Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии (посредством ВКС);
- представителей МКУ "УДПИ г. Кирова", по доверенностям;
рассмотрев жалобу АО "Цифровой регион",
У С Т А Н О В И Л А:
21.03.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба АО "Цифровой регион" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории муниципального образования "Город Киров" (извещение N 0340200003323002800). Уполномоченным учреждением является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, а именно:
1. Неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 18 Раздела 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
2. В пунктах 3.3., 7.3., 9.3., 10.1.4. Технического задания являются незаконными требования о наличии свидетельств, полученных от производителя оборудования или уполномоченных организаций, а также право заказчика запрашивать подтверждение подлинности представленных Исполнителем сертификатов.
Рассмотрение жалобы назначено на 27.03.2023 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Уполномоченное учреждение о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в единой информационной системе (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечило, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представило.
Представители Заказчика подтвердили письменные пояснения, указали, что техническое задание закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просят признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
10.03.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323002800 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории муниципального образования "Город Киров". Начальная (максимальная) цена контракта - 16 279 798,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 24.03.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Относительно доводов Заявителя о неправомерном включении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных п. 18 Раздела 3 Постановления N 2571, установлено следующее.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В приложении к Постановлению Правительства РФ N 2571 (далее - Приложение) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 18 раздела III Приложения в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки" указано: "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги", в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" указано: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиция 18 применяется и, следовательно, дополнительные требования по данной позиции устанавливаются, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ техническому обслуживанию комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории муниципального образования "Город Киров".
В пункте 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) дано определение содержания автомобильных дорог как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В пункте 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402) утверждены классификация работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402) и классификация работ по ремонту автомобильных дорог (раздел III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
В частности, согласно подпункту 4 пункта 5 раздела III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 к работам по ремонту автомобильных дорог относятся работы по элементам обустройства автомобильных дорог по восстановлению дорожных комплексов.
Содержание понятия "элемент обустройства автомобильных дорог" закреплено в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, к таким элементам относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Объектом закупки выступают услуги по техническому обслуживанию комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории муниципального образования "Город Киров".
Техническим заданием предусмотрен ремонт комплексов, то есть комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности оборудования комплексов и его составных частей.
К прочим работам по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства автомобильных дорог в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 относится поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования.
К работам по зимнему содержанию автомобильных дорог, согласно подпункту 8 пункта 7 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402, относятся работы по регулярной очистке от снега и льда элементов обустройства.
Объектом закупки выступает техническое обслуживание комплексов, то есть поддержание комплекса в работоспособном состоянии. Согласно Технического задания работы по техническому обслуживанию комплексов включают в себя, в том числе очистку поверхностей корпуса от пыли, грязи, снега.
Таким образом, услуги, являющиеся объектом закупки, относятся к ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Соответственно, учитывая обозначенный выше объект закупки, и начальную (максимальную) цену контракта (16 279 798,00 руб.), Заказчиком в извещении об осуществлении закупки должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с 18 Приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, при осуществлении закупок в соответствии с позициями, указанными в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является исполненный участником закупки контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или исполненный договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода о незаконном требовании Заказчика о наличии свидетельств, полученных от производителя оборудования или уполномоченных организаций, а также праве Заказчика проверять сертификаты у работников исполнителя, установлено следующее.
Пунктами 3.3, 4.2.4, 5.7, 6.3, 7.3, 8.3, 9.3, 10.1.4 Технического задания установлено: "В течение двух календарных дней с момента подписания контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику копии свидетельств Заказчику. Заказчик имеет право запросить от производителя оборудования или уполномоченных организаций подтверждение подлинности представленных Исполнителем сертификатов".
Из письменных пояснений Заказчика следует, что согласно пунктам 3.3, 4.2.4, 5.7., 6.3, 7.3, 8.3, 9.3, 10.1.4 Технического задания, одним из требований Заказчика, является наличие необходимого уровня квалификации персонала участников аукциона.
Наличие квалификации по работе с комплексами обозначает, что сотрудники прошли полный курс подготовки технического персонала предприятий гарантийного и послегарантийного обслуживания в соответствии с утвержденной программой, что подтверждено свидетельством, полученным от производителя оборудования или уполномоченных организаций.
Заказчик желает избежать ситуаций некачественного обслуживания или вывода из строя технически сложного измерительного оборудования по причине его обслуживания неквалифицированным персоналом, которые повлекут дополнительные затраты бюджетных средств.
Доводы Заявителя о нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу АО "Цифровой регион" на действия МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0340200003323002800).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 марта 2023 г. N 043/06/106-285/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023