Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Янтарный берег" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6815-ЭП/23 от 21.03.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение оказание услуг по организации стационарного отдыха детей на территории Российской Федерации в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления, реализующих мероприятия по социальной адаптации, в период летних школьных каникул 2023 года (извещение N 0172200001423000021) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.03.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200001423000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 472 545,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (пункты 1-4, 6 жалобы), Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В пункте 29 настоящего положения предусмотрено, что Показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
В соответствии с извещением о проведении закупки, Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
В соответствии с п. 22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
Оценка заявок по детализирующему показателю оценки "Качество оказываемых услуг" осуществляется на основании сведений, предоставленных в технических предложениях участников закупки.
Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Значение показателя |
Шкала оценки (баллы) |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении оцениваемых характеристик по разделам технического предложения или предложение о качественных характеристиках объекта закупки не представлено в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении оцениваемых характеристик по разделам технического предложения, при этом предложение о качественных характеристиках объекта закупки представлено в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
100 |
В рамках детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса оказания услуг по организации стационарного отдыха детей в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления, реализующих мероприятия по социальной адаптации на территории Российской Федерации в южной климатической зоне на побережье Черного и (или) Азовского морей в летний период 2023 года (далее - оказываемые услуги), их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении следующих разделов: Меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, Требования к защите объекта для организации отдыха; Регламент поддержания частоты на объекте для организации отдыха, Программа досуга детей на объекте для организации отдыха.
Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "Качество оказываемых услуг" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания.
В случае, если услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в том числе в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами".
Рекомендуемая форма "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки"* Участник закупки предлагает оказать услуги, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
|
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 2 формы указывается наименование раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
В случае, если участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание оказания услуги по соответствующим разделам технического предложения, и/или участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание оказания услуги по соответствующим разделам технического предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании, и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса.
Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик по установленным разделам трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
В рамках предоставления информации по разделу "Меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемых организацией мер по соблюдению правил безопасности с целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19" в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: наименование нормативного документа, устанавливающего стандарт безопасной деятельности; в рамках документа должно быть представлено описание мероприятий по обеспечению правил безопасности с целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции в процессе оказания услуг, включая в том числе перечень средств обеспечения безопасности и мер профилактики с целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции, выполняемых сотрудниками, задействованными в процессе оказания услуг (с указанием должностей сотрудников); порядок действий (описание порядка) в случае передачи информации о сотруднике по запросу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе с указанием методов (способов) получения а так же передачи информации о сотруднике; описание остальных разделов разработанного и принятого в организации нормативного документа, устанавливающего стандарт безопасности деятельности (с наименованием соответствующего раздела), включая раздел, касающийся обработки помещений для проживания детей, перечень сотрудников (должностей), задействованных в обработке помещений для проживания детей и перечень сотрудников (должностей), порядок обработки помещений (включая их основное оборудование, мебель, инвентарь), ответственных за контроль обработки (производящих проверку надлежащей обработки помещений за сотрудниками, задействованными в обработке помещений для проживания детей). В рамках предоставления информации по разделу "Требования к защите объекта для организации отдыха" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемых организацией требований к объекту для организации отдыха детей в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: информацию о порядке допуска на территорию учреждения