Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
ООО "Заслон-Инжиниринг" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6764-ЭП/23 от 21.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ (извещение N 0372200290022000178),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ (извещение N 0372200290022000178) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 45 342 675,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.01.2023 N ИЭА3 победителем Аукциона признано ООО "Заслон-Инжиниринг".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Заслон-Инжиниринг" заключен государственный контракт N 178-ООТБ от 06.02.2023 на сумму 45 115 962,22 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.03.2023 ООО "Заслон-Инжиниринг" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ (далее - Работы).
В соответствии с п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), сметой Контракта (Приложение N 2 к Контракту), Календарным планом выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание работ, а также условиями Контракта, определяющими стоимость работ, сроки их выполнения и другие требования.
В силу п. 6.1.1 Контракта Заказчик принял обязательство по письменному запросу передать Подрядчику необходимую для выполнения работ по Контракту рабочую документацию, указанную в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно п. 1.6 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) рабочая документация по титулу 23/02-10-2019 "Оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву" (далее - Рабочая документация).
Пунктом 6.2.14 Контракта Участник принял на себя обязательство разработать проект производства работ (далее - ППР). Выполнение работ без согласованного Заказчиком ППР запрещено.
С учетом требований п. 2.5 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) выполнение работ осуществляется в соответствии с ППР, разработанным Подрядчиком в соответствии с требованиями действующей "Инструкции о порядке организации и ведения работ (оказания услуг), непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выполняемых на объектах транспортной инфраструктуры СПб ГБУ "Мостотрест".
Срок предоставления ППР на согласование должен составлять не более 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 2.5.1 Контракта).
ППР разрабатывается и согласовывается в 1 экземпляре, ППР должен быть согласован в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента начала согласования (п. 2.5.2 Контракта).
ООО "Заслон-Инжиниринг" письмом N 22-23 от 10.02.2022 направило в адрес Заказчика запрос о предоставлении рабочей документации со штампом в производство работ.
Письмом N 27-23 от 15.02.2023 Участником была запрошена инструкция о порядке организации и ведения работ (оказания услуг), непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выполняемых на объектах транспортной инфраструктуры СПб ГБУ "Мостотрест".
Повторно письмами N 35-23 от 20.02.2023 и N 36-23 от 21.20.2023 Участником была запрошена рабочая документация со штампом в производство работ и инструкция о порядке организации и ведения работ (оказания услуг), непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выполняемых на объектах транспортной инфраструктуры СПб ГБУ "Мостотрест".
Заказчиком 20.02.2023 была передана по акту приема-передачи исключительно проектная документация, которая не содержала в себе необходимых сведений, информации, решений для подготовки ППР и производства строительно-монтажных работ по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву".
Письмом N 01-07/05-1112/23-1-1 от 27.02.2023 "О предоставлении информации" СПб ГБУ "Мостотрест" отказало ООО "Заслон-Инжиниринг" в предоставлении рабочей документации со штампом в производство работ. Заказчик указал на техническую ошибку и достаточность сведений, содержащихся в переданной проектной документации.
СПб ГБУ "Мостотрест неоднократно публиковало на Официальном сайте аукционную документацию на выполнение работ по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ (извещение N 0372200290022000178 от 14.11.2022, от 20.12.2022, от 17.01.2023), которая содержала аналогичные требования и положения, а именно п. 6.1.1 Контракта и п. 4 Технического задания, устанавливающие обязанность Заказчика предоставить в распоряжение Участника рабочую документацию.
На основании изложенного Участник пришел к выводу, что позиция Заказчика о допущенной технической ошибке не обоснована и противоречит фактическим обстоятельствам.
Более того, согласно акту приема-передачи от 20.02.2023, переданная проектная документация по титулу 23/02-10-2019 "Оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через Неву", не может считаться переданной в производство работ (принимая во внимание техническую опечатку) документацией, в силу следующего:
- переданная документация противоречит положениям Постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87), где установлено, что рабочая документация представляет собой комплект рабочих чертежей и текстовых документов, содержащих необходимую информацию об объекте строительства, и является основанием для производства строительных и монтажных работ (п. 4 Постановления Правительства РФ N 87), в свою очередь, проектная документация (ПД) включает в себя основные принятые технические решения без деталировки узлов, опросных листов, линейной привязки и т.д (письмо ООО "Заслон-Инжиниринг N 47-23 от 03.03.2023).
