Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик):
ООО "Лидер" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6241-ЭП/23 от 15.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку вычислительной техники (извещение N 0372100029922001072),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку вычислительной техники (извещение N 0372100029922001072) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 194 450,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Лидер", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Лидер" заключен государственный контракт N 0372100029922001072-01 от 23.01.2023 на сумму 138 035,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Лидер".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку вычислительной техники (далее - Товар) в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 3.1.1 Контракта).
07.02.2023 на склад Заказчика поступил товар. 08.02.2023 Участником сформирован и размещен в единой информационной системе документ о приемке N 138 от 08.02.2023 на сумму 138 035,40 рублей. В связи с тем, что характеристики поставленного товара не соответствовали характеристикам Товара, указанным в Приложении N 2 к Контракту, Заказчиком 13.02.2023 был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
В мотивированном отказе от подписания документа о приемке от 13.02.2023 N 1-88/421 Заказчик требовал забрать несоответствующий условиям Контракта товар и осуществить поставку Товара, который будет соответствовать условиям Контракта. Однако по состоянию на 03.03.2023 Участник свои обязательства по Контракту не выполнил.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ в случае существенного нарушения договора одной из сторон допускается односторонний отказ от исполнения договора.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 4.4.7. Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.03.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Лидер" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.03.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что ООО "Лидер" не имело намерений не исполнять Контракт, ООО "Лидер" предпринимались попытки исполнить Контракт в полном объеме.
07.02.2023 в адрес Заказчика был поставлен товар, обладающий улучшенными характеристиками. Документы о приемке товара размещены в ЕИС 08.02.2023.
13.02.2023 Заказчиком размещен мотивированный отказ от приемки товара в связи с несоответствием товара требованиям Контракта.
13.02.2023 в адрес Заказчика поставлена недостающая мышь.
20.02.2023 на адрес электронной почты Заказчика направлено обращение на замену товара на товар с улучшенными характеристиками.
03.03.2023 Заказчиком посредством ЕИС направлен отказ от согласования поставки товара с улучшенными характеристиками.
03.03.2023 Участник повторно направил обращение на замену товара через ЕИС.
03.03.2023 Заказчиком размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
06.03.2023 Заказчик разместил в ЕИС отказ от согласования поставки товара с улучшенными характеристиками.
14.03.2023 решение об одностороннем отказе вступило в силу.
Относительно несоответствий характеристик системного блока представитель Участника отметил, что указанные в Контракте характеристики к скорости накопителя SSD было возможно реализовать только в накопителях с объемом 256 ГБ, указанное также подтверждается письмом производителя. Предложенные улучшенные характеристики не влияли на производительность оборудования, на энергопотребление, у Заказчика не возникало каких-либо дополнительных эксплуатационных трат в связи с поставкой улучшенного товара, кроме того, поставка улучшенного товара не нарушает конкуренцию, не дает дополнительных преимуществ Участнику, так как на этапе проведения процедуры, Заказчиком оцениваются заявки на соответствие техническому заданию, в котором указываются диапазонные значения, а также учитывается цена, предложенная участником. ООО "Лидер" в заявке предложило поставить товар с минимальными характеристиками, требуемыми техническим заданием, предложило цену соразмерную такому товару, при этом, предлагая улучшенный товар.
По мнению представителя Участника предложенный ООО "Лидер" товар полностью соответствовал требованиям, содержащимся в техническом задании (приложение к Контракту), находился в диапазоне запрашиваемых характеристик, тем самым приняв предложенный ООО "Лидер" товар, потребность Заказчика в Товаре была бы удовлетворена, а цель проводимой закупки была бы достигнута.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем до осуществления поставки Товара в адрес Заказчика Участником не предпринимались попытки согласования замены Товара, требуемого по Контракту, на Товар с улучшенными характеристиками, а также не направлялись письма, содержащие информацию о невозможности поставки Товара в соответствии с условиями Контракта. Таким образом поставка Товара с улучшенными характеристиками не была согласована с Заказчиком. При этом Товар, не соответствующий условиям Контракта, был поставлен в адрес Заказчика, что по мнению Комиссии УФАС свидетельствует о недобросовестном отношении Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Комиссией УФАС из информации, размещенной на Официальном сайте, было установлено, что Участник не обжаловал положения документации об электронном аукционе, а также не подавал запросов на ее разъяснение.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Лидер", ИНН: 5258154710, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Демирчян Светлана Васильевна, ИНН: 526220487725, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Лидер" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.03.23 |
16.03.23 |
15.03.23 |
0 |
15.03.23 |
22.03.23 |
22.03.23 |
0 |
27.03.23 |
27.03.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2023 г. N РНП-78-368/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023