Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - начальник отдела Кириллова А.А., члены Комиссии - заместитель начальника отдела Грицай М.А., главный специалист-эксперт Е.О. Хорышев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Плауновой Ольги Борисовны (далее - Податель жалобы) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Северо-Енисейская муниципальная информационная служба" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Администрации Северо-Енисейского района (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Краска для ризографа" с извещением N0119300019623000020 (далее - Электронный аукцион), размещенного на электронной площадке Акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия субъектов контроля при проведении Электронного аукциона.
2023-5302
Существо жалобы: нарушение субъектами контроля требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при размещении положений извещения Электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес Заказчика, Уполномоченного органа, Подателя жалобы, Оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу было проведено в присутствии представителей Уполномоченного органа. Заказчик явку своего представителя не обеспечили. Подателем жалобы было заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Из доводов жалобы следует, что в извещении о проведении Электронного аукциона неправомерно был применен запрет согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью Заказчика Уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Электронного аукциона, объектом закупки является поставка товара - "краска для ризографа".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 3 части 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о о контрактной системе устанавливает, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если заказчиком устанавливаются какие-либо ограничения, запреты и условия допуска, то из извещения должно прямо следовать обстоятельство их установления или неустановления.
Наличие в извещении о закупке пробелов, противоречий, условий, соблюдение которых нарушает иные требования извещения или требования законодательства о контрактной системе либо неоднозначных условий не является допустимым и приводит, в том числе нарушению принципов контрактной системы, установленных статьями 7,8 Закона о контрактной системе.
Постановлением N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению N616 (далее - Перечень).
Проанализировав Постановление N616, Комиссия установила, что закупаемый Заказчиком товар включен в пункт 11 Перечня.
Подпункт "б" пункта 3 Постановления N616 устанавливает, что запрет, установленный Постановлением N616 не применяется в случае закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня).
Проанализировав извещение Электронного аукциона, Комиссия установила, что Заказчиком приобретается 200 единиц товара по цене 4 095,50 руб. за единицу, совокупная стоимость которых составляет 819 100,00 руб.
Проанализировав извещение Электронного аукциона, Комиссия установила, что запрет согласно Постановления N616 был установлен при размещении извещения Электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается в ЕИС и должно содержать, в том числе документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом из требований к содержанию и составу заявки на участие в Электронном аукционе следует, что Заказчиком не установлены требования для участников закупки о представлении в составе своей заявки информации о подтверждении страны происхождения предлагаемого товара в соответствии с требованиями Постановления N616.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что запрет, установленный Постановлением N616 не применяется, однако обстоятельство установление запрета непосредственно в извещении Электронного аукциона делает извещение двусмысленным (противоречивым), что невозможным подачу заявки на участие в Электронном аукционе, а также указание при подачи заявки на участие страны происхождения товара, отличной от стран-участников Евразийского экономического союза, что подтверждается материалами жалобы.
Из пояснений представителей Уполномоченного органа, письменных пояснений субъектов контроля, следует, что указанное обстоятельство вызвано технической ошибкой при формировании и размещении извещения Электронного аукциона, однако обстоятельство возникновения технической ошибки не свидетельствует о том, что извещение Электронного аукциона содержит непротиворечивую информацию об установленных требованиях, ограничениях и запретах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в извещении Электронного аукциона представлена противоречивая информация, которая не отражает потребность Заказчика, при этом Податель жалобы, как и неограниченный круг лиц, были лишены возможности предложить к поставке товар, который отвечает потребности Заказчика, ввиду указанной технической ошибки, что свидетельствует о необоснованном ограничении количества участников Электронного аукциона и, как следствие, о нарушении прав и законных интересов Подателя жалобы.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом при размещении извещения Электронного аукциона были нарушены требования пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе, ввиду чего довод жалобы является обоснованным.
При этом из положений Постановления N616 следует, что запрет согласно Постановлению N616 устанавливается, но не подлежит применению, ввиду чего Комиссия не усматривает в действиях должностного лица Уполномоченного органа части 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с учетом того. Однако отсутствие признаков состава административного правонарушения в действиях должностного лица Уполномоченного органа не свидетельствует об отсутствии обстоятельства нарушения требований Закона о контрактной системе и об отсутствии нарушения прав и законных интересов Подателя жалобы.
В результате рассмотрения жалобы, проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Плауновой О.Б обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение Электронного аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии М.А. Грицай
Е.О. Хорышев
Исп. Хорышев Егор Олегович
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 марта 2023 г. N 024/06/106-724/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023