Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Н.А. Ворсиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений о ИП Березовский А.А. (ИНН 701746887039) (далее - ИП, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание транспортно-экспедиционных услуг по доставке продуктов с баз Росрезерва", извещение N 0319100015523000002, идентификационный код закупки 231246403079224640100100240014941244, установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и ИП, указанным в Контракте, размещенному в ЕИС, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
На рассмотрении обращения по существу явились представители Заказчика (личности установлены, полномочия подтверждены), а также ИП (личность установлена).
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных
поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Представители Заказчика настаивали на внесении сведений об ИП в РНП.
ИП пояснил, что оснований для включения сведений в РНП не имеется.
Комиссия, изучив материалы, представленные сторонами приняла решение объявить в работе Комиссии перерыв до 27.03.2023 17 часов 10 минут для предоставлении сторонами дополнительных материалов и пояснений по существу рассматриваемого обращения.
До заседания Комиссии ИП заявил ходатайство об участии в заседании Коми сии постпредствам видеоконференции (далее - ВКС). Указанное ходатайство удовлетворено, доступ предоставлен.
В назначенное время ввиду отсутствия технической возможности ИП не подключился посредством ВКС, принял участие в заседании Комиссии посредством мобильной связи.
На заседание Комиссии явились представитель Заказчика (личности установлены, полномочия подтверждены).
Из материалов обращения следует, что между Заказчиком и ИП по итогам проведения Электронного аукциона заключен Контракт.
В связи с ненадлежащим исполнением ИП обязательств по контракту заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ИП направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в Электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении Электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, ИП, подав заявку на участие в Электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила что Контракт был заключен на следующих условиях.
Раздел 1 Контракта предусматривает следующее: "1.1. Исполнитель обязуется оказать Государственному заказчику транспортно-экспедиционных услуг по доставке продуктов с баз Росрезерва для нужд ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Красноярскому краю в количестве и по цене согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту) и по характеристикам в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату оказанных услуг согласно условиям Контракта.
1.1. Периодичность оказания услуги и место оказания услуг предусмотрено в Техническом задании (Приложение N2) к Государственному контракту".
В соответствии с
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется оказать услуги собственными силами и за счет собственных средств, с периодичность предусмотренной в Техническом задании (Приложение N2) к Государственному заданию.
Согласно раздела 7 Контракта: "7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней)".
Разделом 9 Контракта предусмотрено следующее: "9.5. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
9.6. Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае:
Оказание услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Государственного заказчика срок;
неоднократного нарушения сроков оказания услуг.
9.7. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а именно в случаях: неоднократного нарушения Государственным заказчиком сроков оплаты оказанных услуг".
Приложением N 2 к Контракту - Техническим заданием (далее-Приложение N2) предусмотрены указание на объект закупки с указанием на наименование услуги, сроков оказание услуг, единицы измерения, а также наименование товара, адрес грузоотправителя, срок оказания услуг, количество.
Кроме того Приложение N 2 содержит Требования к транспорту.
Транспортно - экспедиционные услуги по доставке продуктов питания:
"Блоки из жилованного мяса замороженные". Грузовой транспорт, используемый при доставке продуктов питания должен находиться в технически исправном состоянии, а также соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативно-правовым актам, регулирующими перевозку данного вида пищевых продуктов, в достаточном количестве и сроки, указанные в Заявке. При доставке продуктов учитывать, что груз необходимо перевозить в рефрижераторах, температура при перевозке внутри рефрижератора не менее -180С. Груз находится на паллетах (средний вес паллета 22 кг). При загрузке продукцией учитывать вес груза брутто (вес груза с транспортной упаковкой и вес паллета) и груз нетто. Вместимость при загрузке массы нетто "Блоки из жилованного мяса замороженные" не более 18500 кг, массы брутто не более 20000 кг. В кузове автомобиля не должны находиться посторонние предметы, стены и пол кузова должны быть чистыми и сухими. Транспортные средства должны быть оборудованы электронным независимым датчиком контроля температуры в кузове. Груз сопровождается сертификатом соответствия (копия), ветеринарным свидетельством (оригинал), товарной накладной (копия), и актом передачи груза для перевозки от Государственного заказчика водителю или сопровождающему ответственному лицу от Исполнителя.
