Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "САВИКС-ЛТД" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6661-ЭП/23 от 20.03.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку одежды форменной для нужд ГБОУ кадетской школы Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200182323000008) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200182323000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 981 022, 26 рублей.
В жалобе ООО "САВИКС-ЛТД" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- неправомерном отклонении заявки;
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. а п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 NИЭА1 заявка участника отклонена по следующим основаниям:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки Заявка не соответствует п. 2.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению извещения об осуществлении закупки, а именно: 1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 1) Позиция 1 (Китель) - значение показателя "Исполнение рукавов: реглан, втачные" указано не в соответствии с инструкцией. Требования к значениям показателей: Наименование показателя: Исполнение рукавов: Требования к значениям показателя: реглан, втачные В заявке: Наименование показателя: Исполнение рукавов: Значение показателя: реглан, втачные Комментарий: В соответствии с Инструкцией: 8. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения; 2) Позиция 3 (Рубашка) - значение показателя "Количество пуговиц на полочке должно соответствовать значениям не ниже 4 - менее 8 шт" указано не в соответствии с инструкцией. Требования к значениям показателей: Наименование показателя: Количество пуговиц на полочке должно соответствовать значениям Требования к значениям показателя: не ниже 4 - менее 8 шт. В заявке: Наименование показателя: Количество пуговиц на полочке Соответствует значениям Значение показателя: 6 - 7 в зависимости от роста шт. Комментарий: В соответствии с Инструкцией: 1. в случае, наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (-мого) / (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не <_ и менее_", "не менее_ менее_", "не ниже_ - менее_", "не менее_ - не ", "не ниже
и не
",
свыше
- не
- данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде; Основание для признания заявки не соответствующей -п. 1) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.doc" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2.1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
2.2. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 закона".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание_объекта_закупки[25].docx" к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с вышеуказанным Приложением в отношении товарной позиции "Китель" Заказчиком установлено требование: "Исполнение рукавов: реглан, втачные".".
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений:
"8. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х".
Анализ заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции "Китель" участником представлено значение: "Исполнение рукавов: реглан, втачные".
Таким образом, участник закупки пренебрег вышеуказанным положением инструкции и представил значение, не соответствующее требованиям Заказчика.
Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для признания заявки участника несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"1. в случае, наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (-мого) / (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не <_ и менее_", "не менее_ менее_", "не ниже_ - менее", "не менее
- не
", "не ниже
и не
",
свыше
- не
- данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде
12. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "от_ - не более_", "более_ - не более_", "выше_ - не >_", "более_ и до_", "от_ и до_", "выше_ и не более_" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и не больше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировки (- ка)", "регулируемого", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не больше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
18. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не менее_ - не более_", "не <_ - не более_", "свыше_ не выше_", "не ниже_ и до_", "свыше_ и не >_", "не менее_ и не >_", "не <_ и до_", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и не больше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не больше или меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
20. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "выше_ менее_", "от_ и менее", "не
- менее
", "выше
- не
", "более
и менее
",
от
не
- данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения (- ям)", "регулируемого" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде".
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений извещения следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, а формулировки и знаки, указанные в инструкции по заполнению заявки, отсутствуют в требованиях к товарам, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САВИКС-ЛТД" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 марта 2023 г. N 44-1007/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023