Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от Заявителя - Казакова Ю.И.;
от Заказчика - Чечениной С.С., Пак С.М.;
от Уполномоченного учреждения - Баженова О.В.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН 2224085269) на положения извещения - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка насоса инфузионного шприцевого" (извещение N 0361200015023001199) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
22.03.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, которое, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно техническое задание сформировано таким образом, что требованиям соответствует товар только одного производителя, Заказчиком не применен код КТРУ, отсутствует обоснование необходимости использования нестандартных показателей.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N 05-406 эл. от 22.03.2023 назначено на 27.03.2023 в 11 часов 30 минут. Объявлен перерыв до 28.03.2023 в 14 часов 15 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В соответствии частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1. Заявитель указывает, что правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением ряда случаев.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позиции, предусмотренной каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога и в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчик намеренно вводит потенциальных участников закупки в заблуждение в отношении отсутствия позиции в КТРУ. Нам достоверно известно, что в рамках данной закупки Заказчик желает закупить товар одного единственного производителя, а именно - Насос инфузионный шприцевой ПерфузорR компакт плюс, который согласно сведениям реестровой записи рег. удостоверения N РЗН 2018/7727 от 28.04.2022 г., размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, относится к виду медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации-229860 (Насос шприцевой).
Из пояснений Заказчика следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В силу п.5. Правил использования каталога, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 N44-ФЗ. Т.е. заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее - ОКПД2).
В связи с тем, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствуют позиции, содержащие важные технические характеристики товара, которые соответствуют потребности Заказчика, на основании собственных нужд лечебного учреждения, практики применения товара и приоритета жизни и здоровья пациентов и с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ был выбран соответствующий товару код согласно ОКПД2 "26.60.12.129", что в полной мере соответствует требованиям Постановления Правительства N145.
Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены и сформированы заказчиком исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров, материальной базы в соответствии с п. 2 части 1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе (Национальный стандарт РФ изделия медицинские ГОСТ Р 56326-2017 Изделия медицинские. Мониторы пациента многофункциональные) Технические требования для государственных закупок, а также, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" (с изменениями и дополнениями).
Если в техническом задании отсутствуют необходимые параметры и не конкретизирована комплектность закупаемого оборудования, то у поставщика будет отсутствовать обязанность включения их в комплект поставки (количество мониторов к центральной станции), что приведет к невозможности использования медицинского оборудования в полной мере для удовлетворения потребности заказчика и пациентов. ЛПУ не имеет финансовой возможности в дальнейшем за свой счет дооснащать медицинское оборудование всем необходимым для его дальнейшей эксплуатации. В случае выделения денежных средств из бюджетов различных уровней для дооснащения дополнительными комплектующими каждый раз будет возникать потребность в вызове инженера поставщика на платной основе в целях недопущения снятия медицинского оборудования с гарантийного обслуживания, что приведет к увеличению финансовой нагрузки на лечебное учреждение.
Кроме того, дооснащение дополнительными комплектующими приведет к тому, что у заказчика будет набор различного оборудования различных производителей, возможно не корректно работающего друг с другом (это относится к узлам и комплектующим, связанным друг с другом функционально), а не единое зарегистрированное медицинское изделие, производитель которого гарантирует полную совместимость всех входящих в состав изделия узлов и комплектующих.
Каталог товаров, работ, услуг был изучен на наличие позиции, включающей требования, соответствующие потребностям лечебного учреждения для выполнения клинических задач.
Объектом закупки является насос инфузионный шприцевой. В каталоге товаров, работ, услуг присутствуют схожие по наименованию позиции, такие как "насос шприцевой" (код КТРУ 32.50.13.160-00000003-32.50.13.160-00000001)
В данные позиции каталога включены следующие характеристики:
Наименование характеристики Значение характеристики Единица измерения характеристики: Объем шприца мл, Скорость инфузии, мл/ч.
Согласно характеристикам предложенным каталогом товаров, работ, услуг:
- объем шприца составляет, например >2 и <60, соответственно участник закупки должен предоставить один конкретный показатель, а Заказчику требуется разный объем используемых шприцев, объемом 5, 10, 20 30, 50, 60 мл.
- Скорость инфузии, например < 1200 мл/ч, также подразумевает предоставление участником закупки конкретного показателя, а скорость инфузии изменяется в зависимости от объема используемых шприцев.