транспортных средств, машин скорой помощи, аварийных служб; информацию о порядке действий сотрудников при обнаружении подозрительных предметов, которые могут являться взрывоопасными (с указанием конкретного перечня действий сотрудников в данной ситуации); информацию о действиях сотрудников при поступлении угрозы по телефону и при поступлении угрозы в письменной форме; информацию о перечне документации на объекте охраны, который формируется до начала услуг включая должностную инструкцию сотрудников охраны, перечень всех документов, содержащихся в наблюдательном деле, на основании которых происходит учет результатов обхода, передача под охрану помещений, передача дежурств; информацию о докладах охраны о сдачи дежурств, содержащих, в том числе, информацию о частоте докладов, содержанию данных докладов, в том числе в случае нарушения пропускного режима; информацию о умении сотрудников использовать технические средства охраны (с указанием средств экстренного вызова полиции, с указанием средств радиосвязи, включая средства стационарной и мобильной связи, с указанием средств обнаружения нарушителей и их перемещения, с указанием средств обнаружения проноса и провоза запрещенных материалов и предметов, указанием перечня преграждающих средств, перечня средств, идентифицирующих проход на объект, средств тревожно-вызывной сигнализации, с указанием средств наблюдения для визуального контроля ситуации; с учетом конкретных наименований перечисленных средств); информация о действиях сотрудников при проведении мероприятий по эвакуации из помещений учреждения; информацию о необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а так же перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника. В рамках предоставления информации по разделу "Регламент поддержания частоты на объекте для организации отдыха" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемого организацией регламента, определяющего поддержание частоты на объекте для организации отдыха детей в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: должностная инструкция палатной уборщицы (в том числе включающая общие положения инструкции и соответствующее им описание, а так же описание требований к квалификации сотрудника (с указанием полученного вида образования, указанием видов пройденных инструктажей либо наименований пройденных курсов повышения квалификации), содержащие определение сотрудника к соответствующей категории, к которой относится сотрудник в организации, инструкция должна содержать перечень должностей лиц, ответственных за назначение и освобождение сотрудника от должности, перечень должностей лиц организации, которым непосредственно подчиняется сотрудник; инструкция должна включать в себя обязанности сотрудника, задействованного в оказании услуг по уборке (в том числе с описанием методов влажной уборки при возникновении эпидемиологических ситуаций) с указанием периодичности влажной уборки закрепленной за сотрудником территории (зоны уборки) в рабочую смену, с указанием периодичности влажной уборки оборудования санитарных узлов (унитазов, раковин), палат, с указанием методов поддержания частоты стен, дверей и дверных проемов, окон, с указанием наименований видов документов, устанавливающих порядок проветривания палат, указанием периодичности проведения генеральной уборки закрепленных за сотрудником зон уборки, а так же описанием основных характеристик вспомогательного оборудования и/или инвентаря, задействованного в процессе уборки, с указанием видов нормативной документации, на основании которой производится дезинфекция ветоши для мытья полов, столов, ветоши для удаления пыли, емкостей для уборки; инструкция должна включать в себя положение о правах сотрудника (описывающее основные права в процессе трудовой деятельности), а так же положения, касающиеся ответственности сотрудника (описывающие ответственность сотрудника в процессе трудовой деятельности)), должностная инструкция администратора по уборке (клинингу), включающая в себя общие положения и соответствующее им описание, а так же описание требований к квалификации сотрудника (с указанием полученного вида образования, указанием видов пройденных инструктажей либо наименований пройденных курсов повышения квалификации), содержащие определение сотрудника к соответствующей категории, к которой относится сотрудник в организации, инструкция должна содержать перечень должностей лиц, ответственных за назначение и освобождение сотрудника от должности, перечень должностей лиц организации, которым непосредственно подчиняется сотрудник; инструкция должна включать в себя обязанности сотрудника, задействованного в оказании услуг по контролю производимой уборки (клининга) персоналом закрепленных зон (помещений), в том числе описание этапов по сбору информации о потребностях в персонале (включая описание мероприятий по подбору необходимого персонала, анализ особенностей организации работы на рабочих местах, информирование Заказчика о ситуации с наличием необходимого персонала), описание этапов по поиску, привлечению персонала, необходимого для оказания услуг в соответствии с конкурсной документацией (включая описание видов поиска необходимого персонала, проверку кандидатов на вакантные должности, подготовку предложений по привлечению найденного персонала к трудовой деятельности), описание этапов по администрированию процессов уборки и соответствующего уборке документооборота (включая анализ процессов документооборота, локальных документов по обеспечению необходимым персоналом); инструкция должна включать в себя положение о правах сотрудника (описывающее основные права в процессе трудовой деятельности), а так же положения, касающиеся ответственности сотрудника (описывающие ответственность сотрудника в процессе трудовой деятельности). В рамках предоставления информации по разделу "Программа досуга детей на объекте для организации отдыха" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемой организацией программы, определяющей досуговую деятельность детей на объекте для организации отдыха в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: структура программы досуговой деятельности (включающий в себя в том числе наименование этапов организации досуговой деятельности в рамках программы и соответствующее описание, характеризующее порядок проведения досуговой деятельности по каждому этапу: содержащее сведения о лицах, задействованных в реализации этапа, цели и задачи проведения этапа, его основное содержание и перечень средств для реализации, методику реализации этапа, способы обеспечения сотрудниками для проведения этапа, описание мероприятий по проведению консультаций сотрудников в рамках реализации этапа, в том числе способы решения непредвиденных ситуаций на этапе, описание критериев безопасности, развития коммуникативных навыков детей, в соответствии с которыми реализуется этап, наименования нормативной документации, в соответствии с которой производится проведение этапа), порядок осуществления контроля программы досуговой деятельности (включающий в себя в том числе описание мероприятий по согласованию программы и ее корректировке (при необходимости) с целью повышения качества проведения досуговой деятельности, порядок внесения корректировок (при необходимости) с целью повышения качества проведения досуговой деятельности, порядок утверждения внесенных корректировок (при необходимости) с целью повышения качества досуговой деятельности, перечень документов (с указанием их наименований, буквенных и/или цифровых обозначений (при наличии)), составляемых по результатам утверждения итогового варианта программы досуговой деятельности на объекте для организации отдыха в соответствии с требованиями конкурсной документации, необходимо предоставить информационную карту программы досуговой деятельности, содержащую распорядок досуговой деятельности по каждому дню отдыха в рамках периода отдыха (смены).
Описание требуемых подразделов должно содержать все данные, предусмотренные разделами конкурсной документации и соответствующими приложениями. Такое описание, с целью исключения двоякого толкования представленной информации, не должно содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается" (данное слово должно быть заменено участником на другое, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"), "необходимо", "не допускается" (данное словосочетание должно быть заменено участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует").
Оцениваемое описание оказываемых услуг в отношении каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), содержащего оцениваемую у участников информацию (характеристики), предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), в том числе соответствующее описание по наименованию раздела и подраздела (при наличии) и не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемой информации (характеристик) в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу.
Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и не противоречит требованиям конкурсной документации.
Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если предложение Участника содержит описание не всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и/или противоречит требованиям конкурсной документации.
При формировании "Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Комиссия УФАС отмечает, что, как следует из вышеприведенного порядка оценки, в рамках детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении следующих разделов (свойств): Меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, Требования к защите объекта для организации отдыха; Регламент поддержания частоты на объекте для организации отдыха, Программа досуга детей на объекте для организации отдыха.
Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "Качество оказываемых услуг" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки".
Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки".
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 2 формы указывается наименование раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и не противоречит требованиям извещения.
Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если предложение Участника содержит описание не всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и/или противоречит требованиям конкурсной документации.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий. Кроме того, рассматриваемый порядок не обязывает участника закупки представлять сведения по указанному критерию исключительно по установленной форме.
Таким образом, спорный показатель и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки. Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком непредусмотренного требования о представлении участниками закупки в составе заявок сведений о товарах (пункт 5 жалобы), Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с п.п. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом конкурсе, как это уже было отмечено выше, Заказчиком установлен критерий, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки).
Следовательно, в рассматриваемом случае у Заказчика имелись достаточные основания для установления требования об описании участниками закупки в составе заявки основных характеристик вспомогательного оборудования и/или инвентаря, задействованного в процессе уборки.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения норм Закона о контрактной системе.
