Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Н.А. Ворсиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации Дзержинского сельсовета Дзержинсокго района (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Инженерпроектгрупп" (ИНН 0277947169) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации по реконструкции гидротехнического сооружения", извещение N 0319300227521000002, идентификационный код закупки 213241000057624100100100140147112244 (далее-закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Инженерпроектгрупп" (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и общества, указанным в контракта, размещенном в единой информационной системе (далее-ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии общество и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Представитель общества заявил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции. Указанное ходатайство удовлетворено, к видеоконференции подключился представитель общества по доверенности, полномочия подтверждены, личность установлена.
Заказчик явку своего представителя на заседание Комиссии не обсепечил.
Представитель общества пояснил, что работы обществом выполнены в полном объеме, просил в удовлетворении требований заказчика - отказать.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта капитального строительства "Разработка проектно-сметной документации по реконструкции гидротехнического сооружения".
12.04.2021 заключен контракт между заказчиком и обществом.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. В соответствии с условиями настоящего Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по реконструкции гидротехнического сооружения (далее - работы), в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), которое определяет виды и объем выполняемых работ, требования к работам, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в установленном настоящим Контрактом порядке.
1.2. Место проведения работ: Красноярский край, Дзержинский район, село Дзержинское, ул. Больничная - 1 "а".
1.3. Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 31.11.2021 года".
Согласно разделу 2 контракта: "2.4. Оплата будет проводиться Заказчиком в форме безналичного расчета, после надлежащего выполнения работ и предоставления следующих документов: проектной документации; акта сдачи-приемки результатов выполненных работ; счёта/ счёта-фактуры".
Раздел 3 Контракта предусматривает: "3.1. Подрядчик обязан:
3.1.1.Выполнить работы, предусмотренные настоящим Контрактом с надлежащим качеством и в объемах в соответствии с требованиями, установленными техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
3.1.2. Выполнить работы в срок, установленный пунктом 1.3. Контракта.
3.1.3. Нести ответственность за ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта и требований технического задания (Приложение N1 к Контракту)".
В соответствии с разделом 4 Контракта: "4.1. Результатом выполненных работ по Контракту является проектная документация. Выполненные работы признаются результатом выполненных работ по Контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
4.2. По окончании работ, Подрядчик представляет Заказчику следующую исполнительную документацию:
- комплект проектной документации, включая отчеты об инженерных изысканиях в 4 экз. на бумажном носителе и в электронном виде (в формате PDF).
- акт сдачи-приемки результатов выполненных работ;
- счет/счет-фактуру.
4.7. Для проверки выполненных работ, Заказчик проводит экспертизу в соответствии с положениями Закона. Экспертиза выполненных работ может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, за исключением случаев, когда привлечение экспертов, экспертных организаций является обязательным.
4.8. В случае если заключением эксперта, экспертной организации подтверждено несоответствие выполненных работ установленным требованиям (за исключением установления нарушений требований Контракта, не препятствующих приемке выполненных работ), Подрядчик возмещает Заказчику стоимость экспертизы.
4.9. Работы считаются выполненными с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки результатов выполненных работ. С даты приемки результатов выполненных работ, исключительные права на результаты выполненных работ по инженерным изысканиям и архитектурному проектированию принадлежат муниципальному образованию Дзержинский сельсовет Дзержинского района Красноярского края, от имени которого выступает Заказчик.
Разделом 10 Контракта предусмотрено: "10.1. Контракт, может быть, расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны настоящего Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.2. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если:
а) Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
б) Подрядчик неоднократно (от двух и более раз) нарушил сроки выполнения работ, предусмотренные настоящим Контрактом;
в) Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный настоящим Контрактом, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежавшим образом в установленный настоящим Контрактом срок;
г) Отступления в выполнении работ от условий настоящего Контракта;
д) В случае если недостатки результата выполненных работ в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
е) Подрядчик неоднократно (от двух и более раз) не исполнил предписания Заказчика.
ж) Подрядчик выполняет работы с нарушением технологических процессов, что в свою очередь негативно скажется (сказалось) на результатах работ.
з) Подрядчик, чье членство в саморегулируемой организации обязательно, будет исключен из нее.
Заказчик также вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
10.2. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем электронного аукциона".
Комиссия, изучив материалы, представленные представителем заказчика и представителями общества, установила следующее.