Кроме того, данных характеристик недостаточно для описания характеристики насоса инфузионного шприцевого.
Все вышеуказанные позиции каталога не содержат всех необходимых числовых значений, не учитывают и не описывают не только полную и конкретную комплектацию оборудования, но и следующие ключевые характеристики:
1. Нет параметров, определяющих объем и длительность инфузии.
2. Не отражены функциональные возможности управления на приборе, позволяющие оперативно управлять настройками и мониторируемыми параметрами, предотвращать случайный доступ к мониторируемым параметрам и настройкам, приостанавливать сигнал тревог, запускать и останавливать инфузию.
3. Не отражены требования к оповещению медицинского персонала об окклюзии (сигналах тревог), что в свою очередь влияет на безопасность пациента и возможность быстрого реагирования специалистами и принятия решений.
4. Регулировка пороговых значений событий необходима для оценки состояния пациента и оперативного принятия решений персоналом.
5. Выбор режимов насоса позволяет быстро настроить специализированные функции, что отвечает требованиям повышения безопасности пациентов.
6. Отсутствуют требования к системе навигации при установке шприца, что предотвращает риск возникновения ошибок.
7. В описании КТРУ не содержатся требования к наличию и параметрам аккумуляторной батареи для обеспечения непрерывности инфузии в случае отключения электроэнергии.
8. Отсутствует комплектация.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу, о том, что позиция КТРУ предлагаемая Заявителем не удовлетворит потребность заказчика в полной мере, а так же в совокупности с инструкцией по заполнению заявки, участники должны будут указать одно единственное значение, что приведет к поставке товара не соответствующему потребностям Заказчика. Таким образом, данный довод признан необоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил характеристики приобретаемых насосов шприцевых и не исполнил требования, показатели, терминологию Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57504-2017 "ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКИЕ. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
Из буквального толкования положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки запрещается, в том числе, использовать нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки без обоснования необходимости использования таких показателей, условных обозначений и терминологии.
Раздел 4 ГОСТ Р 57504-2017 определяет общие требования к содержанию технического задания для государственных закупок медицинских изделий.
Согласно п. 4.3 Раздела 4 ГОСТ Р 57504-2017 ТЗ на закупку МИ должно содержать требования только к тем характеристикам, которые регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включать в ТЗ несущественные для него требования.
В соответствии с п. 4.4 Раздела 4 ГОСТ Р 57504-2017 Заказчик вправе включить в ТЗ на закупку ВМО требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом Заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.
В разделе Раздел 5 государственного стандарта содержит сведения о Технических характеристиках, указываемых в техническом задании.
Положениями ГОСТ Р 57504-2017 (Раздел 5) не предусмотрены, показатели, требования, терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик насосов инфузионных, использованные заказчиком в Описании объекта закупки, например таких как:
Характеристики |
Параметр |
Класс защиты рабочей части прибора |
не ниже CF |
Класс защиты от поражения электрическим током |
не ниже I |
Степень защиты от посторонних предметов и влаги |
не ниже IP24 |
Размеры (ШхВхГ), мм |
не более 381 х 120 х 220 |
Вес, кг |
не более 2,3 |
Меню прибора |
На русском языке |
Дисплей |
Цветной |
Регулировка яркости экрана, уровней |
не менее 5 |
Ночной режим: |
автоматическое уменьшение яркости экрана в заданное время |
Определение объема шприца |
Автоматическое |
Смена типа используемого шприца без необходимости калибровки прибора |
Наличие |
Изменение скорости при остановке инфузии |
Наличие |
Изменение скорости без остановки инфузии |
Наличие |
Автоматический расчет скорости при вводе значений объема и времени |
Наличие |
Минимальная скорость болюсной инфузии, мл/ч |
не более 100 |
Варианты болюсной инфузии: |
|
"По требованию" - болюс вводится, пока зажата кнопка "болюс" |
Наличие |
"С заданным объемом" - устанавливается объем болюса, который вводится автоматически после подтверждения |
Наличие |
Максимальная задаваемая длительность паузы в режиме ожидания, ч:мин |
не менее 24:00 |
Интерфейс для соединения с насосом |
инфракрасный порт или RS-232C |
Ручное подведение привода |
Наличие |
Ручное отведение привода |
Наличие |
Окклюзионное давление, уровней |
не менее 9 |
Предельный уровень окклюзионного давления, бар |
не менее 1,2 |
Максимальный объем болюса после возникновения окклюзии, мл |
не более 0,83 |
Регулировка громкости звука, уровней |
не менее 3 |
Типы сигналов |
работа, предупреждение, тревога |
Встроенная в корпус насоса ручка для переноски прибора в горизонтальном положении |
Наличие |
Угол поворота зажима для крепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях, градусов |
360 |
Шаг фиксации зажима для крепления, градусов |
не более 90 |
Графическое изображение текущего положения держателя и привода насоса |
Наличие |
Текстовая подсказка на русском языке о следующем необходимом действии |
Наличие |
Графическая подсказка о следующем необходимом действии в виде стрелки |
Наличие |
Электропитание от низковольтного источника |
12В постоянного тока |
Аккумулятор |
Наличие |
Время до полной зарядки аккумулятора, ч |
[не более 8]* |
Таким образом, по мнению Заявителя, вышеуказанные действия заказчика выразившиеся в использовании в Описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик насосов шприцевых, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований, условных обозначений и терминологии, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При формировании Описания объекта закупки заказчиком были указаны характеристики медицинских изделий, необходимые для оказания медицинской помощи согласно профилю ЛПУ.
