Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ СОН ЦСПСиД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
АО "Теле2 - Санкт-Петербург" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6769-ЭП/23 от 21.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению мобильной связи для СПб ГБУ СОН ЦСПСиД в 2023 году (извещение N 0372200167922000064),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению мобильной связи для СПб ГБУ СОН ЦСПСиД в 2023 году (извещение N 0372200167922000064) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 160 776,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано АО "Теле2 - Санкт-Петербург".
По результатам закупки Заказчиком с АО "Теле2 - Санкт-Петербург" заключен государственный контракт N 14/01-23 от 30.11.2022 на сумму 15 273,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с АО "Теле2 - Санкт-Петербург".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по предоставлению мобильной связи для СПб ГБУ СОН ЦСПСиД (далее - Услуги) в период, с даты заключения Контракта, но не ранее 01.01.2023, по 31.12.2023.
20.02.2023 в адрес Заказчика поступило уведомление от Участника о реорганизации АО "Санкт-Петербург Телеком" путем разделения на АО "Санкт-Петербург Телеком-1" и АО "Санкт-Петербург Телеком-2" с одновременным присоединением АО "Санкт-Петербург Телеком-2" к ООО "Т2Мобайл". Запись о завершении реорганизации АО "Санкт-Петербург Телеком" внесена в ЕГРЮЛ 30.11.2022.
Установлено, что АО "Санкт-Петербург Телеком", провело реорганизацию в форме разделения при реорганизации с одновременным сочетанием различных ее форм.
В соответствии с ч. 5 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 14.5 Контракта при исполнении контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случая, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
При проведении закупки Заказчиком в соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в извещении было установлено, что Исполнитель должен иметь собственную действующую лицензию. Вид лицензируемой деятельности: оказание услуг связи.
По смыслу п. 3 ч. 13 ст. 20 Закона о лицензировании, если юридическое лицо имеет лицензию на осуществление определенного вида деятельности, то права, предоставляемые такой лицензией, при реорганизации в форме разделения не переходят, а действие лицензии прекращается.
В соответствии с п. 3 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.9 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 3 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.03.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает, что у Заказчика не имелось правовых основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в силу следующего.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При этом абзацем 2 указанной нормы установлено, что допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
30.11.2022 была завершена реорганизация АО "Санкт-Петербург Телеком" (далее - Теле2-Санкт-Петербург) с одновременным сочетанием различных форм, а именно в форме разделения на АО "Санкт-Петербург Телеком-1" (далее - Теле2-Санкт-Петербург-1) с одновременным присоединением Теле2-Санкт-Петербург-1 к ООО "Пилар", и АО "Санкт-Петербург Телеком-2" (далее - Теле2-Санкт-Петербург-2) с одновременным присоединением Теле2-Санкт-Петербург-2 к ООО "Т2 Мобайл".
В эту же дату было зарегистрировано создание и одновременное прекращение Теле2-СанктПетербург-1 и Теле2-Санкт-Петербург-2 ввиду присоединения их к ООО "Пилар" и ООО "Т2 Мобайл".
Таким образом, указанная реорганизация представляла собой единый процесс разделения с одновременным присоединением, а не две последовательные реорганизации разделения и присоединения, что подтверждается документами о реорганизации и сведениями ЕГРЮЛ, в частности:
- Сообщение о реорганизации юридического лица N 1399 опубликовано в Вестнике государственной регистрации (www.vestnik-gosreg.ru) N29(899) от 27.07.2022;
- Повторное Сообщение о реорганизации юридического лица N 1239 опубликовано в Вестнике государственной регистрации (www.vestnik-gosreg.ru) N34(904) от 31.08.2022;
- запись ЕГРЮЛ за ГРН 2227713759106 от 30.11.2022, согласно которой ООО "Т2 Мобайл" является правопреемником Теле2-Санкт-Петербург вследствие реорганизации в форме присоединения.
Ввиду указанной выше особенности данной реорганизации положениями передаточного акта Теле2-Санкт-Петербург было установлено, что он одновременно является передаточным актом, по которому права и обязанности Теле2-Санкт-Петербург, реорганизуемого в форме разделения на Теле2-Санкт-Петербург-1 и Теле2-Санкт-Петербург-2 с одновременным присоединением Теле2-Санкт-Петербург-1 к ООО "Пилар" и Теле2-Санкт-Петербург-2 к ООО "Т2 Мобайл", перешли в соответствующих частях к ООО "Пилар" в дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Теле2-Санкт-Петербург-1, и к ООО "Т2 Мобайл" в дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Теле2-Санкт-Петербург-2.
Таким образом, в соответствии с передаточным актом Теле2-Санкт-Петербург с 30.11.2022 права и обязанности по договорам на оказание услуг связи, ранее заключенным Теле2-СанктПетербург, перешли к Т2 Мобайл в порядке универсального правопреемства (п. 1 ст. 129 ГК РФ).
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком на основании п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, согласно которому в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
Как указано выше правопреемником АО "Санкт-Петербург Телеком" по договорам на оказание услуг связи, ранее заключенным АО "Санкт-Петербург Телеком", является ООО "Т2 Мобайл", которое имеет все необходимые лицензии для оказания услуг связи.
С 01.01.2023 до момента одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, услуги связи оказывались ООО "Т2 Мобайл" в полном соответствии с условиями Контракта. Цена Контракта, определенная по итогам электронного Аукциона, более, чем в 10 раз меньше, чем НМЦК.
Перечень лицензий Акционерного общества "Санкт-Петербург Телеком" указан в Приложении N 5 к Контракту. ООО "Т2 Мобайл" имеет аналогичные лицензии для оказания соответствующего вида услуг связи.
Сведения о лицензиях в области связи являются публичной информацией, опубликованной на сайте Роскомнадзора, который ведет реестр всех выданных лицензий в области связи - https://rkn.gov.ru/communication/register/license/.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении АО "Теле2 - Санкт-Петербург" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о невключении сведений в отношении АО "Теле2 - Санкт-Петербург" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении АО "Теле2 - Санкт-Петербург" (ИНН: 7815020097), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2023 г. N РНП-78-388/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023