- переданная документация противоречит положениям п. 5.5 СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004, утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр (далее - СП 48.13330.2019) при входном контроле рабочей документации следует проанализировать всю представленную рабочую документацию и организационно-технологические решения, проверив при этом: ее комплектность; полное или выборочное соответствие утвержденным решениям в составе проектной документации; корректность оформления, состав и содержание в соответствии с ГОСТ Р 21.101; наличие ссылок на действующие нормативные документы, в том числе на документы по стандартизации в части применяемых материалов, изделий, конструкций, оборудования, технологий; наличие согласований и утверждений; достаточность информации для выполнения строительно-монтажных работ; наличие требований к фактической точности контролируемых параметров; наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие документы по стандартизации на применяемые материалы, изделия, конструкции, оборудование, технологии, содержащие указания о методах контроля; иные критерии соответствия действующим нормативным документам и технической документации на усмотрение застройщика (технического заказчика) письмо ООО "Заслон-Инжиниринг" N 47-23 от 03.03.2023.
- переданная документация противоречит положениям п. 5.8. СП 48.13330.2019 подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих нормативных документов и утвержденной проектной документации осуществляется путем визирования ответственного лица застройщика (технического заказчика) (специалиста по организации строительства) и простановки штампа "В производство работ" с датой на каждом листе комплектов рабочей документации или подписанием указанной документации электронной подписью специалиста по организации строительства (при согласовании рабочей документации в форме электронных документов или в составе информационной модели) (письмо ООО "Заслон-Инжиниринг N 47-23 от 03.03.2023).
- не соответствует п.п. 4.2.6 и 4.2.8 (отсутствуют эскизные чертежи, деталировка, габаритные чертежи с линейными привязками), п.4.3.5 (наличие технических условий, кроме ТУ ПАО "Ростелеком") ГОСТа 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации (письмо ООО "Заслон-Инжиниринг N 47-23 от 03.03.2023).
Таким образом, если принять во внимание позицию Заказчика, что комплект проектной документации, преданный по акту приема-передачи от 20.02.2023, и приложений к Контракту достаточно для разработки ППР и выполнения Работ, то в вышеуказанном комплекте не предусмотрены рабочие чертежи с детальным указанием, линейных привязок мест установки оборудования и трасс прокладки сигнальных и силовых кабелей. Так же допущены разночтения о способе крепления кабеля: через трос между опорами или по основанию моста. Предоставленная документация не позволяет определить полный объем работ, а именно: необходимость установки дополнительных опор.
Письмом N 47-23 от 03.03.2023 ООО "Заслон-Инжиниринг" направило в адрес Заказчика краткий список противоречий, в выданной в производство работ проектной документации, а также список недостающей информации.
Однако по состоянию на 07.3.2023 рабочая документация надлежащего качества в адрес ООО "Заслон-Инжиниринг" не была передана, в отсутствие которой разработать ППР невозможно, а в отсутствие последнего приступать к производству строительно-монтажных работ запрещено (п. 6.2.14 Контракта).
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу п. 1 ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Письмами N 22-23 от 10.02.2023, N 35-23 от 20.02.2023, N 36-23 от 21.02.2023, N 47-23 от 03.03.2023 ООО "Заслон-Инжиниринг" неоднократно запрашивало у Заказчика рабочую документацию со штампом в производство работ и/или проектную документацию, содержащую достаточные сведения для производства строительно-монтажных работ, руководствуясь п. 2 ст. 719 ГК РФ, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 719 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Учитывая вышеизложенное, Участник принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.03.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ООО "Заслон-Инжиниринг" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 20.03.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Участника ввиду следующего:
В рамках реализации Контракта Заказчик передал Участнику проектную документацию по титулу 23/02-10-2019 "Оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мост Александра Невского через реку Неву". Рабочая документация, разработанная по данному титулу, отсутствовала.
В целях реализации Контракта Заказчик готов был разработать рабочую документацию по отдельному договору. Задание на проектирование рабочей документации было бы частично основано на вопросах, поставленных ООО "Заслон-Инжиниринг" в своих письмах. Сопоставительная ведомость относительно возможности и целесообразности включения в задание на проектирование рабочей документации поименованных ООО "Заслон-Инжиниринг" вопросов прилагалась к обращению Заказчика об отмене Решения Участника.
Принимая во внимание, что Законом о контрактной системе продление срока выполнения Работ не предусмотрено, Заказчик направил в адрес Участника для рассмотрения и подписания Акт приостановки работ (далее - Акт) со сроком действия на период времени с 10.02.2023, т.е. с даты первого письма ООО "Заслон-Инжиниринг" о предоставлении рабочей документации.
В обращении Заказчика об отмене Решения Участника, Заказчик, руководствуясь ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе, просил подписать Акт и направить его в адрес Заказчика, а также отменить решение об одностороннем расторжении контракта, а в случае, если ООО "Заслон-Инжиниринг" не заинтересовано в дальнейшей реализации Контракта, просил рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон.
Однако Участник не подписал данный Акт и не отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение Участника вступило в законную силу.
По мнению Заказчика обстоятельства, на которые ссылается Участник, не могли являться основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о невключении сведений в отношении ООО "Заслон-Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Заслон-Инжиниринг" (ИНН: 7841071757), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2023 г. N РНП-78-389/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023