Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" (далее - Заявитель, ГБУЗ "МОДПиН") Д<_> (дов. б/н от 28.03.2023), Г<_> (дов. б/н от 27.03.2023), при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Максимум" (далее - ООО "Максимум", Подрядчик) Р<_> (дов. б/н от 20.03.2023), С<_> (дов. б/н от 20.03.2023), Н<_> (дов. б/н от 20.03.2023), П<_> (дов. N 01 от 15.03.2023), рассмотрела обращение, поступившее от Заявителя для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ООО "Максимум", в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 0347200008421000052 от 19.01.2022 (реестровый номер 2490905369522000002), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (САПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) для нужд ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" (реестровый номер 0347200008421000052).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения реестра), а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 09.12.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (САПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) для нужд ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" (реестровый номер извещения 0347200008421000052).
Начальная (максимальная) цена контракта 18 334 230,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 17.12.2021 09:00; дата и время проведения аукциона в электронной форме - 17.12.2021.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 17.12.2021 N 0347200008421000052-2 на участие в закупке было подано 3 заявки участников, предложения о цене контракта сделаны участниками закупки с номерами 2, 3. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 3,5%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2021 N 0347200008421000052-3 обе заявки участников признаны аукционной комиссий соответствующими требованиям документации о закупке. Победителем аукциона признан участник N 2 (ООО "Максимум"), предложивши наиболее низкую цену контракта - 17 692 531,95 рублей.
19.01.2022 между ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" и ООО "Максимум" был заключен контракт N 0347200008421000052 (далее - Контракт) на выполнение работ по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) на объекте ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N 1 к Контракту) и проектной документации (приложение N 2 к Контракту). Цена Контракта составила 17 692 531,95 рублей.
04.02.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (N 113 от 04.02.2022), на основании неисполнения Подрядчиком следующих условий Контракта: Подрядчик не приступил к выполнению работ; Подрядчиком не были представлены в полном объеме к входному контролю оборудование и материалы, предназначенные для выполнения работ, отсутствовали подтверждающие документы на оборудование.
02.03.2022 обращение о внесении сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков было направлено Заказчиком в Магаданское УФАС России.
Рассмотрев представленные материалы и обстоятельства дела, пояснения Сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области пришла к выводу о том, что Подрядчиком были предприняты действия, направленные на исполнение обязательства по Контракту. В частности, были закуплены и доставлены в г. Магадан оборудование и материалы (хоть и не в полном объеме); был согласован график выполнения работ, направлен Заказчику на согласование список специалистов, данные сотрудники прибыли в г. Магадан для выполнения работ; Подрядчик предпринимал неоднократные действия по согласованию технических вопросов по проекту (подтверждающая переписка с Заказчиком представлена в материалы дела); настаивал на начале выполнения работ, для чего имелась реальная возможность.
На основании установленных фактов, в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области принято решение: сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Максимум", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (САПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) для нужд ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" (реестровый номер извещения 0347200008421000052) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать (решение по делу N РНП-49-7-2022 от 10.03.2022).
12.04.2022 ООО "Максимум" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском о признании незаконным решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.01.2022 N 0347200008421000052 (решение N 113 от 04.02.2022).
В ходе рассмотрения дела А37-793/2022, дав оценку собранным по делу доказательствам, в том числе решению УФАС России по Магаданской области от 10 марта 2022 года, суд установил, что Подрядчик приступил к выполнению работ, выполнил в соответствии с пунктом 5 технического задания подготовительные работы на объекте. В частности, определен состав рабочих, необходимый для выполнения работ, сотрудники, необходимые для производства работ на объекте, направлены в г. Магадан, на объект командирована бригада в составе четырех человек, которые прибыли в г. Магадан в период с 18 по 21 января 2022 года; проведена проверка проектно-сметной документации на соответствие требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности; проведена экспертиза проектно-сметной документации техническими специалистами подрядчика; на стадии заключения контракта, на подготовительном этапе производства работ (12 января 2022 года, до заключения контракта) заказчик был уведомлен подрядчиком о применении в проекте устаревшего оборудования, снятого с производства, и о согласовании замены на оборудование, обладающее улучшенными характеристиками, и соответствующее требованиям пункта 5 технического задания (письмо от 12 января 2022 года N 004); заказчик уведомлен подрядчиком о выявленных в результате экспертизы проектно-сметной документации технических несоответствиях и нарушениях нормативных документов в области пожарной безопасности; на согласование заказчику направлен список сотрудников для оформления доступа на объект; план-график выполнения работ.
Таким образом, Подрядчик, действуя добросовестно и разумно, совершал требуемые от него действия, направленные на исполнение обязательства по Контракту.