"Консервы мясные", "Консервы рыбные". Грузовой транспорт, используемый при доставке продуктов питания должен находиться в технически исправном состоянии, а также соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативно-правовым актам, регулирующими перевозку данного вида пищевых продуктов, в достаточном количестве и сроки, указанные в Заявке. Груз находится на паллетах (средний вес паллета 22 кг). При загрузке продукцией учитывать груз брутто (вес груза с транспортной упаковкой и вес паллета) и груз нетто. Вместимость при загрузке массы нетто "Консервы мясные" не более 18000 кг, массы брутто не более 20000 кг. В кузове автомобиля не должны находиться посторонние предметы, стены и пол кузова должны быть чистыми и сухими. При доставке груза необходимо перевозить в закрытых автомобилях с конструкцией кузова обеспечивающей сохранность груза. Груз сопровождается сертификатом соответствия (копия), ветеринарным свидетельством (оригинал), товарной накладной (копия), и актом передачи груза для перевозки от Государственного заказчика водителю или сопровождающему ответственному лицу от Исполнителя.
"Масло коровье". Грузовой транспорт, используемый при доставке продуктов питания должен находиться в технически исправном состоянии, а также соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативно-правовым актам, регулирующими перевозку данного вида пищевых продуктов, в достаточном количестве и сроки, указанные в Заявке. При доставке продуктов учитывать, что груз необходимо перевозить в рефрижераторах, температура при перевозке внутри рефрижератора не менее -180С. Груз находится на паллетах (средний вес паллета 22 кг.). При загрузке продукцией учитывать груз брутто (вес груза с транспортной упаковкой и вес паллета) и груз нетто. Вместимость при загрузке массы нетто "Масло коровье" не более 18500 кг, массы брутто не более 20000 кг. В кузове автомобиля не должны находиться посторонние предметы, стены и пол кузова должны быть чистыми и сухими. Транспортные средства должны быть оборудованы электронным независимым датчиком контроля температуры в кузове. Груз сопровождается сертификатом соответствия (копия), ветеринарным свидетельством (оригинал), товарной накладной (копия), и актом передачи груза для перевозки от Государственного заказчика водителю или сопровождающему ответственному лицу от Исполнителя.
"Масло растительное". Грузовой транспорт, используемый при доставке продуктов питания должен находиться в технически исправном состоянии, а также соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативно-правовым актам, регулирующими перевозку данного вида пищевых продуктов, в достаточном количестве и сроки, указанные в Заявке. Груз находится на паллетах (средний вес паллета 22 кг). При загрузке продукцией учитывать груз брутто (вес груза с транспортной упаковкой и вес паллета) и груз нетто. Вместимость при загрузке массы нетто "Масло растительное" не более 18500 кг, груз брутто не более 20000 кг. В кузове автомобиля не должны находиться посторонние предметы, стены и пол кузова должны быть чистыми и сухими. При доставке груза необходимо перевозить в закрытых автомобилях с конструкцией кузова обеспечивающей сохранность груза. Груз сопровождается сертификатом соответствия (копия), товарной накладной (копия), и актом передачи груза для перевозки от Государственного заказчика водителю или сопровождающему ответственному лицу от Исполнителя.
"Крупа рис", "Макаронные изделия". Грузовой транспорт, используемый при доставке продуктов питания должен находиться в технически исправном состоянии, а также соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативно-правовым актам, регулирующими перевозку данного вида пищевых продуктов, в достаточном количестве и сроки, указанные в Заявке. Вместимость при загрузке массы нетто "Крупа рис", "Макаронные изделия" не более 20000 кг. В кузове автомобиля не должны находиться посторонние предметы, стены и пол кузова должны быть чистыми и сухими. При доставке груза необходимо перевозить в закрытых автомобилях с конструкцией кузова обеспечивающей сохранность груза. Груз сопровождается сертификатом соответствия (копия), товарной накладной (копия), и актом передачи груза для перевозки от Государственного заказчика водителю или сопровождающему ответственному лицу от Исполнителя.
Также установлены общие требования к оказанию транспортно - экспедиционных услуг.
Транспортно-экспедиционные услуги должны выполняться в рабочие дни Государственного заказчика с учетом времени необходимого для разгрузки-погрузки: с понедельника по четверг с 9.00 до 16.00, в пятницу с 9.00 до 13.00. Поставка (приемка) в выходные и праздничные дни не производится.
Исполнитель обязан оказать транспортные услуги, предусмотренные в Государственном контракте, со дня заключения Государственного Контракта застраховать обязательную автогражданскую ответственность (ОСАГО) в установленном законодательством порядке, поддерживать надлежащее техническое состояние транспортных средств и проводить предрейсовый осмотр транспортного средства и медицинский осмотр водителя, подать под погрузку исправный автотранспорт, пригодный для перевозки груза. При подаче транспорта на погрузку водитель предъявляет справку о проведении обработки (дезинфекции) транспортного средства.
Транспортировка товара должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, установленными для данного вида товаров и правилами перевозки грузов, действующих на соответствующем виде транспорта, чтобы обеспечивать сохранность груза при транспортировке, до места назначения и разгрузки, на складе Государственного заказчика.
