Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
Детского оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Зори Анапы" (ООО) (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6483-ЭП/23 от 17.03.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации стационарного отдыха детей на территории Российской Федерации в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления, реализующих мероприятия по социальной адаптации, в период летних школьных каникул 2023 года (извещение номер 0172200001423000021) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.03.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200001423000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 472 545,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Заявитель утверждает, что Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства российской федерации" (далее - Положение об оценке заявок).
Согласно п. 3 Положения об оценке заявок для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение о проведении закупки в оспариваемой части содержит следующий порядок оценки:
2.1 |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Качество оказываемых услуг" |
Оценка заявок по детализирующему показателю оценки "Качество оказываемых услуг" осуществляется на основании сведений, предоставленных в технических предложениях участников закупки. Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
В рамках детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса оказания услуг по организации стационарного отдыха и оздоровления детей-инвалидов, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, если такие дети по медицинским показаниям нуждаются в постоянном уходе и помощи, на территории Краснодарского края и (или) Ростовской области, на территории Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления и (или) санаторно-курортных организациях, расположенных на побережье Черного и (или) Азовского морей, в летний период 2023 года (далее - оказываемые услуги), их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении следующих разделов: Меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, Требования к защите объекта для организации отдыха; Регламент поддержания частоты на объекте для организации отдыха, Программа досуга детей на объекте для организации отдыха. Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "Качество оказываемых услуг" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания. В случае, если услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в том числе в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами".
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 2 формы указывается наименование раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В случае, если участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание оказания услуги по соответствующим разделам технического предложения, и/или участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание оказания услуги по соответствующим разделам технического предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании, и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса. Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик по установленным разделам трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В рамках предоставления информации по разделу "Меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемых организацией мер по соблюдению правил безопасности с целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19" в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: наименование нормативного документа, устанавливающего стандарт безопасной деятельности; в рамках документа должно быть представлено описание мероприятий по обеспечению правил безопасности с целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции в процессе оказания услуг, включая в том числе перечень средств обеспечения безопасности и мер профилактики с целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции, выполняемых сотрудниками, задействованными в процессе оказания услуг (с указанием должностей сотрудников); порядок действий (описание порядка) в случае передачи информации о сотруднике по запросу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе с указанием методов (способов) получения а так же передачи информации о сотруднике; описание остальных разделов разработанного и принятого в организации нормативного документа, устанавливающего стандарт безопасности деятельности (с наименованием соответствующего раздела), включая раздел, касающийся обработки помещений для проживания детей, перечень сотрудников (должностей), задействованных в обработке помещений для проживания детей и перечень сотрудников (должностей), порядок обработки помещений (включая их основное оборудование, мебель, инвентарь), ответственных за контроль обработки (производящих проверку надлежащей обработки помещений за сотрудниками, задействованными в обработке помещений для проживания детей). В рамках предоставления информации по разделу "Требования к защите объекта для организации отдыха" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемых организацией требований к объекту для организации отдыха детей в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: информацию о порядке допуска на территорию учреждения транспортных средств, машин скорой помощи, аварийных служб; информацию о порядке действий сотрудников при обнаружении подозрительных предметов, которые могут являться взрывоопасными (с указанием конкретного перечня действий сотрудников в данной ситуации); информацию о действиях сотрудников при поступлении угрозы по телефону и при поступлении угрозы в письменной форме; информацию о перечне документации на объекте охраны, который формируется до начала услуг включая должностную инструкцию сотрудников охраны, перечень всех документов, содержащихся в наблюдательном деле, на основании которых происходит учет результатов обхода, передача под охрану помещений, передача дежурств; информацию о докладах охраны о сдачи дежурств, содержащих, в том числе, информацию о частоте докладов, содержанию данных докладов, в том числе в случае нарушения пропускного режима; информацию о умении сотрудников использовать технические средства охраны (с указанием средств экстренного вызова полиции, с указанием средств радиосвязи, включая средства стационарной и мобильной связи, с указанием средств обнаружения нарушителей и их перемещения, с указанием средств обнаружения проноса и провоза запрещенных материалов и предметов, указанием перечня преграждающих средств, перечня средств, идентифицирующих проход на объект, средств тревожно-вызывной сигнализации, с указанием средств наблюдения для визуального контроля ситуации; с учетом конкретных наименований перечисленных средств); информация о действиях сотрудников при проведении мероприятий по эвакуации из помещений учреждения; информацию о необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а так же перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника. В рамках предоставления информации по разделу "Регламент поддержания частоты на объекте для организации отдыха" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемого организацией регламента, определяющего поддержание частоты на объекте для организации отдыха детей в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: должностная инструкция палатной уборщицы (в том числе включающая общие положения инструкции и соответствующее им описание, а так же описание