С 12.03.2021-18.12.2021 Подрядчик во исполнение обязательств по Контракту запрашивал у Заказчика следующую документацию: градостроительный план земельного участка ГПЗУ; правила эксплуатации гидротехнических сооружений"; план действий работников эксплуатирующей организации в случае аварийной ситуации"; план по совместной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий" согласованный с местными органами исполнительной власти и органами ГО и ЧС; план мероприятий по безаварийному пропуску паводка"; паспорт безопасности опасного объекта (ГТС)"; комиссионное обследование от 07.05.2019 года; расчет вреда от 27.08.2020 года; преддекларационное обследование от 25.12.2020 года; сведения о гидросооружении; декларация безопасности 2021 года; критерии безопасности 2021 года; утвержденная транспортная схема; -разработанный план по сносу деревьев.
Указанное подтверждается письмом N01 от 25.03.2021 года о запросе информации; письмом N4 от 31.05.2021 о демонтаже сооружений; письмом N 4 от 31.05.2021 о ходе проводимых работ; письмо N3 от 14.05.2021 о ходе проводимых работ; письмо N16 от 17.11.2021 об утверждении транспортной схемы и сноса деревьев; письмом N15 от 18.11.2021 об утверждении транспортной схемы и сноса деревьев; письмом N19 от 22.11.2021 о приемке проектно-сметной документации; актом приемки передачи документации от 22.11.2021 изыскания; актом приемки передачи проектно-сметной документации от 22.11.2021; актом сдачи-приемки от 22.11.2021 иной исполнительной документации; актом сдачи-приемки документации от 23.11.2021; исполнительной документацией N015-21-ИГДИ том 1; исполнительной документацией N015-21-ИГИ том 2; исполнительной документацией N015-21-ИГМИ том 3; исполнительной документацией N015-21-ИЭИ том 4; проектной документацией 015-21-КР том 3; проектной документацией 015-21-ТБЭ.ТЧ; проектной документация N015-21-000 том 6; проектной документацией N015-21-ПБ том 7; проектной документацией N015-21-Г10С том 4; проектной документацией N015-21 -СМ том 9; проектной документацией N015-21-ПЗ том 1; проектной документацией N015-21-ПЗУ том 2; проектной документацией N015-21-ПОД том 5; проектной документацией N015-21-СП том 0; проектной документацией N015-21-ТО том 9.
08.10.2021 Подрядчик направил проектную документацию на согласование в Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, что подтверждается декларацией безопасности и письмом N28 от 11.01.2022.
28.12.2021 между Подрядчиком и ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" заключен договор N212Э от 28.12.2021 на проведение работ по оценке воздействия и определении последствия негативного воздействия (расчет размера вреда) планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, а именно: воздействия при проведении работ по объекту "Гидротехническое сооружение-плотина на р.Усолка в с.Дзержинское Дзержинского района".
11.01.2022 Письмом N28 от 11.01.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что проектная документация выполнена и находится на согласовании у Енисейского ТУ Росрыболовства. Указанная документация согласована Енисейским ТУ Росрыболовства.
26.03.2022 Подрядчик направил в адрес КГАУ "ККГЭ" заявление на проведение государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий по объекту "Гидротехническое сооружение- плотина на р.Усолка в с. Дзержинское Дзержинского района".
В период с 27.03.2022 по 16.12.2022 КГАУ "ККГЭ" направляла в адрес Подрядчика замечания на проект, что подтверждается следующими письмами: замечания на проект N 11362-22 от 28.03.2022; замечания на проект N11670-22 от 28.04.2022; замечания на проект N13814-22 от 15.09.2022; замечания на проект N14581-22 от 27.10.2022; замечания на проект N15094-22 от 24.11.2022; замечания на проект N15385-22 от 16.12.2022.
05.04.2022 Подрядчик направил в КГАУ "ККГЭ" письмо с приложениями N3 от 05.04.2022 об устранении имеющихся недостатков путем редактирования сведений электронной формы заявления и предоставления указанных документов в замечаниях без создания новой электронной заявки.
11.04.2022 Подрядчик передал Заказчику разработанную проектно-сметную документацию с исправлениями, что подтверждается актом сдачи-приемки документации от 11.04.2022.