На основании установленных обстоятельств, норм действующего законодательства, учитывая отсутствие доказательств, с достоверностью подтверждающих основания одностороннего отказа от исполнения Контракта, суд пришел к выводу, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.01.2022 N 0347200008421000052 неправомерно. Решением Арбитражного суда Магаданской области от 7 декабря 2022 года по делу А37-793/2022 исковое требование ООО "Максимум" удовлетворено.
16.01.2023 Заказчик (ГБУЗ "МОДПиН") обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд г. Хабаровска с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Магаданской области отменить, приняв новый судебный акт об отказ в иске.
Изучив фактические обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, дав оценку поведению сторон при выполнении договорных обязательств по контракту на основании собранных по делу доказательств, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Заказчика, пришел к выводу, что у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Постановлением от 01.03.2023 года по делу N 06АП-138/2023 Шестой арбитражный апелляционный суд г. Хабаровска постановил решение Арбитражного суда Магаданской области от 7 декабря 2022 года по делу N А37-793/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании вышеуказанных судебных актов, 02.03.2023 между ГБУЗ "МОБПиН" и ООО "Максимум" возобновлено исполнение обязательств по контракту от 19.01.2022 N 0347200008421000052.
09.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.7 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО "Максимум" обязательств по Контракту, а именно по состоянию на 09.03.2023 Подрядчиком не выполнены условия 1 этапа работ (в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Контракту - "Техническое задание").
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе 10.03.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 10.03.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Максимум" об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 10.03.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 21.03.2023.
Датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта, установленной Заказчиком в ЕИС, является 21.03.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ООО "Максимум" в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 22.02.2023, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, по состоянию на 09.03.2023 Подрядчиком не выполнены условия 1 этапа работ (в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Контракту - "Техническое задание"):
- не представлен на согласование списков сотрудников, имеющих доступ на объект (в течение 3-х календарных дней с даты заключения контракта);
- не согласован план-график выполнения работ (в течение 3-х календарных дней с даты заключения контракта);
- не предоставлено все оборудование, предусмотренное к монтажу, на входной контроль (в течение пяти календарных дней с даты заключения контракта).
При проведении проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Пунктами 1.1, 2.1, 4.1, 4.3 Контракта установлено:
1.1. Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) на объекте: ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии", по адресу: г. Магадан, ул. Снежная, д. 8 (далее - Работа).
2.1. Работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями технического задания (далее - Техническое задание) (Приложение N 1 к Контракту), проектной документации (Приложение N 2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
4.1. Работа выполняется в сроки, указанные в Контракте.
Начало выполнения работ - с момента заключения Контракта (на основании вышеуказанных судебных актов, с момента возобновления исполнения обязательств по Контракту - 02.03.2023).
Окончание выполнения работ - не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Контракта (по 31.03.2023).
4.3. Место выполнение работ: г. Магадан, ул. Снежная, д.8.
Согласно пункту 3.2 Контракта, для исполнения настоящего Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства:
а) выполнить работу в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и проектной документацией (Приложение N 2 контракту) в предусмотренный Контрактом срок;
б) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
в) в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в настоящем Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Подрядчиком подтверждения о его вручении Заказчику;
г) обеспечить соответствие результатов выполненной работы требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
д) обеспечить за свой счет устранение недостатков, выявленных при приемке Заказчиком работы.
На основании пункта 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Подпунктом 5 пункта 3 приложения N 1 к Контракту "Техническое задание" установлены следующие этапы выполнения работ:
- 1 этап - подготовительные работы;
- 2 этап - установка непосредственно оборудования. Подрядчик обязан приступить к монтажу не позднее 7 (семи) календарных дней с момента заключения контракта.
- 3 этап - пуско-наладочные работы.
К подготовительным работам относятся:
- согласование списка сотрудников, имеющих доступ на объект (в течение 3-х календарных дней с даты заключения контракта);
- согласование плана-графика выполнения работ (в течение 3-х календарных дней с даты заключения контракта);
- предоставление всего перечня оборудования, предусмотренного к монтажу, на входной контроль с составлением Акта о проведении входного контроля (форма Акта о проведении входного контроля прилагается). Оборудование должно быть новое, не бывшее в употреблении, в заводской упаковке, дата выпуска не ранее ноября 2021 г. (в течение 5-ти календарных дней с даты заключения контракта).
Невыполнение любого из вышеперечисленных требований влечет расторжение контракта в одностороннем порядке без возмещения Заказчиком затрат Подрядчика.
