Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, М.А. Косенко, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МБОУ "Тубинская средняя общеобразовательная школа" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Севертехпроект" (ИНН 0326591863) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Работы по разработке проектно- сметной документации и прохождению государственной экспертизы по объекту: "Реконструкция здания пищеблока с устройством теплого перехода МБОУ "Тубинская СОШ", Извещение N 031930029652200008, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Севертехпроект" (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки, имеющей извещение N 031930029652200008, (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии общество и заказчик представили документы и материалы,
истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Представители заказчика и общества заявили ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции.
Указанные ходатайства были удовлетворены Комиссией, в видеоконференции приняли участие представители заказчика и общества, полномочия подтверждены, личности установлены.
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика пояснил, что по состоянию на 29.02.2022 работы подрядчиком не выполнены, на включении в РНП настаивают.
Представитель общества с доводами подателя жалобы не согласился и представил письменные пояснения.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта капитального строительства "Работы по разработке проектно- сметной документации и прохождению государственной экспертизы по объекту: "Реконструкция здания пищеблока с устройством теплого перехода МБОУ "Тубинская СОШ".
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.10.2022 NИЭА1 победителем аукциона было признано общество.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1 Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственной экспертизы по объекту: "Реконструкция здания пищеблока с устройством теплого перехода МБОУ "Тубинская СОШ" по адресу Красноярский край, Краснотуранский район, с. Тубинск, ул. Школьная, 3 (далее - работы), а Заказчик обязуется принять результат работ и уплатить определенную контрактом цену.
Раздел 2 контракта устанавливает условия, сроки (период) и место выполнения работ:
"2.1 Работы выполняются по адресу: Краснотуранский район, с. Тубинск, ул. Школьная, 3 (далее - Объект).
2.2. Условия и сроки (периоды) выполнения работ.
Сроки выполнения обязательств: до 28 февраля 2023 г. с момента подписания контракта
Дата и время выполнения работ на объекте согласовываются с Заказчиком.
2.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы по настоящему контракту".
Согласно разделу 3 контракта: "Оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется Заказчиком в течение не более чем 7 (семь) рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Подрядчик размещает в единой информационной системе следующие документы (подписанные электронно-цифровой):
Основанием для оплаты работ является подписанные Сторонами акт сдачи-приемки проектно-сметных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счет и счет-фактура, выставленные Подрядчиком".
Согласно разделу 4 контракта: "4.1. Подрядчик обязуется:
4.1.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные в п.2.2. контракта: выполнить работы по разработке проектной документации в целях капитального ремонта помещений Объекта капитального ремонта, находящегося по адресу, указанному в п.2.1. контракта (далее - объект).
4.1.2. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе капитального ремонта помещений Объекта или в процессе эксплуатации Объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
4.1.3. Провести силами Подрядчика государственную экспертизу проектной документации в части осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта помещений Объекта в соответствии с действующим регламентом проведения государственной экспертизы - принять на себя расходы по проведению повторной государственной экспертизы (в случае необходимости)".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Раздел 7 контракта предусматривает: "7.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
7.7. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- нарушения Подрядчиком конечных сроков выполнения работ;
- несоответствия результата выполненных работ требованиям законодательства Российской Федерации;
- несоответствия результата выполненных работ требованиям, предусмотренным Заданию на проектирование, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1 к контракту).
Заказчик также вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
7.10 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принимается и регулируется Сторонами настоящего Контракта в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ".
Комиссия, изучив материалы, представленные представителем заказчика и представителями общества, установила следующее.
17.10.2022 между заказчиком и обществом был заключен муниципальный контракт N 10/10/2022 на разработку проектной документации на выполнение работ по разработке проектно- сметной документации и прохождению государственной экспертизы по объекту "Реконструкция здания пищеблока с устройством теплого перехода МБОУ "Тубинская СОШ" по адресу Красноярский край, Краснотуранский район, с. Тубинск, ул. Школьная, д. 3.