требований к квалификации сотрудника (с указанием полученного вида образования, указанием видов пройденных инструктажей либо наименований пройденных курсов повышения квалификации), содержащие определение сотрудника к соответствующей категории, к которой относится сотрудник в организации, инструкция должна содержать перечень должностей лиц, ответственных за назначение и освобождение сотрудника от должности, перечень должностей лиц организации, которым непосредственно подчиняется сотрудник; инструкция должна включать в себя обязанности сотрудника, задействованного в оказании услуг по уборке (в том числе с описанием методов влажной уборки при возникновении эпидемиологических ситуаций) с указанием периодичности влажной уборки закрепленной за сотрудником территории (зоны уборки) в рабочую смену, с указанием периодичности влажной уборки оборудования санитарных узлов (унитазов, раковин), палат, с указанием методов поддержания частоты стен, дверей и дверных проемов, окон, с указанием наименований видов документов, устанавливающих порядок проветривания палат, указанием периодичности проведения генеральной уборки закрепленных за сотрудником зон уборки, а так же описанием основных характеристик вспомогательного оборудования и/или инвентаря, задействованного в процессе уборки, с указанием видов нормативной документации, на основании которой производится дезинфекция ветоши для мытья полов, столов, ветоши для удаления пыли, емкостей для уборки; инструкция должна включать в себя положение о правах сотрудника (описывающее основные права в процессе трудовой деятельности), а так же положения, касающиеся ответственности сотрудника (описывающие ответственность сотрудника в процессе трудовой деятельности)), должностная инструкция администратора по уборке (клинингу), включающая в себя общие положения и соответствующее им описание, а так же описание требований к квалификации сотрудника (с указанием полученного вида образования, указанием видов пройденных инструктажей либо наименований пройденных курсов повышения квалификации), содержащие определение сотрудника к соответствующей категории, к которой относится сотрудник в организации, инструкция должна содержать перечень должностей лиц, ответственных за назначение и освобождение сотрудника от должности, перечень должностей лиц организации, которым непосредственно подчиняется сотрудник; инструкция должна включать в себя обязанности сотрудника, задействованного в оказании услуг по контролю производимой уборки (клининга) персоналом закрепленных зон (помещений), в том числе описание этапов по сбору информации о потребностях в персонале (включая описание мероприятий по подбору необходимого персонала, анализ особенностей организации работы на рабочих местах, информирование Заказчика о ситуации с наличием необходимого персонала), описание этапов по поиску, привлечению персонала, необходимого для оказания услуг в соответствии с конкурсной документацией (включая описание видов поиска необходимого персонала, проверку кандидатов на вакантные должности, подготовку предложений по привлечению найденного персонала к трудовой деятельности), описание этапов по администрированию процессов уборки и соответствующего уборке документооборота (включая анализ процессов документооборота, локальных документов по обеспечению необходимым персоналом); инструкция должна включать в себя положение о правах сотрудника (описывающее основные права в процессе трудовой деятельности), а так же положения, касающиеся ответственности сотрудника (описывающие ответственность сотрудника в процессе трудовой деятельности). В рамках предоставления информации по разделу "Программа досуга детей на объекте для организации отдыха" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемой организацией программы, определяющей досуговую деятельность детей на объекте для организации отдыха в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: структура программы досуговой деятельности (включающий в себя в том числе наименование этапов организации досуговой деятельности в рамках программы и соответствующее описание, характеризующее порядок проведения досуговой деятельности по каждому этапу: содержащее сведения о лицах, задействованных в реализации этапа, цели и задачи проведения этапа, его основное содержание и перечень средств для реализации, методику реализации этапа, способы обеспечения сотрудниками для проведения этапа, описание мероприятий по проведению консультаций сотрудников в рамках реализации этапа, в том числе способы решения непредвиденных ситуаций на этапе, описание критериев безопасности, развития коммуникативных навыков детей, в соответствии с которыми реализуется этап, наименования нормативной документации, в соответствии с которой производится проведение этапа), порядок осуществления контроля программы досуговой деятельности (включающий в себя в том числе описание мероприятий по согласованию программы и ее корректировке (при необходимости) с целью повышения качества проведения досуговой деятельности, порядок внесения корректировок (при необходимости) с целью повышения качества проведения досуговой деятельности, порядок утверждения внесенных корректировок (при необходимости) с целью повышения качества досуговой деятельности, перечень документов (с указанием их наименований, буквенных и/или цифровых обозначений (при наличии)), составляемых по результатам утверждения итогового варианта программы досуговой деятельности на объекте для организации отдыха в соответствии с требованиями конкурсной документации, необходимо предоставить информационную карту программы досуговой деятельности, содержащую распорядок досуговой деятельности по каждому дню отдыха в рамках периода отдыха (смены). Описание требуемых подразделов должно содержать все данные, предусмотренные разделами конкурсной документации и соответствующими приложениями. Такое описание, с целью исключения двоякого толкования представленной информации, не должно содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается" (данное слово должно быть заменено участником на другое, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"), "необходимо", "не допускается" (данное словосочетание должно быть заменено участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"). Оцениваемое описание оказываемых услуг в отношении каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), содержащего оцениваемую у участников информацию (характеристики), предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), в том числе соответствующее описание по наименованию раздела и подраздела (при наличии) и не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемой информации (характеристик) в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу. Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и не противоречит требованиям конкурсной документации. Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если предложение Участника содержит описание не всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и/или противоречит требованиям конкурсной документации. При формировании "Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. |
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный показатель и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Детского оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Зори Анапы" (ООО) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 марта 2023 г. N 44-953/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023