Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Шебзухова Азамата Адамеевича- заместителя начальника отдела контроля закупок Управления, ведущего заседание комиссии;
Членов комиссии:
- Немчиновой Жанны Петровны - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления;
- Шаовой Елены Юрьевны - специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления;
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик), Батчаевой З.И., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 N3,
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Арвэль" (далее - Заявитель, ООО "Арвэль") Иванова С.Е., действующего на основании доверенности N7, надлежащим образом извещенных уведомлением от 24.03.2023 N АК/521/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Арвэль",
рассмотрев жалобу ООО "Арвэль" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0379200000423000059 "Аппарат УЗИ" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст.105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления России состоялось 29 марта 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, проанализировав письменные пояснения, представленные Заказчиком, выслушав представителя Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
16.03.2023 в 09:03 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 037920000423000059 "Аппарат УЗИ" (извещение о проведении аукциона - 16.03.2023 в 09:03 ч.) с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 9 425 000, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 16.03.2023 в 09:03 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 23.03.2023 в 09:33 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Управления осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неверно определен код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в случае формирования такого описания).
Комиссия Управления, проанализировав извещение, установила, что объектом закупки является "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
Данный вид продукции, как установлено Комиссией Управления, включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 878).
На основании вышеприведенных положений, заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N878.
Учитывая изложенное, действия субъектов контроля, установивших в извещении об электронном аукционе ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 878, при этом не применивших позицию КТРУ и установивших дополнительные характеристики товара, не соответствуют положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно техническому заданию в составе извещения Закупки Заказчиком при формировании описании закупки применен код позиции КТРУ: 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
В соответствии с п.4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Управления отмечает, что используемый заказчиком в данной закупке код КТРУ не имеет обязательных к применению характеристик. Ввиду изложенного Комиссия пришла к выводу, что в указанном случае заказчик вправе был самостоятельно определить информацию и потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара согласно своей потребности.
На основании изложенного, а также с учетом п.18 Правил, позиция каталога подлежит использованию заказчиком с даты начала ее обязательного применения. При этом в случае, если позиция каталога не содержит описание объекта закупки, предусмотренное п.13 Правил формирования КТРУ, заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги.
Комиссия Управления также отмечает, что действующими нормами права не установлено, что в случае, если имеются для одного вида товаров несколько позиций кодов КТРУ, то приоритетными (то есть фактически подлежащими обязательному применению) являются те позиции, которые содержат описание товара, работы, услуги, перед теми, которые такого описания не содержат. Напротив, из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Постановления N145 следует, что позиции кодов КТРУ на один вид товаров являются равноприменимыми и заказчикам надлежит выбирать тот код КТРУ, который максимально соответствует их потребности в рамках осуществляемой закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик при описании объекта закупки установил технические характеристики к товару, который соответствует одному производителю.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка "Аппарата УЗИ".
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия Управления, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в описании объекта закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в техническом задании.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст.8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Техническое задание закупки содержит описание закупаемого товара - "Аппарат УЗИ" Код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011; Код по ОКПД2 26.60.12.132: Аппараты ультразвукового сканирования.
При этом Заказчиком по позиции N4.3.3 "Микроконвексный внутриполостной датчик" установлено: требуемое значение показателя: не более 11; "Специализированная программа для достижения частоты, кадровых в сек.: не менее 2800; специализированная программа для трехмерной реконструкции сердца в комбинации с цветовым допплером в реальном масштабе времени за один или несколько сердечных циклов при чреспищеводных исследованиях, частота кадров в сек.: не менее 350.
Заявитель полагает, что в совокупности требования Технического задания соответствует товар единственного производителя, а именно: "General Electric Vivid S 70".
При этом, техническое задание описания объекта закупки не содержит обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии только одного производителя, а именно: "General Electric Vivid S 70".
По мнению Заявителя, данное требование исключает возможность участникам закупки предложить альтернативный товар - Philips EPIQ, Samsung Medison HS70A, Mindray Resona 7 и других.
Представителю Заказчика в рамках заседание комиссии было предложено представить сведения подтверждающие факт, что установленные в техническом задании характеристики соответствуют товары как минимум 2 производителей.
Согласно представленной Заявителем сравнительной таблицы производителей, а также как установлено Комиссией Управления под данные критерии подпадает исключительно модель производства "General Electric Vivid S 70".
Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии Управления прийти к выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар двух и более производителей.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.1 ч.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п.10 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать информацию о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Так, пунктом 9.2 Проекта контракта предусмотрено авансирование в размере 30% ов безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета заказчика на счет Поставщика, остальная часть 70% от стоимости Контракта оплачивается после исполнения Поставщиком обязательств по 100% поставке Товара, его сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию, а также обучению правилам эксплуатации и инструктажа специалистов Заказчика, эксплуатирующих товар. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета Заказчика.
Вместе с тем Комиссия, изучив Извещение, приходит к выводу, что в Извещении не указана информация о размере аванса в соответствии с пунктом 9.2 Проекта контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в Извещении размер аванса, нарушают п.10 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арвэль" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2, п.10 ч.1, ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Республиканскому государственному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница", Единой комиссии Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница", Оператору электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии |
А.А. Шебзухов |
Члены Комиссии: Ж.П. Немчинова
Е.Ю. Шаова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31 марта 2023 г. N 009/06/106-27/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023