Исполнитель обязан нести ответственность за сохранность перевозимого груза с момента получения груза для перевозки, до момента передачи Государственному заказчику, доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его Государственному заказчику, предоставить автотранспортное средство и водителей к досмотру, в случае въезда в режимную зону учреждения Государственного заказчика и Грузоотправителя.
Исполнитель несет ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке и до передачи Государственному заказчику.
Риск случайной гибели или случайного повреждения груза до его приемки Государственным заказчиком (либо уполномоченным им лицом), несет Исполнитель.
Моментом исполнения обязательств Исполнителя по оказанию транспортных услуг по Государственному контракту считается момент передачи груза в полном объеме в количестве, согласно графику оказания услуг Исполнителем Государственному заказчику, что подтверждается соответствующим оформлением Акта приема-передачи оказанных транспортных услуг, подписанного уполномоченными представителями Сторон.
Транспортировка товара должна осуществляться в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Транспорт должен обеспечивать соблюдение температурно-влажностного режима при транспортировке, соответствовать требованиям санитарных норм и правил и наличия дезинфекции транспорта.
Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации", услуги должны быть оказаны в соответствии с ГОСТ Р 51005-96 и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность по перевозкам грузов автомобильным транспортом.
Условия оказания транспортно - экспедиционных услуг. По заявке Государственного заказчика на доставку груза и получения доверенности Исполнитель, не позднее 12 часов, предшествующих дню перевозки, определяет количество и тип транспортных средств. До начала загрузки Исполнитель предоставляет в письменном виде (письмом на электронную почту или другим доступным способом) полную и достоверную информацию о транспортных средствах (марка, модель, государственный номер), осуществляющих перевозку водителе (паспортные данные).
Исполнитель обязан подавать под погрузку исправные транспортные средства грузоподъемностью от 10,00 до 20,00 тонн.
При перевозке скоропортящейся продукции, груз необходимо перевозить в рефрижераторах, температура при перевозке внутри рефрижератора не менее -180С. Для перевозки сыпучих продуктов в закрытых автомобилях с конструкцией кузова обеспечивающей сохранность груза.
Транспортные средства Исполнителя должны иметь надлежащим образом оформленную путевую документацию, находится в чистоте, а также отвечать санитарным требованиям и другим нормативно-правовым актам, регулирующим перевозку соответствующего вида товара.
Исполнитель обязан доставить груз до пункта назначения в срок, определенный Государственным заказчиком. В случае возникновения непредвиденных ситуаций (ДТП, поломки) незамедлительно сообщать Государственному заказчику и принимать меры по замене транспортного средства на исправное, в целях недопущения срывов срока поставок и сохранности перевозимого груза.
С момента получения грузов от Грузоотправителя и до момента передачи грузов Государственному заказчику, Исполнитель несет полную материальную ответственность за утрату, хищение или порчу груза. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Исполнителем:
- в случае утраты, или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
-в случае повреждения (порчи) груза при нарушения температурного режима -- в размере его стоимости.
Погрузка груза в транспортные средства Исполнителя осуществляется по адресу Грузоотправителя, силами и средствами Грузоотправителя. Разгрузка транспортных средств Исполнителя, осуществляется силами и средствами Государственного заказчика.
Получение и приемка груза от Грузоотправителя по количеству и качеству производится ответственным лицом от Государственного заказчика в присутствии доверенного лица от Исполнителя (водитель или ответственное лицо сопровождающий груз). Исполнитель (водитель или ответственное лицо) сопровождающий груз принимает его для дальнейшей перевозки и несет полную материальную ответственность за его сохранность. Передача груза по количеству и качеству, производится представителем Исполнителя при разгрузке транспортного средства в присутствии должностного лица Государственного заказчика с составлением акта приема-передачи.
По факту оказания услуги Исполнитель обязан предоставлять платежные документы, указанные в разделе 6 Технического задания, для оплаты Государственным заказчиком, оказанных исполнителем услуг.
Изучив материалы обращения, Комиссия приходит к выводу о том, что Контракт исполнен ненадлежащим образом, что подтверждается следующим.
Согласно пояснениям Заказчика и ИП, в рамках исполнения обязательств по Контракту, ИП в установленный срок осуществлен первый этап вывоза продуктов питания по маршруту г. Томск-г. Красноярск. Указанный этап принят Заказчиком, но не оплачен ввиду того, что ИП в ЕИС не размещен документ на оплату, подтверждающий факт исполнения.