Как следует из письменных пояснений Подрядчика (вх. N 1029-ЭП/23 от 27.03.2023), решением Арбитражного суда Магаданской области от 7 декабря 2022 года по делу А37-793/2022, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда г. Хабаровска от 01.03.2023 года по делу N 06АП-138/2023 подтверждается, что Подрядчиком ранее были выполнены подготовительные работы по Контракту, в том числе был определен состав рабочих, необходимый для выполнения работ, проведена проверка проектно-сметной документации на соответствие требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности; проведена экспертиза проектно-сметной документации техническими специалистами Подрядчика. На стадии заключения контракта (12 января 2022 года, до заключения контракта) Заказчик был уведомлен Подрядчиком о применении в проекте устаревшего оборудования, снятого с производства, и о согласовании замены на оборудование, обладающее улучшенными характеристиками, и соответствующее требованиям пункта 5 технического задания (письмо от 12 января 2022 года N 004), в том числе, Заказчик был уведомлен Подрядчиком о выявленных в результате экспертизы проектно-сметной документации технических несоответствиях и нарушениях нормативных документов в области пожарной безопасности. Недостатки проектно-сметной документации в части технических несоответствий и нарушений нормативных документов в области пожарной безопасности подтверждается протоколами инструментального обследования систем автоматических установок пожарной сигнализации здании и сооружений на работоспособность, выданные Федеральным государственным бюджетным учреждением Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы испытательная пожарная лаборатория" по Магаданской области (N 25, 26, 27, 28, 29 от 29.03.2022), техническими заключениями (N20- 22/И/1, 20-22/И/2, 20-22/И3, 20-22/4, 20-22/И5 от 14.02.2022), выданные федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Челябинской области" в части несоответствия требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности.
Подрядчиком неоднократно предпринимались действия, направленные на согласование с Заказчиком технических вопросов по проекту, так как без устранения недостатков проектно-сметной документации, результат работ не будет соответствовать требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности, не позволит создать работоспособную систему и создаст при её эксплуатации угрозу жизни и здоровью людей.
02.03.2023 между ГБУЗ "МОБПиН" и ООО "Максимум" возобновлено исполнение обязательств по контракту от 19.01.2022 N 0347200008421000052, а 09.03.2023 (размещенное в ЕИС 10.03.2023) Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В ответ на указанное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчиком, в адрес Заказчика было направлено возражение (исх. N 077 от 16.03.2023), из которого следует, что Общество готово исполнить взятые на себя обязательства по Контракту, при условии заключения дополнительного соглашения о корректировке проектной документации, в соответствии с протоколами и техническими заключениями и изменением срока исполнения договорных обязательств.
20.03.2023 Заказчиком, в адрес Подрядчика направлено письмо, в котором Заказчик сообщает об отсутствии оснований для отзыва решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, по основаниям, изложенным в данном решении.
ООО "Максимум" отмечает, что до настоящего времени Заказчиком не исполнены надлежащим образом встречные обязательства, в частности по оформлению соответствующих изменений в проектно-сметную документацию.
Также, Подрядчик указал, что только в 2022 году ООО "Максимум" добросовестно выполнены работы по контрактам: N 2745333346622000131, N 3290104207022000010, N 2490910923522000026 (без применения штрафных санкций, пеней, неустоек), с предметом и комплексом работ, аналогичных Контракту N 0347200008421000052.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее.
Согласно положениям Контракта, работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями технического задания, проектной документации.
Контрактом предусмотрены 3 этапа выполнения работ. Первый этап Контракта включает подготовительные работы, а именно:
- согласование списка сотрудников, имеющих доступ на объект (в течение трех календарных дней с даты заключения контракта);
- согласование план-графика выполнения работ (в течение трех календарных дней с даты заключения контракта);
- предоставление всего перечня оборудования, предусмотренного к монтажу, на входной контроль (в течение пяти календарных дней с даты заключения контракта).
Невыполнение любого из вышеперечисленных требований влечет расторжение контракта в одностороннем порядке.
Ранее направленные Подрядчиком список сотрудников, план-график выполнения работ, были согласованы Заказчиком.
Вместе с тем, при прохождении входного контроля, Подрядчиком было представлено только 35 % всего перечня оборудования, предусмотренного для производства работ, что подтверждается Актами о проведении входного контроля от 31.01.2022, 07.02.2022. Дробная поставка оборудования не предусмотрена положениями Контракта, не согласована Заказчиком.
Данные факты говорят о частичном исполнении Подрядчиком 1 этапа Контракта.
Таким образом, по мнению Заказчика, возобновление исполнения обязательств по Контракту предполагает выполнение работ, начиная с 1 этапа Контракта, в том числе повторное согласование списка сотрудников Подрядчика, направляемых для выполнения работ по Контракту, согласование плана - графика выполнения работ, а также предоставление полного перечня оборудования, в соответствии с условиями и в установленные Контрактом сроки.
После возобновления исполнения Контракта (с 02.03.2023) Подрядчиком, в адрес Заказчика вышеуказанные документы направлены не были, оборудование не представлено.