19.10.2022 Обществом в адрес заказчика было направлено письмо N43 с запросом о предоставлении исходных данных, а именно технических условий на подключение сети электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения.
21.10.2022 Заказчик направил в адрес общества все необходимые документы на здание.
08.11.2022 Общество повторно направило письмо N 44 с запросом об исходных данных здания.
14.11.2022 Общество в адрес заказчика направило письмо N46 с просьбой согласовать планировку помещений пищеблока.
14.11.2022 Заказчик ответным письмом N39/22 сообщил подрядчику о согласовании проекта планировки, а так же указал на необходимость внесения изменений в части изменения количества дверей помещения N17, обосновав необходимость включения дополнительной двери в связи с повышенной опасностью в случае угрозы ЧС.
23.11.2022 Общество направило в адрес заказчика письмо N47, в котором указало, что при разработке планировочных решений пищеблока, площадь существующего здания оказалась недостаточной, был выявлен дефицит площадей. А так же просит заказчика о заключении дополнительного соглашения в связи с изменением объема выполняемых работ. Общество так же отметило, что по состоянию на 23.11.2022 не получило запрашиваемых технических условий, относительно сетей тепло и водоснабжения, с указанием на увеличение сроков работ, в связи с недостающей информацией.
24.11.2022 Заказчик направил обществу технические условия.
09.12.2022 Заказчик направил обществу письмо N45/22, в котором указывает на то, что письмо, направленное ранее в адрес общества, а именно письмо N39/22 не имеет юридической силы, а также не имеет оснований для изменения условий контракта. А также просило общество разработать проектно- сметную документацию в соответствии с техническим заданием.
16.12.2022 Общество направило заказчику письмо N51 с указанием на невозможность исполнения обязательств по контракту в соответствии с выявленными несоответствиями технического задания.
Так же общество отметило, что новые схемы планировки помещений пищеблока приводят к необходимости внесения изменений в техническое задание, изменению объемов выполняемых работ по контракту, существует необходимость заключения дополнительного соглашения.
20.12.2022 Заказчик в адрес общества направил письмо N48/22 с просьбой о предоставлении обоснования невозможности исполнения контракта на прежних условиях, в том числе необходимость внесения изменений в техническое задание. А так же просит общество обратится в Администрацию Краснотуранского района для получения разрешения на изменение условий контракта.
22.12.2022 Общество подготовило и направило в адрес Администрации Краснотуранского района уведомительное письмо N 53 об изменении технического задания по контракту.
23.12.2023 Общество в адрес Главы Краснотуранского района направило письмо N54 с просьбой взять на контроль и установить кратчайшие сроки рассмотрения обращения общества об изменении технического задания по контракту.
Из пояснений общества следует, что ответа от Администрации Краснотуранского района оно не получало. Обратного Комиссии не доказано.
20.01.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N3/23, в котором отразил состав помещений пищеблока в соответствии с техническим заданием.
24.01.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N4/23, в котором указывает на обязанность общества предоставить сведения о ходе работ, а именно на каком этапе находится разработка проектно- сметной документации, а так же уведомляют общество о том, что срок выполнения работ по контракту до 28.02.2023.
27.01.2023 Общество ответным письмом N13 уведомило заказчика о ходе работ. Так же общество отметило о необходимости подписания дополнительного соглашения для достижения лучшего результата выполнения работ.
27.01.2023 Заказчик в адрес общества направил претензию N5/23 с указанием на необходимость выполнения работ в срок до 28.02.2023.
31.01.2023 Министерство строительства Красноярского края направило письмо N82-468/7 в адрес Заказчика с указанием на отсутствие требований к информационной модели в контракте, а так же уведомил заказчика о необходимости внесения изменений в контракт.
31.01.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо, в котором указал, что работы по контракту должны быть выполнены в соответствии с условиями ранее заключенного контракта, а так же с указанием на штрафные санкции в случае неисполнения обществом обязательств в срок до 28.02.2023.
