Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО Гагаринское (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
ИП Блиновой Н.А. (далее - Заявитель),;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 6932-ЭП/23 от 22.03.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству и озеленению внутриквартальных территорий, расположенных в границах МО МО Гагаринское (извещение номер 0172300000423000003) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.02.2023 единой информационной системе, номер извещения 0172300000423000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 55 197 959,41 рублей.
В жалобе ИП Блинова Н.А. указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в документе "Описание объекта закупки".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих количество участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении (документах) инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии по осуществлению закупок.
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки установлено следующее:
"В случае указания в описании объекта закупки перед значением показателя требований в виде слов "должен", "должен быть", "так же", "требуется", "необходимо", "следует" в различных словоформах, а также в случае если после наименования показателя указан надстрочный знак сноски "'", то в отношении такого показателя устанавливается значение, которое не может изменяться. При указании участником закупки в своей заявке характеристики товара по показателю, в отношении которого установлено значение, которое не может изменяться, такая характеристика должна содержать значение в точности соответствующее установленному в описании объекта закупки, но представленное в надлежащем склонении. Содержание в значениях характеристик предлагаемого участником закупки товара требований к неизменяемому значению, установленных в таком описании, не допускается".
В отношении товара по позиции 1 Заказчиком установлено требование: "конструкция оборудования должна обладать необходимой несущей способностью к возникающим нагрузкам".
Заказчиком не уточняется, что он имеет ввиду под понятием "словоформа". В выше указанном требовании содержится слово "необходимой". Таким образом, непонятно является ли слово "необходимой" словоформой слова "необходимо". Следует ли указывать слово "необходимой", так как исключение данного слова повлечет за собой искажение сути значения показателя: "Конструкция оборудования обладает несущей способностью к возникающим нагрузкам". Несущая способность есть у каждой конструкции и может быть любая, поэтому ее обязательной характеристикой будет являться либо числовое значение, либо указание на то, что конструкция обладает необходимой несущей способностью к возникающим нагрузкам.
Также инструкция не указывает на то, что по мнению Заказчика будет являться указанием значения "в надлежащем склонении". К примеру, для товара по позиции 2 установлено: "тоннельный участок горки (закрытая секция) должен начинаться от конца стартового участка, быть непрерывным по всей длине и заканчиваться перед конечным участком горки".
Так как требование содержит слово "должен", значение должно быть указано без изменения, но "в надлежащем склонении". Таким образом, неясно какой из вариантов будет соответствовать требованиям Заказчика: "тоннельный участок горки (закрытая секция) начинается от конца стартового участка, является непрерывным по всей длине и заканчивается перед конечным участком горки" или "тоннельный участок горки (закрытая секция) начинается от конца стартового участка, непрерывный по всей длине и заканчивается перед конечным участком горки".
Согласно положениям инструкции: "В случае указания в описании объекта закупки перед значением показателя требований в виде слов "должен", "должен быть", "так же", "требуется", "необходимо", "следует" в различных словоформах, а также в случае если после наименования показателя указан надстрочный знак сноски "'", то в отношении такого показателя устанавливается значение, которое не может изменяться. При указании участником закупки в своей заявке характеристики товара по показателю, в отношении которого установлено значение, которое не может изменяться, такая характеристика должна содержать значение в точности соответствующее установленному в описании объекта закупки, но представленное в надлежащем склонении. Содержание в значениях характеристик предлагаемого участником закупки товара требований к неизменяемому значению, установленных в таком описании, не допускается"
Описание объекта закупки не содержит требования "'".
Также Заказчиком установлены следующие правила:
"В случае если в описании объекта закупки в отношении показателя указано значение, перед которым установлено требование в виде ограничительных слов "менее", "меньше", "указано максимальное значение показателя", предлога "по" и символа "<", то в отношении такого показателя устанавливается максимальное значение. При указании участником закупки в своей заявке характеристики товара по показателю, в отношении которого установлено такое максимальное значение, такая характеристика должна содержать единственное значение, которое будет меньше указанного в описании объекта закупки".
Таким образом, установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, поскольку инструкция содержит "не работающие" положения.
То есть инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару.
Согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае если в описании объекта закупки в отношении показателя указано значение, перед которым установлено требование в виде ограничительных слов "не более", "меньше или равно", "не выше", "значение показателя указано максимальное", предлога "до" и математического знака "", то в отношении такого показателя устанавливается максимальное значение. При указании участником закупки в своей заявке характеристики предлагаемого товара (далее - характеристика товара) по показателю, в отношении которого установлено такое максимальное значение, такая характеристика должна содержать единственное значение, которое будет не больше указанного в описании объекта закупки
2.3 В случае если в описании объекта закупки в отношении показателя указано значение, перед которым установлено требование в виде ограничительных слов "менее", "меньше", "указано максимальное значение показателя", предлога "по" и символа "<" то в отношении такого показателя устанавливается максимальное значение. При указании участником закупки в своей заявке характеристики товара по показателю, в отношении которого установлено такое максимальное значение, такая характеристика должна содержать единственное значение, которое будет меньше указанного в описании объекта закупки.
2.18 В случае указания в описании объекта закупки максимальных или минимальных значений показателей в соответствии с пунктами 2.1-2.4 настоящей инструкции, требования к которым указаны в виде математических знаков, то представление характеристик в отношении таких показателей должно осуществляться в соответствии с настоящей инструкцией с учетом следующих особенностей: значение характеристики должно сопровождаться установленным в описании объекта закупки требованием в виде такого математического знака."
Данные положения инструкции вводят участников в заблуждение, вынуждая требования п. 2.18 применять также для знаков "<" и ">". Что является верным, так как "<", ">", "", "
" являются математическими знаками, а точнее знаками сравнения согласно таблице 7.1 ГОСТ Р 54521- 2011.
В свою очередь, Заказчик, в нарушение требований Стандарта, устанавливает разные наименования к указанным знакам, и имеет возможность отклонить заявку участника, сославшись на то, что участник применил к знаку "<" требования положения инструкции п. 2.18, так как в п. 2.18 идет речь о математических знаках, а не о символах.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки, при этом указанная инструкция содержит избыточный перечень положений относительно порядка предоставления сведений в отношении значений показателей, поскольку ряд вышеуказанных словосочетаний отсутствует в описании объекта закупки.
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2023 г. N 44-1053/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023