Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик);
ООО "Столичная Экологическая Служба" (далее - Участник, Исполнитель),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6672-ЭП/23 от 20.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по санитарной обработке и дезинфекции санитарно-хозяйственного имущества (извещение N 0372100021522000247),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по санитарной обработке и дезинфекции санитарно-хозяйственного имущества (извещение N 0372100021522000247) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 042 672,80 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Столичная Экологическая Служба".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Столичная Экологическая Служба" заключен контракт N 22000247 от 26.12.2022 на сумму 1 042 672,80 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказать услуги по санитарной обработке и дезинфекции санитарно-хозяйственного имущества.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно п. 4.3.1 Контракта срок (период) оказания услуг: с 01.01.2023 по 19.12.2023, по заявкам Заказчика, в которых указывается адрес, дата, время приемки в обработку и дезинфекцию грязного санитарно-хозяйственного имущества и его вес.
29.12.2022 от Исполнителя в адрес Заказчика поступило письмо от 28.12.2022 N 462 (вх. N 6946 от 29.12.2022) о непредвиденных обстоятельствах, а именно, что собственник помещений не продлил аренду на 2023 год и препятствует вывозу оборудования. Заключение договора с субподрядной организацией для оказания услуг по контракту для Исполнителя является экономически не выгодным: стоимость данных услуг в Санкт-Петербурге в два раза дороже, чем НМЦК контракта. В связи с чем, Исполнитель предложил расторгнуть заключенный контракт по соглашению сторон.
По состоянию на 01.03.2023 Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил, на основе чего Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.03.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В документе "Описание закупки" по закупке на оказание услуг по санитарной обработке и дезинфекции санитарно-хозяйственного имущества (извещение N 0372100021522000247) прописаны следующие виды работ:
1. Оказание услуг по санитарной обработке и дезинфекции санитарно-хозяйственного имущества - 32160 кг.;
2. Камерная дезинфекция санитарно-хозяйственного имущества - 1000 кг. Более никаких пояснений в данном документе прописано не было.
В документе "НМЦК Оказание услуг по санитарной обработке и дезинфекции санитарно-хозяйственного имущества" приведен расчет стоимости НМЦ на основании коммерческих предложений, запрашиваемых Заказчиком до начала проведения закупки.
Оба этих документа соответствовали работам по санитарной обработке (дезинфекции) санитарно-хозяйственного имущества методом орошения и, дополнительно, камерной обработке.
Участник сообщил, что данные виды работ могут им выполнятся, на основе чего Участником было принято решение об участии в данной закупке.
Однако на этапе подписания договора выяснились обстоятельства того, что под понятием "санитарной обработки" Заказчик имел в виду в том числе работы и по: стирке прямого белья, стирке фасонного белья, обработке антистатиком, дезинфекция, сушка, глажение, упаковка в герметичную полиэтиленовую упаковку.
Таким образом, Участник понял, что перечень работ много выше, чем предполагалось ранее.
Исходя из сложившейся ситуации, Участник предпринял меры для того, чтобы данный Контракт был исполнен. В частности, имея договор на стирку белья N 178 от 03.08.2020 с ИП Крупиной Н.В. Участник провел переговоры о возможности разместить заказ по данному Контракту, однако получили отрицательный ответ с аргументами неопределенности работы ИП Крупиной и данных производственных площадях в 2023 году, а также очень низкой стоимости работ.
По мнению Участника, такого рода работы в среднем по рынку Санкт-Петербурга стоят минимум в два раза выше от НМЦ, указанной в закупке N 0372100021522000247.
Представитель Участника выехал в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" для проведения переговоров и обсуждения возможных вариантов исполнения данного Контракта, по результатам которого Участником было выслано письмо N 463 от 29.12.2023 через Официальный сайт о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Данным действием Участник официально предупредил Заказчика о невозможности исполнения Контракта до наступления периода исполнения Контракта для того, чтобы Заказчик смог предпринять дополнительные действия по поиску исполнителей на данный Контракт и снизить риски невыполнения таких важных работ.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Столичная Экологическая Служба" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что надлежащим образом Участником не исполнены принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме ни в установленный Контрактом срок, ни за его пределами.
По мнению Комиссии УФАС у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта, нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
В силу ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Участник данным правом не воспользовался, жалоб на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке в регламентированный срок не направлял, запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не подавал.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту надлежащим образом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Столичная Экологическая Служба" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Столичная Экологическая Служба" ИНН: 7736323363, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Заболотских Ирина Владимировна, ИНН: 434537464540, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Столичная Экологическая Служба" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.03.23 |
22.03.23 |
20.03.23 |
0 |
20.03.23 |
27.03.23 |
27.03.23 |
0 |
30.03.2023 |
30.03.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2023 г. N РНП-78-382/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023