Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ИП Коноплева Дмитрия Александровича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6518-ЭП/23 от 17.03.2023) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых и выполнение работ по их монтажу (извещение N 0372200123423000021) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 09.03.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200123423000021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 828 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В силу ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.03.2023 NИЗК1 размещен в единой информационной системе 17.03.2023 в 16 часов 28 минут и содержит информацию об отклонении заявки Заявителя по следующим основаниям:
"Заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) Участник закупки предоставил предложение относительно объекта закупки с нарушениями положений извещения о закупке: Указанные показатели не отвечают требованиям заказчика:
1. Заказчиком были установлены, в том числе, следующие требования к товару N3 Кондиционер бытовой тип 3:
Гарантированный диапазон рабочих температур наружного воздуха в режиме обогрева |
Минимальная -10 - максимальный +25 |
Градусов Цельсия |
В заявке Участника по товару N3 представлено:
Гарантированный диапазон рабочих температур наружного воздуха в режиме обогрева |
Минимальная -10 - максимальный +25 |
Градусов Цельсия |
Согласно Инструкции по представлению конкретных показателей поставляемых товаров:
П.31 В случае разделения нижней и верхней границ показателя разделителем согласно п.п. "Б" пункта третьего настоящей Инструкции без использования слов, словосочетаний, символов, знаков, предлогов, указанных в п.7-19 Инструкции, Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п. "Г" пункта двадцать первого настоящей Инструкции.
Таким образом, в случае, если нижняя и верхняя граница показателя разделены знаком "-" (дефис) (п.п. "Б" п.3) без использования слов, словосочетаний, символов, знаков, предлогов, указанных в п.7-19 Инструкции, Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя, нижняя граница которого должна быть больше значения, установленного Заказчиком, в верхняя граница должна быть меньше значения, установленного Заказчиком.
Применительно к показателю "Гарантированный диапазон рабочих температур наружного воздуха в режиме обогрева" верхняя и нижняя границы показателя были разделены знаком "-", без использования слов, словосочетаний, символов, знаков, предлогов, указанных в п.7-19 Инструкции (слова "Минимальная" и "максимальный" отсутствуют в п.7-19 Инструкции), ввиду чего Участник должен был указать диапазонное значение показателя, нижняя граница которого должна быть больше значения, установленного Заказчиком, в верхняя граница должна быть меньше значения, установленного Заказчиком.
Однако, Участником, в нарушение п.31 Инструкции представлено значение показателя в неизменном виде, что не соответствует требованиям Инструкции.
2. Заказчиком были установлены, в том числе, следующие требования к товару N4 Кондиционер бытовой тип 4:
Теплопроизводительность |
Не меньше 4,55 и не больше 5,55 |
кВт |
В заявке Участника по товару N4 представлено:
Теплопроизводительность |
5 |
кВт |
Согласно Инструкции по представлению конкретных показателей поставляемых товаров:
П. 23 В случае, если требование к нижней границе предъявлено в соответствии с десятым пунктом настоящей Инструкции, а требование к верхней границе предъявлено в соответствии с тринадцатым или семнадцатым пунктом настоящей Инструкции, при этом нижняя и верхняя граница должны быть разделены разделителем согласно п.п. "А" п. 3 Инструкции или п.п. "В" п.3 Инструкции, то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п "В" п.21 настоящей Инструкции.
Таким образом, в случае, если требование к нижней границе показателя предъявлено с использованием словосочетания "не меньше" (п.10 Инструкции), а к верхней границе показателя предъявлено с использованием словосочетания "не больше" (п.17 Инструкции), то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя, нижняя граница которого должна быть не меньше значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница должна быть не более значения, установленного Заказчиком.
Однако, Участником закупки, в нарушение п.23 Инструкции, представлено конкретное значение показателя.
Таким образом, Участником представлены значения показателей, не соответствующие требованиям Инструкции и противоречащие потребностям Заказчика".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.doc" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
- Требования к конкретным показателям поставляемых товаров и инструкция по представлению конкретных показателей поставляемых товаров размещены в Приложении N1 к Описанию объекта закупки.
3. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 закона".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с вышеуказанным Приложением в отношении товарной позиции "Кондиционер бытовой тип 3" Заказчиком установлено требование: "Гарантированный диапазон рабочих температур наружного воздуха в режиме обогрева: Минимальная -10 - максимальный +25".
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявки содержит указание на следующий порядок предоставления сведений:
"31. В случае разделения нижней и верхней границ показателя разделителем согласно п.п. "Б" пункта третьего настоящей Инструкции без использования слов, словосочетаний, символов, знаков, предлогов, указанных в п.7-19 Инструкции, Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п. "Г" пункта двадцать первого настоящей Инструкции;
21. При установлении требований к диапазонному значению показателя Участник должен представить значение:
А) Шире установленного Заказчиком, то есть нижняя граница показателя должна быть менее значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница показателя должна быть
более значения, установленного Заказчиком;
Б) Верхняя граница показателя должна быть не более значения, установленного Заказчиком, а нижняя граница показателя должна быть более значения, установленного
Заказчиком;
В) Нижняя граница показателя должна быть не меньше значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница, в свою очередь, должна быть не более значения, установленного
Заказчиком;
Г) Верхняя граница показателя должна быть меньше значения, установленного Заказчиком, а нижняя граница должна быть больше значения, установленного Заказчиком;
Д) Нижняя граница показателя должна быть не менее значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница должна быть менее значения, установленного Заказчиком".
Анализ заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции "Кондиционер бытовой тип 3" участником представлено значение: "Гарантированный диапазон рабочих температур наружного воздуха в режиме обогрева: Минимальная -10 - максимальный +25".
Таким образом, участник закупки пренебрег вышеуказанным положением инструкции и представил значение показателя, несоответствующее требованиям извещения, поскольку требовалось представить диапазон значений с учётом пп. Г п. 21 инструкции.
Следовательно, у котировочной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для признания заявки участника несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе
не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявки содержит указание на следующий порядок предоставления сведений:
"Для разделения верхней и нижней границ показателя используются следующие знаки, символы, союзы (далее - "разделители"):
А) Символ "_" (троеточие);
Б) Знак "-" (дефис);
В) Союзом "и";
4. Нижняя граница показателя - значение показателя, расположенное слева от разделителей;
5. Верхняя граница показателя - значение показателя, расположенное справа от разделителей;
6. В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны к нескольким вариантам значений составляющих (компонентов, видов, типов) товара, то при выборе одного
или нескольких применяемых параметров товара составляющих (компонентов, видов, типов) следует указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному
составляющему (компоненту, виду, типу), а в отношении не используемых либо не применяемых характеристик товара следует не предоставлять конкретные значения, либо
ставить прочерк "-", либо указать любым иным способом факт отсутствия характеристики, например, использовать слова "не нормируется", "не определяется",
"отсутствует", "Х", "не применяется".
7. Слово "более" и знак ">" относятся к требованию в соответствии с п.п. "Б" п.1 Инструкции.
8. Слово "менее" и предлог "до" относятся к требованию в соответствии с п.п "А" п.2 Инструкции.
9. Знак "" означает "более либо равно" и относится к требованию в соответствии с п.п "А" п.1 Инструкции.
10. Перед знаком или словом, указанными в п. 14 Инструкции, может быть установлена частица "не", что относится к требованию в соответствии с п.п. "А" п.1 Инструкции.
11. Предлог "от" и слова "св.", "свыше" относятся к требованию в соответствии с п.п. "Б" п. 1 Инструкции.
12. Слово "больше" и слово "выше" относятся к требованию в соответствии с п.п. "Б" п. 1 Инструкции.
13. Перед словом или перед знаком, указанными в п.7 Инструкции, может быть установлена частица "не", что относится к требованию в соответствии с п.п "Б" п. 2 Инструкции.
14. Знак "<" и слово "меньше" относятся к требованию в соответствии с п.п. "А" п. 2 Инструкции.
