Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России; при участии посредством ВКС:
- директора ООО "Меркурий";
- представителя КОГБУЗ "Даровская центральная районная больница", по доверенности;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Даровская центральная районная больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Меркурий" (далее - Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
15.03.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение КОГБУЗ "Даровская центральная районная больница" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Меркурий" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 26.12.2022 г. N 03402000033220154210001 на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, расположенного по адресу: Кировская область, пгт. Даровской, ул. Советская, д. 35 (извещение N 0340200003322015421).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение материала назначено на 21.03.2023 г., стороны уведомлены по адресам электронной почты. В заседании комиссии объявлен перерыв до 22.03.2023 г.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Подрядчиком условии контракта, поскольку в регламентированные сроки обязательства Подрядчиком, предусмотренным Контрактом, не исполнены, в связи с чем, 02.03.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС. 13.03.2023 г. решение вступило в законную силу.
Представитель Подрядчика пояснил, что не отказывался от исполнения обязательств по Контракту. Сообщил, что 28.12.2022 г. получены коммерческие предложения от компании производителя лифтового оборудования по поставке, демонтажу/ монтажу оборудования. 16.01.2023 г. подана заявка в Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства для получения займа на сумму 1 500 000, 00 руб., которая 14.02.2023 г. была перечислена на счет Общества.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
02.12.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322015421 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, расположенного по адресу: Кировская область, пгт. Даровской, ул. Советская, 35. Замена лифтов.
По результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Меркурий" 26.12.2022 г. был заключен Контракт на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, расположенного по адресу: Кировская область, пгт. Даровской, ул. Советская, 35. Замена лифтов на общую сумму 4 216 750,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта срок выполнения работ: в течение 3 (трёх) месяцев с момента подписания контракта (включая поставку лифтового оборудования), но не позднее 30 июня 2023 года.
Согласно п. 3.1.1. Контракта Подрядчик обязан выполнить все виды работ надлежащего качества в порядке, сроки и объеме на основании настоящего Контракта и Приложений к нему силами собственных квалифицированных специалистов с применением необходимого оборудования, механизмов, инструментов, расходных материалов, принадлежащих Подрядчику.
Согласно п.3.1.6. Контракта Подрядчик обязан разработать график производства работ и согласовать его с Заказчиком. Выполнять работы в рабочие дни с 8:00 до 18:00 ч.
Выполнять работы, соблюдая правила действующего внутреннего распорядка, внутренних положений и инструкций, и отражать выполнение работ в соответствующих журналах.
Согласно п. 3.1.7. Контракта Подрядчик обязан назначить ответственных лиц за проведение контроля и производство работ, предоставить по требованию копии документов, подтверждающих уровень квалификации специалистов и рабочих, выполняющих работы (дипломы, сертификаты, удостоверения специалистов и др.).
В соответствии с п. 3.1.8. Контракта до начала выполнения работ Подрядчик (ответственное лицо Подрядчика, назначенное приказом) обязан проверить:
- выполнение пожарных мероприятий;
- наличие предупредительных плакатов;
- наличие средств индивидуальной защиты (защитных касок, предохранительных поясов, диэлектрических перчаток и т.д.)
- наличие освещения шахт и машинного помещения;
- наличие средств оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
- согласовать с Заказчиком применение материалов и оборудования.
15.02.2023 г. Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо б/н с предложением заключить дополнительное соглашение к Контракту с целью возможности поэтапной оплаты выполненных работ, а также с целью привлечения субподрядных организаций. Ответ на указанное письмо от Заказчик не поступил.
22.02.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 90-15-32 с требованием предоставить информацию о причинах невозможности выполнения работ по условиям заключенного Контракта и отсутствия графика производства работ для согласования с Заказчиком.
28.02.2023 г. Подрядчик письмом б/н сообщил Заказчику о невозможности выполнения работ из-за отсутствия заключенного дополнительного соглашения, предусматривающего возможность поэтапного выполнения работ и оплат, а также возможность привлечения субподрядных организаций.
01.03.2023 г. Заказчик письмом N 104-15-32 просит Подрядчика в соответствии с п.п. 3.1.3 п. 3.1 раздела 3 Контракта предоставить до 03.03.2023 г. копии документов, подтверждающих уровень квалификации специалистов и рабочих, которые будут привлечены для выполнения работ (дипломы, сертификаты, удостоверения специалистов). Ответ от Подрядчика на указанное письмо не поступил.
По состоянию на 02.03.2023 г. обязательства по Контракту не исполнены, в связи с чем, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу п. 7.1. Контракта настоящий контракт может быть изменен или расторгнут в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения, в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств сторонами контракта, по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ и настоящим контрактом. Все изменения и дополнения к настоящему контракту считаются действительными, если они оформлены в электронной форме и подписаны электронными подписями уполномоченными представителями сторон или в письменном виде.
Согласно п. 7.2. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если в ходе исполнения контракта:
- установлено, что характеристики товара не соответствуют установленным в документации об аукционе;
- нарушены сроки поставки, сборки, установки товара более чем на 14 (четырнадцать) календарных дней.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 02.03.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 02.03.2023 г. в 14 час. 57 мин.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 02.03.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 13.03.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 15.03.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта свидетельствует о существенном нарушении Подрядчиком условий контракта, однако, Обществом при рассмотрении материалов РНП, представлены доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, представлены доказательства принятия возможных, своевременных и достаточных мер к устранению выявленных нарушений, что не может свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Подрядчик в своих пояснениях ссылается на невозможность выполнения работ без привлечения субподрядной организации (в рассматриваемом случае непосредственного производителя лифтового оборудования), т.к. при самостоятельной установке гарантийные обязательства от производителя лифтового оборудования не будут распространяться.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, а именно: представленные коммерческие предложения от компании производителя лифтового оборудования по поставке, демонтажу/монтажу оборудования, заключенный 13.02.2023 г. договор займа на общую сумму 1 500 000,00 руб., направление Заказчику предложения о возможности заключения дополнительного соглашения, информирование Заказчика о причинах, препятствующих исполнению обязательств.
Общество относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для Подрядчика в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления деятельности, сохранив рабочие места. Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет 18 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения Подрядчиком умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Даровская центральная районная больница" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Меркурий" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 26.12.2022 N 03402000033220154210001 на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, расположенного по адресу: Кировская область, пгт. Даровской, ул. Советская, 35 (извещение N 0340200003322015421), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 марта 2023 г. N 043/06/104-262/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023