Также представители Заказчика указали, что письмом от 08.01.2022 N 39 (в ответ на письма Подрядчика N 004, 005, 006 от 12.01.2022) Заказчиком был дан развернутый ответ о внесении изменений в проектно-сметную документацию (пункты по списку). После согласования с проектной организацией, разработавшей ПСД, Заказчиком были внесены соответствующие корректировки.
В свою очередь, представители Подрядчика на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в письменном пояснении (вх. N 1029-ЭП/23 от 27.03.2023), а также указали, что Заказчиком, при корректировке проектно-сметной документации, учтен не весь перечень существенных недостатков, без устранения которых, результат работ не будет соответствовать требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Также, 22.02.2023 Подрядчиком был направлен запрос (исх. N 059) Обществу с ограниченной ответственностью "Луис+Урал" об актуализации цен и наличия оборудования и материалов, необходимых для исполнения обязательств по контракту N 0347200008421000052. Данное оборудование и материалы зарезервированы, получен счет на оплату от 02.03.2023 N ЛУ011526, что подтверждает намерение Подрядчика исполнить обязательства по Контракту.
5. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ООО "Максимум" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Как установлено ранее решением Арбитражного суда Магаданской области от 07.12.2022 по делу N А37-793/2022, решение Заказчика от 04.02.2022 N 113 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0347200008421000052 от 19.01.2022 на выполнение работ по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) на объекте ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" признано неправомерным. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2023 N 06АП-138/2023 решение Суда первой инстанции оставлено без изменений.
Принимая указанное решение Суды исходили, в том числе, из характера действий Заказчика, который вопреки пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации не выполнял свои обязательства по оказанию содействия подрядчику в выполнении работы в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда.
Судами установлено, что требование Заказчика о предоставлении ООО "Максимум" оборудования для входного контроля, не содержащегося в ранее согласованной сторонами проектно-сметной документации, является неправомерным; дополнительного соглашения о согласовании нового перечня оборудования сторонами не заключалось. Выявлена необходимость корректировки проектно-сметной документации, согласования замены оборудования, устранения противоречий в рабочей и технической документации, что подтверждается техническими заключениями ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Челябинской области" от 14 февраля 2022 года NN 20-22/И/1, 20-22/И/2, 20-22/И3, 20-22/4, 20-22/И5.
Таким образом, выполнение 1 этапа работ по государственному контракту, без корректировки Заказчиком проектно-сметной документации, становится невозможным.
На дату заседания Комиссии спорные обстоятельства, которые послужили препятствием к исполнению государственного контракта по настоящее время сторонами не урегулированы. Заказчик, не согласившись с вынесенными актами, обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа.
Вместе с тем, после оглашения резолютивной части Постановления суда апелляционной инстанции 21.02.2023 по делу N А37-793/2023, подрядчик незамедлительно направил 22.03.2023 в адрес ООО "Луис+Урал" запрос об актуализации цен и наличия оборудования и материалов, необходимых для исполнения возобновлённого государственного контракта. Оборудование зарезервировано и получен счет на оплату, что не может свидетельствовать о намерении Подрядчика уклоняться от исполнения Контракта.
Кроме того, Судами установлено, что Подрядчиком частично были выполнены работы 1 этапа Контракта, согласованы списки сотрудников, имеющих доступы на объект, предоставлен перечень оборудования на входной контроль.
Подрядчик пояснил, что поскольку действие государственного контракта продолжает свое действие, сотрудники Общества не изменились, перечень оборудования, с учетом отсутствия изменений в документации, остался прежним, исполнение повторно указанных действий после возобновления действия контракта нецелесообразно.
В ответ на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.03.2023, Подрядчик направил возражения от 16.03.2023 N 077, в котором указывает, что Общество готово исполнить контракт, однако, без устранения недостатков проектно-сметной документации исполнение контракта невозможно.
Комиссия отмечает, что срок выполнения работ по Контракту - не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Контракта (с момента возобновления обязательств по Контракту, то есть до 31.03.2023).
Следовательно, у Подрядчика имелась возможность выполнить взятые на себя обязательства по Контракту.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о намерении подрядчика добросовестно исполнить свои обязанности по Контракту. Умысла на неисполнение контракта у ООО "Максимум" не установлено. ГБУЗ "МОДПиН" не представлено доказательств, подтверждающих обратное. Информация и документы, подтверждающие принятие Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Контракта предоставлены.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что установленные обстоятельства не могут свидетельствовать о безусловных недобросовестных действиях Общества.
Таким образом, основания для включения сведений об ООО "Максимум" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона О контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" об участнике закупки - ООО "Максимум" (ИНН/КПП 7452108620/745201001, ОГРН 1137452001928, адрес: ул. Артиллерийская, д. 102, оф. 18, г. Челябинск, 454081) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по демонтажу старой и монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации (САПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) для нужд ГБУЗ "Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии" (реестровый номер извещения 0347200008421000052) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 28 марта 2023 г. N 049/10/104-50/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023