15. Перед словами, указанным в п. 11 Инструкции, может быть установлена частица "не", что относится к требованию в соответствии с п.п. "А" п.2 Инструкции.
16. Знак "" означает "менее либо равно" и относится к требованию в соответствии с п.п. "Б" п.2 Инструкции.
17. Перед словами, указанными в п. 12 Инструкции, может быть установлена частица "не", что относится к требованию в соответствии с п.п. "Б" п.2 Инструкции.
18. Перед знаком, указанным в п. 9 Инструкции, может быть установлена частица "не", что относится к требованию в соответствии с п.п "А" п.2 Инструкции.
19. Перед знаком, указанным в п.16 Инструкции, может быть установлена частица "не", что относится к требованию в соответствии с п.п. "Б" п .1 Инструкции.
20. Требование к диапазонному значению показателя - тип требования к значению показателя, в рамках которого Участник должен указать в составе заявки значение нижней и верхней границ показателя в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
21. При установлении требований к диапазонному значению показателя Участник должен представить значение:
А) Шире установленного Заказчиком, то есть нижняя граница показателя должна быть менее значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница показателя должна быть
более значения, установленного Заказчиком;
Б) Верхняя граница показателя должна быть не более значения, установленного Заказчиком, а нижняя граница показателя должна быть более значения, установленного
Заказчиком;
В) Нижняя граница показателя должна быть не меньше значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница, в свою очередь, должна быть не более значения, установленного
Заказчиком;
Г) Верхняя граница показателя должна быть меньше значения, установленного Заказчиком, а нижняя граница должна быть больше значения, установленного Заказчиком;
Д) Нижняя граница показателя должна быть не менее значения, установленного Заказчиком, а верхняя граница должна быть менее значения, установленного Заказчиком;
22. В случае, если требование к верхней границе предъявлено при помощи слова и знака, указанных в пункте седьмом настоящей Инструкции, или при помощи предлога, указанного в пункте одиннадцатом настоящей Инструкции, а к нижней границе требование предъявлено с использованием слова, указанного в четырнадцатом пункте настоящей Инструкции, или в соответствии с пунктом восьмым настоящей Инструкции, то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п. "А" п.21 Инструкции.
23. В случае, если требование к нижней границе предъявлено в соответствии с десятым пунктом настоящей Инструкции, а требование к верхней границе предъявлено в соответствии с тринадцатым или семнадцатым пунктом настоящей Инструкции, при этом нижняя и верхняя граница должны быть разделены разделителем согласно п.п. "А" п. 3 Инструкции или п.п. "В" п.3 Инструкции, то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п "В" п.21 настоящей Инструкции.
24. В случае, если требование к верхней границе установлено с использованием предлога, установленного в восьмом пункте настоящей Инструкции, или в соответствии с пунктом восемнадцатым настоящей Инструкции, или согласно пункту пятнадцатому настоящей Инструкции, а требование к нижней числовой границе установлено в соответствии с пунктом одиннадцатым настоящей Инструкции, или с использованием слова, указанного в пункте седьмом настоящей Инструкции, то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п "Г" п.21 Инструкции
25. В случае, если требование к нижней границе предъявлено в соответствии с пунктом одиннадцатым настоящей Инструкции, или в соответствии с пунктом девятнадцатым настоящей Инструкции, а к верхней границе требование предъявлено в соответствии с пунктом тринадцатым настоящей Инструкции, или в соответствии с пунктом шестнадцатым настоящей Инструкции, то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п. "Б" п.21 Инструкции.
26. В случае, если требование к верхней границе показателя предъявлено с использованием слова, указанного в пункте восемь настоящей инструкции, или с использованием знака, указанного в пункте четырнадцатом настоящей Инструкции, или в соответствии с пунктом пятнадцатым настоящей Инструкции, а требование к нижней числовой границе
установлено в соответствии с пунктом десятым настоящей Инструкции, то Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя в соответствии с п.п "Д" п. 21 Инструкции".
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений извещения следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коноплева Дмитрия Александровича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2023 г. N 44-1047/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023