15.04.2022 Заказчик заключил с КГАУ "ККГЭ" муниципальный контракт N22-01-0369 от 15.04.2022 года на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий реконструкции объекта капитального строительства "Гидротехническое сооружение-плотина на р. Усолка в с. Дзержинское Дзержинского района" в соответствии с пунктм 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
22.04.2022 Подрядчик осуществил оплату по муниципальному контракту N22-01- 0369 от 15.04.2022 года за Администрацию Дзержинского сельсовета Дзержинского района, что подтверждается платежным поручением N33 от 22.04.2022 года и письмом N13 от 01.06.2022.
24.05.2022 Подрядчик направил КГАУ "ККГЭ" скорректированные инженерные изыскания и проектную документацию, по замечаниям N11670-22 от 28.04.2022 на ЛК-КРК-9182 от 11.04.2022, что подтверждается письмом N12 от 24.05.2022.
02.06.2022 Заказчик предоставляет Подрядчику ГПЗУ на земельный участок, который в последующем был направлен КГАУ "ККГЭ", поскольку согласно пояснениям Подрядчика, без указанного документа рассмотрение экспертизы проекта являлось невозможным.
09.06.2022 КГАУ "ККГЭ" запросила у Подрядчика согласовать результаты обследования и демонтаж сооружений: берегового укрепления и паводкового водосброса в составе левого и правого сброса. В дальнейшем указанный запрос был переадресован Заказчику, что подтверждается письмом N43 от 09.06.2022.
14.06.20922 Заказчик согласовал демонтаж вышеуказанных сооружений, что подтверждается письмом N617 от 14.06.2022.
13.06.2022 Подрядчик направляет КГАУ "ККГЭ" скорректированные инженерные изыскания и проектную документацию, по замечаниям N12118-22 от 10.06.2022 на ЛК-КРК-9182 от 27.03.2022, что подтверждается письмом N17 от 13.06.2022.
01.07.2022 Подрядчик направил Руководителю КГАУ "ККГЭ" письмо N25 от 01.07.2022, в котором просит заменить экспертов по инженерно-геологическим изысканиям и технологически конструктивным решениям, поскольку по мнению Подрядчика требования экспертов неправомерны.
05.07.2022 Заказчик письмом N380 от 05.07.2022 просил КГАУ "ККГЭ" продлить срок государственной экспертизы.
В период с 06.07.2022 по 15.12.2022 между Заказчиком, Подрядчиком и КГАУ "ККГЭ" велись работы по устранению замечаний.
16.12.2022 Подрядчик направил КГАУ "ККГЭ" письмо N61 от 16.12.2022 с просьбой продлить сроки государственной экспертизы проекта.
13.02.2023 КГАУ "ККГЭ" в адрес Подрядчика поступили замечания на проект N15538-23 от 13.02.2023.
20.02.2023 Подрядчик направил КГАУ "ККГЭ" письмо N71 от 20.02.2023 с просьбой продлить сроки государственной экспертизы проекта.
22.02.2023 КГАУ "ККГЭ" направил в адрес Подрядчика отрицательное заключение государственной экспертизы, в связи с тем, что проектная документация по объекту "Гидротехнические сооружения - плотина на р. Усолка в с. Дзержинское Дзержинского района" не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Результаты инженерных изысканий не соответствуют требованиям технических регламентов.
01.03.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию N242 от 01.03.2023 с требованием осуществить выплату неустойки в размере.
03.03.2023 Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.03.2023 Подрядчик не смотря на предвзятое отношение экспертов направил в адрес КГАУ "ККГЭ" повторное заявление о проведении повторной государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий по объекту "Гидротехническое сооружение-плотина на р.Усолка в с. Дзержинское Дзержинского района", что подтверждается письмом N 71 от 13.03.2023 о проведении повторной государственной экспертизы и скриншотом направления заявления от 14.03.2023.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 708 ГК РФ указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Комиссией установлено, что по состоянию на 16.12.2022 работы по Контракту не были выполнены вследствие чего 16.12.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 10.1, пункта 10.2 Контракта, статьи 450.1, части 3 статьи 708 ГК РФ, с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 03.03.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 03.03.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что общество в полном объеме устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 14.03.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: обществом передана Заказчику разработанная проектно-сметная документация, что подтверждается актом сдачи приемки документации от 22.11.2021., также обществом в период проведения государственной экспертизы устранялись замечания и несоответствия.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении обществом от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Инженерпроектгрупп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 марта 2023 г. N 024/10/104-717/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023