01.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N15 с предоставлением информации о ходе работ по разработке проектно- сметной документации.
01.02.2023 Заказчик подготовил и направил в адрес общества дополнительное соглашение N2, в котором указал на обязанность общества выполнить работы по разработке проектно- сметной документации в связи с созданием информационной модели.
03.02.2023 Общество в адрес Заказчика направило планировку пищеблока (вариант N4) для последующего согласования, на основании ранее выданного заказчиком технического задания.
03.02.2023 Заказчик согласовал планировку (вариант N4) с указанием на изменения в области переноса места расположения умывальников.
06.02.2023 Заказчик направил в адрес общества письмо N9/23, в котором сообщил о согласовании указанного варианта проекта планировки помещений.
06.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N17, в котором уведомило заказчика об ознакомлении с ранее выданными замечаниями, относительно изменения плана планировки помещений.
08.02.2023 Заказчик направил в адрес общества письмо N10/23, в котором просит Общество предоставить полный пакет документов по выполнению инженерных изысканий, а так же просит уведомить о сроках направления проектно- сметной документации.
10.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N18 с отказом в подписании дополнительного соглашения N2, в связи с отсутствием увеличения стоимости контракта. Общество уведомило заказчика о том, что объем работ увеличен и в соответствии с этим, цена контракта должна быть увеличена пропорционально.
13.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N19, в котором уведомляет заказчика о том, что проектно- сметная документация, предусмотренная контрактом, будет предоставлена в срок.
14.02.2023 Заказчик в адрес общества направил претензию N11/23 с уведомлением об обязанности общества исполнить обязательства в срок до 28.02.2023.
15.02.2023 Заказчик вновь направил в адрес общества дополнительное соглашение, с изменениями в части предоставления обществом результатов выполнения инженерных изысканий.
17.02.2023 Общество подготовило измененное дополнительное соглашение и направило его в адрес Заказчика.
17.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N23 с указанием на необходимость подписания дополнительного соглашения со стороны Заказчика. В данном письме Общество указало на тот факт, что затраты общества при разработке информационной модели увеличатся на 2 000 000,00, а так же что сроки выполнения данной модели могут увеличиться на 60 дней.
20.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N25 в дополнение к письму N23, в котором содержалась информация о том общество повторно вынуждено отказать Заказчику в подписании дополнительного соглашения без увеличения размера оплаты по контракту.
28.02.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N28, в котором указывает на приостановку работ по контракту, в связи с обстоятельствами, не зависящими от общества, так же просит Заказчика письменно уведомить общество о решении ранее поставленных вопросов, относительно дополнительного соглашения.
28.02.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо, в котором уведомил общество об отсутствии результата исполнения обязательств по контракту.
03.03.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N30 с просьбой о продлении сроков исполнения обязательств по контракту.
07.03.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N14/23, в котором указал на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по контракту, а так же уведомил общество, что в случае расторжения контракта, Заказчик направит сведения об обществе в уполномоченные органы для рассмотрения обращения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
14.03.2023 Общество направило в адрес заказчика возражение на решение об одностороннем расторжении контракта, в котором указал, что выводы заказчика не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
19.03.2023 Общество в адрес заказчика направило письмо N35, в котором направил материалы и чертежи "Схемы расстановки оборудования".
20.03.2023 Заказчик в адрес общества направил требование об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
22.03.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо N36 о несогласии выдвинутых требований об оплате неустойки, с указанием на неправильные расчеты.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что по мнению подателя жалобы подрядчик не предоставил взятые на себя обязательства, а именно: выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственной экспертизы в срок до 28.02.202З.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 07.03.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 07.03.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что общество в полном объеме устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 20.03.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: обществом совершены неоднократные действия, направленные на согласование проектно- сметной документации.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении обществом от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - МБОУ "Тубинская СОШ" во включении сведений в отношении ООО "Севертехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 марта 2023 г. N 024/10/104-775/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023