, что не представлялось возможным, так как некапитальные нестационарные строения и сооружения находились на территории без согласования.
Разработка проектных решений по устройству нестационарных объектов, размещенных ранее и определяющихся, как существующие (нестационарные сооружения, ограждение территории) и согласование данных существующих объектов, согласно заключённому Контракту, Приложению N 1 и Приложению N 2 к Контракту ООО "Наст" не могло нести ответственность за ранее несогласованные элементы благоустройства (строения и сооружения, ограждение), согласовать разработанный и выполненный раздел ПЗУ.
Согласно п. 6. Задания на проектирование необходимо было представить согласования Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА); Отдела подземных сооружений КГА (ОПС КГА); Управления ландшафтной архитектуры КГА (УЛА КГА), Балансодержатели подземных коммуникаций; Комитета по благоустройству, Садово-паркового хозяйства, что не представлялось возможным в связи с нахождением на территории благоустройства ранее несогласованных некапитальных нестационарных строений и ограждения.
Участник полагает, что Заказчик неоднократно нарушал условия Контракта в части п. 6.1. "По завершении в установленные сроки проектных работ Участник письменно извещает Заказчика и в течение 1 рабочего дня, следующего за днём окончания выполнения работ передает Заказчику, по акту приёма-передачи, в оригинале полный комплект разработанной и согласованной проектно-сметной документации, в соответствии с перечнем, установленным п. 12 Задания на проектирование (приложение N 1 к Контракту); п. 6.1.2. Заказчик после получения комплекта проектной документации в течение 3 рабочих дней со дня получения проектной документации проверяет комплектность документации и её соответствие заданию на проектирование и иным исходным данным и передаёт один экземпляр акта-приёма передачи проектной документации обратно Участнику и приступает к проверке и приёмке результатов выполненных работ; п. 6.5. При обнаружении приемочной комиссией в ходе проведения экспертизы результатов выполненных работ недостатков в выполненной работе, некомплектности проектной документации, несоответствия её техническому заданию и иным исходным данным, либо явных недостатков, приемочной комиссией составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения Участником. Указанный рекламационный акт в тот же срок направляется Заказчиком в адрес Участника, при этом Заказчиком составляется мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ", т.е. ООО "Наст", за весь период не получило в установленном порядке и сроки замечания/рекламационный Акт к комплекту проектной документации в течение 3 рабочих дней со дня получения. Таким образом, по мнению представителя Участника, не подтверждается уклонение ООО "Наст" от своих обязательств.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Наст" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Наст" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение ООО "Наст" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Наст" (ИНН: 7840412161), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2023 г. N РНП-78-367/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023