16.02.2023 Заказчиком направлено уведомление о предоставлении автотранспорта, согласно которому Заказчик просит направить автомашины для загрузки продукции "Мясные блоки из говядины" в количестве 30 тонн из ФГКУ Комбинат "Залив" Росрезерва г. Черногорска, р. Хакасия. Загрузка планируется на 17.02.2023 в 09:00 часов. Также Заказчик уведомил о том, что на месте загрузки будет присутствовать представитель Заказчика и просит указать данные автомобилей и водителей, которые будут осуществлять услуги по Контракту.
16.02.2023 ИП направлено электронное письмо в адрес Заказчика, согласно которому ИП сообщает, что автомобиля нет, предпринимаются меры по его поиску и в случае претензий со стороны Заказчика предлагает расторгнуть Контракт.
Доказательств того, что ИП предпринимались меры направленные на поиск автомобиля для оказания услуг по Контракту Комиссии не представлено.
Также Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика, согласно которым 17.02.2023 представитель Заказчика прибыл на место загрузки, однако представители ИП по указанному адресу отсутствовали, вследствие чего Заказчиком понесены командировочные расходы в размере 3690,00 руб.
22.02.2023 Заказчиком направлено уведомление о предоставлении автотранспорта, согласно которому Заказчик просит направить автомашины для загрузки продукции "Масло сливочное "Крестьянское" сладко-сливочное несоленое высшего сорта" в количестве 10 тонн, "Изделия макаронные спагетти, группа А, высшего сорта" в количестве 40 тонн из ФГКУ Комбинат "Малахит" Росрезерва Кемеровской области, г. Кемерово. Загрузка планируется на 27.02.2023-28.02.2023 в 08:00 часов. Также Заказчик уведомил о том, что на месте загрузки будет присутствовать представитель Заказчика и просит указать данные автомобилей и водителей, которые будут осуществлять услуги по Контракту.
22.02.2023 Заказчиком в адрес ИП направлена претензия, согласно которой указаны факты нарушения условий Контракта.
Комиссия принимает во внимание скрин-шоты переписки Заказчика и ИП, из которых следует, что Заказчик неоднократно уведомлял ИП о необходимости исполнения обязательств по Контракту, а также отказ ИП от выполнения обязательств по Контракту в связи с невозможностью исполнения обязательств.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ИП были нарушены существенные условия Контракта, поскольку услуги, предусмотренные Контрактом, оказаны не были, ввиду чего Заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
В связи с тем, что ИП были допущены существенные нарушения условий Контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по оказанию услуг, Заказчик на основании статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктов 9.5, 9.6 Контракта 28.02.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, представленной Заказчиком, а также размещенной в ЕИС, Заказчиком 28.02.2023 принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 01.03.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 01.03.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что ИП устранило нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении Контракта.
Решение вступило в законную силу 13.02.2023, таким образом Заказчиком был представлен десятидневный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Доказательств того, что ИП были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в адрес Комиссии представлены не были.
Комиссия дает оценку пояснениям ИП, согласно которым ИП Заказчику было предложено оказание услуг по вывозу продуктов одним автомобилем, но частями, поскольку у ИП имеется один автомобиль грузоподъемностью 15 тонн. Также ИП пояснил, что представитель Заказчика отказался от данного предложения, указав, что вывоз продуктов должен быть произведен одновременно, в том числе при необходимости несколькими автомобилями. Доказательств отказа Заказчика от вывоза продуктов частями ИП не представлено.
Комиссия, изучив условия Контракта и приложения к Контракту, установила, что исполнитель обязан подавать под погрузку исправные транспортные средства грузоподъемностью от 10,00 до 20,00 тонн, что указывает на то, что Заказчиком не установлены ограничения по количеству автомобилей, а также по периодичности вывоза товара. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Кроме того, Приложение N 2 устанавливает сроки оказания услуг с указанием месяца вывоза товара, что также не предусматривает порядок вывоза товара в части установления периодичности.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что Контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что ИП не исполнил обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение ИП обязательств по Контракту влекут негативные последствия для учреждения. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ИП были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта ИП Комиссии не представило.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание социальную значимость объектов "Росрезерв", резервы запаса материальных ценностей (сырья и стратегических материалов, топлива, некоторых видов машин и оборудования, зерна и продовольственных товаров и др.), которые планомерно пополняются и обновляются государством, создаваемые на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ввиду ситуации в Российской Федерации в настоящее время, запасы на объектах "Росрезерв" подлежат регулярному обновлению и пополнению, вследствие чего, оказание таких услуг, как вывоз продуктов с объектов "Росрезерв", предусмотренных Контрактом, являются жизненно необходимыми и социально значимыми.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ИП Березовском А.А. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
13.03.23 |
16.03.23 |
20.03.23 |
4 |
21.03.23 |
28.03.23 |
27.03.23 |
0 |
30.03.23 |
30.03.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Н.А. Ворсина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 марта 2023 г. N 024/10/104-782/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023