3. Относительно довода Заявителя о нарушении, допущенном Заказчиком при установлении критерия "Квалификация участников закупки" (пункт 7 жалобы), Комиссия УФАС констатирует следующее.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из содержания извещения о проведении конкурса следует, что по критерию "Квалификация участников закупки" Заказчиком определена характеристика "общая цена исполненных участником закупки договоров", в рамках которой установлен следующий порядок оценки.
оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 1, установленное Заказчиком, равное 500% от НМЦК.
Для оценки по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): Услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению.
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный (-ые) договор (-ы), акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (-ов). При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке.
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
По характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" и установлено предельное максимальное значение () характеристики квалификации участников закупки.
Значение количества баллов по характеристике квалификации участников закупки N 1 показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и рассчитывается по формуле:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 1, установленное Заказчиком, равное 500% от НМЦК.
Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики квалификации участников закупки N 1, которое выше предельного максимального значения или ниже предельного минимального значения, баллы по характеристике квалификации участников закупки N 1 присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики квалификации участников закупки N 1.
Комиссия УФАС отмечает, что Заявитель в своей жалобе не приводит никаких аргументов, подтверждающих обоснованность его доводов о том, что установленное Заказчиком требование к предельному максимальному значению характеристики квалификации участников закупки N 1, установленное Заказчиком, равное 500% от НМЦК, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии УФАС Заказчиком даны пояснения, в силу которых, учитывая, что в Положении не сдержится четких критериев установления значений для неизвестных показателей, Заказчик по своему опыту и аналогии проведения аналогичных закупок в предыдущие периоды, указывает значения, неизвестного показателя.
Учитывая социально-значимую сферу оказания услуг по предмету закупки, а также временной период предоставления сведений о наличии опыта оказания услуг, считаем не завышенным условия указания неизвестной переменной в 500% от НМЦК и иные переменные предельных величин по характеристикам квалификации участников закупки в том числе, учитывая следующее:
- исполненный (-ые) договор (-ы), акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (-ов). При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке.
- характеристика квалификации участников закупки N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)
где - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 1, установленное Заказчиком, равное 500% от НМЦК.
Значение в 500% получено исходя из расчета, что участником каждый год на протяжении последних пяти лет были исполнены аналогичные контракты с аналогичной НМЦК. Итого: 5 лет * 100% от НМЦК = 500% от НМЦК. Значение, превышающее 500% от НМЦК, в таком случае перестает иметь значение в рамках исполнения текущего контракта.
- характеристика квалификации участников закупки N2 (общее количество исполненных участником закупки договоров)
где - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 2, установленное Заказчиком, равное 15 шт.
Значение в 15 шт получено исходя из расчета, что участником каждый год на протяжении последних пяти лет исполнялось по три контракта.
Итого: 5 лет * 3 шт = 15 шт.
Значение, превышающее 15 шт в таком случае перестает иметь значение в рамках исполнения текущего контракта.
- характеристика квалификации участников закупки N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)
где - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 3, установленное Заказчиком, равное 100% от НМЦК.
Значение в 100% от НМЦК получено, исходя из расчета, что участником за последние пять лет уже был исполнен хотя бы один контракт, равный (или более) НМЦК текущей закупки. Значение, превышающее 100% от НМЦК в таком случае перестает иметь значение в рамках исполнения текущего контракта.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе, ввиду отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих позицию Заявителя.
4. Относительно утверждения Заявителя о ненадлежащем порядке оценки заявок по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (пункт 8 жалобы), Комиссия УФАС приходит к следующему выводу.
Согласно п. 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно положениям п. 22 Положения, в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в рамках оспариваемого Заявителем порядка Заказчиком определена шкала начисления баллов по данной характеристике квалификации участников закупки N 1 (Наличие специалистов).
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что скопированные в жалобу положения порядка оценки заявок на участие в конкурсе не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя также необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Янтарный берег" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2023 г. N 44-1029/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023