Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Охранное предприятие "ЩИТ-2"" (далее - ООО "ЩИТ-2", Заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Услуги охраны" (извещение N 0342100024123000001, начальная (максимальная) цена контракта - 9 115 156,80 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалобы ООО "ЩИТ-2":
- Заказчиком в извещении о проведении конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки", а именно установлен показатель оценки - наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанной с предметом контракта (значимость 40%), из которого показатели оценки детализирующие показатели оценки: общее количество договоров по успешному оказанию охранных услуг в высших учебных заведениях (значимость детализирующего показателя оценки 10%);
- Так же, Заказчик в извещении о проведении конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки в разделе 3 "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 2" указанного Порядка пунктом 1.2. дополнительно установлено, что оценка производится по количеству контрактов за последние 3 (года) до даты окончания подачи заявок;
- Заказчик в извещении о проведении конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю оценки - "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно наличие в штате квалифицированных специалистов, прошедшие обучение по "Программе обучения приемам первой помощи, пострадавшим от действия электрического тока и при несчастном случае на производстве" и по программе "Проверка знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума" 80 человек; сотрудников, обученных по дополнительной профессиональной программе "Радиационная безопасность и радиационный контроль" и "Охрана и обеспечение антитеррористической защищенности и безопасности и безопасности объектов с массовым пребыванием людей" - 3 человека; наличие в штате специалиста имеющего статус "Специалист СКУД") - 1 человек - 100 баллов. При отсутствии одного из перечисленного показателя - 0 баллов.
- Заказчик в извещении о проведении конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю оценки "деловая репутация участника закупки" (значимость 20%), из которого показатели оценки детализирующие показатели оценки: наличие полиса/договора страхования профессиональной ответственности лиц при осуществлении ими детективной и охранной деятельности на сумму не менее 50 000 000 (Пятидесяти миллионов) рублей, ГОСТ Р ИСО 9001-2015(ISO 9001:2015 и Свидетельства о внесение в национальный реестр надежных поставщиков (значимость детализирующего показателя оценки 20%).
- Заказчиком необоснованно составлена шкала оценки по данным показателям оценки и детализирующим показателям оценки. По факту, отсутствует ранжирование по данным критериям, так как Заказчиком установлено либо при полном предоставлении соответствующей информации - 100 баллов, либо при даже частичном отсутствии в какой-то части требуемой информации - 0 баллов.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении конкурса, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
ООО "Щит-2" полагает, что требования Заказчика, указанные в Порядке рассмотрения и оценки на участие в электронном конкурсе не соответствуют Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление 2604).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок установлены Постановлением 2604.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком, не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 24 Постановления 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Постановления 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно пункту 35 Постановление 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В Порядке рассмотрения и оценки на участие в электронном конкурсе, входящем в составе закупочной документации Заказчика, установлены следующие критерии и показатели заявок на участие в закупке (Раздел 2): Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (40%) и Квалификация участников закупки (60%).
Квалификация участников закупки в свою очередь делится:
Показатели оценки - Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанной с предметом контракта (значимость 40%), из которого показатели оценки детализирующие показатели оценки:
- общее количество договоров по успешному оказанию охранных услуг в высших учебных заведениях (значимость детализирующего показателя оценки 10%).
Кроме того, в Разделе 3 "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 2" указанного Порядка пунктом 1.2. дополнительно установлено, что оценка производится по количеству контрактов за последние 3 (года) до даты окончания подачи заявок.
Согласно подпункту г пункта 24 Постановления 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки наличие у участников закупки деловой репутации.
Показатели оценки - Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость 30%), из которого показатели оценки детализирующие показатели оценки:
- Общее количество квалифицированных специалистов, прошедшие обучение по "Программе обучения приемам первой помощи, пострадавшим от действия электрического тока и при несчастном случае на производстве" и по программе "Проверка знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума", которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта; сотрудников, обученных по дополнительной профессиональной программе "Радиационная безопасность и радиационный контроль" и "Охрана и обеспечение антитеррористической защищенности и безопасности и безопасности объектов с массовым пребыванием людей"); наличие в штате специалиста имеющего статус "Специалист СКУД").
Шкала Оценки по данному детализирующему показателю оценки:
- наличие в штате квалифицированных специалистов, прошедшие обучение по "Программе обучения приемам первой помощи, пострадавшим от действия электрического тока и при несчастном случае на производстве" и по программе "Проверка знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума" 80 человек; сотрудников, обученных по дополнительной профессиональной программе "Радиационная безопасность и радиационный контроль" и "Охрана и обеспечение антитеррористической защищенности и безопасности и безопасности объектов с массовым пребыванием людей" - 3 человека; наличие в штате специалиста имеющего статус "Специалист СКУД") - 1 человек - 100 баллов. При отсутствии одного из перечисленного показателя - 0 баллов.
Показатели оценки - Деловая репутация участника закупки (значимость 20%), из которого показатели оценки детализирующие показатели оценки:
- наличие полиса/договора страхования профессиональной ответственности лиц при осуществлении ими детективной и охранной деятельности на сумму не менее 50 000 000 (Пятидесяти миллионов) рублей, ГОСТ Р ИСО 9001-2015(ISO 9001:2015 и Свидетельства о внесение в национальный реестр надежных поставщиков (значимость детализирующего показателя оценки 20%).
Шкала Оценки по данному детализирующему показателю оценки: наличие полиса/договора страхования, сертификата ГОСТ Р ИСО и свидетельства - 100 бал., отсутствие - 0 баллов.
Доводы Заявителя признаны обоснованными.
Так же, Заказчик в нарушение подпункта а пункта 35 Постановления 2604 установил в конкурсной документации величину значимости показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанной с предметом контракта" - 40%.
Таким образом, вышеуказанные положения, установленные Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок, не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЩИТ-2" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 28, 35 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 марта 2023 г. N 102-15116-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023