Согласно разделу 5 ГОСТа Р 57504-2017 "изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57504-2017) техническое задание разрабатывает заказчик, в котором определяет предмет размещения заказа на закупку медицинских изделий (далее - МИ).
Общие требования к насосам инфузионным шприцевым (далее - насосы) при подготовке технического задания и к их оформлению при проведении государственных закупок определены в ГОСТ Р 55719.
Техническое задание наряду с общими требованиями, предъявляемыми к МИ, может содержать конкретные технические требования. Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные (опционные) и специфические дополнительные требования. Заказчик вправе включить в техническое здание на закупку МИ требования, не регламентированные стандартом, если они не противоречат действующим нормативным правовым актам Российской Федерации.
ГОСТ Р 50267.0-92 (МЭК 601-1-88). Государственный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Часть 1. "Общие требования безопасности" устанавливает общие требования безопасности к медицинским электрическим изделиям, в том числе по классу электробезопасности и по классу защиты рабочей части оборудования.
Межгосударственный Стандарт ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP) предусматривает указание в электроприборах степень защиты от посторонних предметов и влаги.
Характеристики, указанные в описании объекта закупки обусловлены потребностям лечебного учреждения для выполнения клинических задач в отделении анестезиологии и реанимации.
Таким образом, Заказчик на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России обосновал необходимость установления дополнительных требований, не регламентированных национальным стандартом.
3. Заявитель указывает, что ему достоверно известно, что в рамках данной закупки Заказчик желает закупить товар одного единственного производителя, а именно- Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" (Германия) под товарным знаком PerfusorR. Иные производители товаров, соответствующих всей совокупности требований, установленных в Приложение к извещению об осуществлении закупки по заявке "III. Описание объекта закупки" на отечественном рынке, отсутствуют.
Исходя из сведений, указанных в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки от 17.03.2023 NРИ1 Заказчику известно данное требование Федерального законодательства "Описание объекта закупки сформировано с учетом потребности Заказчика на основании инструкций двух производителей медицинского оборудования.".
Необходимо отметить, что насосы шприцевые таких производителей, как ЗАО "Вилтехмеда" (Литва), АО "НПЗ" (Россия), "Фрезениус Каби АГ" (Германия), "БД Швейцария Сарл" (Швейцария), ARCOMED AG (Швейцария), "Шэньчжэнь Майндрэй Саиэнтифик Ко., Лтд." (Китай), "Терумо Корпорейшн" (Япония) допущено до обращения на территории Российской Федерации, следовательно, соответствуют требованиям эффективности, качества и безопасности медицинского изделия, а по ряду показателей превосходит описанную Заказчиком модель медицинского оборудования.
По мнению Заявителя, медицинское оборудование вышеперечисленных производителей является взаимозаменяемым и однородным (аналогичным) по отношению к насосу шприцевому Компании "Б. Браун Мельзунген АГ". Заказчик ограничивает количество участников закупки, указывая функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, совокупности которых соответствует товар единственного производителя.
По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно созданы дискриминационные условия в отношении иных производителей насосов шприцевых. Таким образом, несоблюдение государственным заказчиком требований Федерального законодательства нарушило права иных хозяйствующих субъектов - участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт не заключен вследствие предоставления преимущества определенному участнику торгов.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав описание объекта закупки, пришла к следующему выводу.
