Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Врио заместителя руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, заместитель начальника отдела М.А. Грицай (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу МП города Красноярска "Специализированное автотранспортное предприятие" (далее - податель жалобы) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - ДМЗ Администрации г. Красноярска (далее - конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту подпорных стен в городе Красноярске (далее - конкурс, открытый конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба МП города Красноярска "Специализированное автотранспортное предприятие" (далее -
податель жалобы) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту подпорных стен в городе Красноярске, извещение N 0119300019823000268.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В назначенное время на рассмотрении жалобы присутствовали представители уполномоченного органа, заказчика, а также подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия и личности.
Из довода жалобы следует, что конкурсной комиссией неправомерно, по мнению подателя жалобы, была отклонена заявка МП города Красноярска "Специализированное автотранспортное предприятие" от участия в конкурсе.
Уполномоченным органом были представлены письменные возражения на довод жалобы, из которых следует, что конкурсная комиссия приняла правомерное решение. Указанные возражения на рассмотрении жалобы были поддержаны представителем уполномоченного органа.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал позицию подателя жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса "Выполнение работ по ремонту подпорных стен в городе Красноярске", номер извещения 0119300019823000268.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.03.2023 заявка подателя жалобы была отклонена от участия в конкурсе по причине несоответствия требованиям извещения о закупке. В качестве обоснования такого отклонения в соответствующем протоколе было указано следующее: "В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части непредставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", предусмотренных подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", содержащимся в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме: представленный реестровый номер контракта не подтверждает опыт выполнения работ, требуемый согласно позиции 15 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" (представленный контракт не относится к работам по текущему ремонту зданий, сооружений; капитальному ремонту объекта капитального строительства)".
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На момент размещения извещения дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
Комиссией было установлено, что положениями извещения к участникам закупки были предъявлены дополнительные требования на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позиции 15 раздела 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 о наличии следующего опыта выполнения работ:
"Работы по текущему ремонту зданий, сооружений
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ".
Анализ соответствующей позиции Постановления Правительства РФ N 2571 позволил Комиссии установить, что требования извещения коррелируются с требованиями, установленными законодателем.
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы, установила, что в составе документов подтверждающих опыт выполнения работ МП города Красноярска "Специализированное автотранспортное предприятие" были представлены документы, подтверждающие опыт выполнения работ по муниципальному контракту N Ф.2019.1020 "На выполнение работ по ремонту сетей ливневой канализации в городе Красноярске".
В своих пояснениях уполномоченный орган указывал, что указанный контракт служил бы подтверждением наличия опыта в случае если бы заказчиком был установлен пункт 18 раздела 2 Постановления Правительства РФ N 2571, который предполагает наличие опыта для работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильной дороги.
Уполномоченным органом было также указано, что исходя из объема выполненных работ по представленному контракту не имеется возможности однозначно определить объем работ, которые были выполнены относительно текущего ремонта зданий, сооружений.
Комиссия с указанными выше доводами уполномоченного органа не согласна ввиду следующего.
Согласно части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Минэкономразвития РФ N ГГ-181, Минцифры N 13-6-5/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3 02.12.2002, к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Закона о водоснабжении, транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Согласно ГОСТ Р 59611-2021, ливневая канализация - это закрытая канализация, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.
Таким образом, Комиссия установила, что ливневая канализация сама по себе является непосредственно сооружением и как следствие контракт на выполнение работ по ремонту сетей ливневой канализации в городе Красноярске является надлежащим доказательством наличия у подателя жалобы опыта, связанного с текущим ремонтом зданий, сооружений.
К указанному выводу Комиссия пришла, в том числе учитывая, что законодатель в рамках позиции 15 раздела 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 не устанавливает необходимость предоставления опыта работ с каким-то конкретным сооружением или что такое сооружение должно быть подобным тому, работы по ремонту которого закупаются заказчиком.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что конкурсной комиссией было принято неправомерное решение об отклонении заявки подателя жалобы от участия в конкурсе.
Таким образом, довод жалобы является обоснованным, рассматриваемые действия конкурсной комиссии нарушают требования части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно указания подателя жалобы на то, что его заявка должна была быть признана соответствующей требованиям извещения, поскольку она было допущена оператором электронной площадки, Комиссия отмечает следующее.
Указанный вывод подателя жалобы не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (вместе с "Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки") (далее - Правила взаимодействия).
Оператор электронной площадки в силу положений Закона о контрактной системе обеспечивает исключительно проверку "комплектности" документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Проверку относимости опыта выполнения работ в целях принятия решения о соответствии либо несоответствии участника закупки дополнительным требованиям, осуществляет непосредственно комиссия в рамках конкретной закупки.
В соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия Оператор ЭП при подаче участником запроса на включение в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, осуществляет проверку документации на предмет:
- соответствия перечня предоставленных документов перечню, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
- наличия информации об участнике закупки в информации и документах, дату составления документов, предусмотренных графой "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к дополнительным требованиям, представляемых в отношении номера позиции;
- непревышения цены поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по контракту, над ценой такого контракта.
Таким образом, оператор электронной площадки не уполномочен на юридическую оценку предоставленных документов участником. Комиссия также обращает внимание, что на основании пункта 8 Правил взаимодействия, ответственность за достоверность и соответствие требованиям документов и информации несет участник закупки, предоставивший указанные документы и информацию.
Указанный вывод Комиссии также коррелируется с позицией органов судебной власти, в том числе изложенной в актах, принятых в рамках дела А33-20638/2022.
Иные обоснования, представленные сторонами в качестве подтверждения их позицией, также рассмотрены Комиссией, однако не могут быть приняты в качестве состоятельных, поскольку либо основаны не на нормах действующего права, либо на нормах действующего права, но не применимых в рассматриваемом случае.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу МП города Красноярска "Специализированное автотранспортное предприятие" обоснованной;
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования статьи 48 Закона о контрактной системе;
3. В связи с необходимостью устранения выявленных нарушений выдать конкурсной комиссии предписание о пересмотре всех вторых частей заявок участников конкурса;
4. Конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок участников конкурса, а также итоговый протокол, составленные в ходе проведения конкурса;
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости привлечения к административной ответственности членов конкурсной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
М.А. Грицай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 марта 2023 г. N 024/06/106-731/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023