Одной из характеристик насоса инфузионного шприцевого является "угол поворота зажима для крепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях, градусов 360" .
При этом представители заказчика пояснили, что с такой характеристикой существует 2 производителя: PerfusorR compactplus и Terufusion типа SS.
Однако из представленных в материалы дела документов следует, что данному требованию соответствует один производитель - Насос инфузионный шприцевой ПерфузорR компакт плюс (PerfusorR compactplus).
Насос шприцевой Terufusion типа SS с принадлежностями Вариант исполнения: TE*SS702 не может обеспечить Угол поворота зажима для крепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях в 360 градусов, так как конструкция Насоса шприцевого Terufusion типа SS с принадлежностями, вариант исполнения: TE*SS702 (именно данную модель Заказчик указывает в качестве товара второго производителя) не позволяет повернуть зажим на 180 градусов, так как Насос шприцевой Terufusion типа SS с принадлежностями Вариант исполнения: TE*SS702 имеет Порт для подключения внешних устройств/устройства вызова медсестры (RS-232C). Данный порт - значительно выступающая часть на корпусе насоса, и она не позволит повернуть зажим крепления. Кроме того, для фиксации насоса шприцевого на горизонтальных стойках инфузионных и рельсах (поверхностях) достаточно двух положений зажима. Из инструкции следует, что зажим вытаскивается, затем поворачивается с шагом в 90 градусов и ставится в пазы. Предусмотрено два положения - вертикально (ручкой вверх) и горизонтально (ручкой влево). Заказчиком предположено, что данный зажим имеет возможность вращения на 360 градусов с шагом в 90.
Таким образом, Заказчик сформировал описание объекта закупки с характеристиками, которые в совокупности соответствуют товару единственного производителя.
В связи с этим Заказчика допустил нарушения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно ограничения количества участников закупки путем формирования объекта закупки под одного производителя.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Согласно описанию объекта закупки насос инфузионный шприцевой должен соответствовать таким характеристикам как:
- Объем используемых шприцев, мл - 5, 10, 20 30, 50, 60
- Диапазон скорости измерения инфузии при объёме шприца [от 5 до 50 мл]*, мл/ч - в диапазоне не уже 0,01-999,9.
Комиссия Сахалинского УФАС России, пришла к выводу, что данное описание вводит в заблуждение потенциальных участников, ввиду того, что у разных производителей имеются разные значения скорости инфузии для определенного объема шприца.
Насос инфузионный шприцевой ПерфузорR компакт плюс (PerfusorR compact Plus) с принадлежноcтями" Б. Браун Мельзунген АГ", Германия РЗН 2018/7727 |
Насос шприцевой Terufusion типа SS с принадлежностями Вариант исполнения: TE*SS702, TE*SS800 Terumo, Япония РЗН 2015/3421 |
Насос шприцевой BeneFusion SP5, "Шэньчжэнь Майндрэй Саиэнтифик Ко., Лтд.", КНР РЗН 2019/8674 |
Шприцевой насосо SyramedSP6000, Аркомед AГ (Arcomed AG) СИ - 8105 Регенсдорф, Швейцария ФСЗ 2009/05150 |
Насос шприцевой инфузионный AITECS 2017 ЗАО "Вилтехмеда", Литва РЗН 2016/4205 от 03.06.2016 |
Насос инфузионный шприцевой Agilia SP с принадлежностями, вариант исполнения Насос инфузионный шприцевой Agilia SP, "Фрезениус Каби АГ", Германия РЗН 2019/8267 |
при объеме шприца 5/6 мл от 0.01 до 50 мл/ч
при объеме шприца 10/12 мл от 0.01 до 50 мл/ч
при объеме шприца 20 мл от 0.01 до 100 мл/ч
при объеме 30 /35 от 0.01 до 100 мл/ч
при объеме шприца 50/60 мл от 0.01 до 200 мл/ч или от 0.01 до 999.9 мл/ч
|
от 0,01 до 150,00 мл/ч (при использовании шприца с объемом 5 мл)
от 0,01 до 300,00 мл/ч (при использовании шприца с объемом 10, 20, 30 мл)
от 0,01 до 1200,00 мл/ч (при использовании шприца с объемом 50/60 мл) |
5-мл шприц: 0,10-100 мл/ч;
10-мл шприц: 0,10-200 мл/ч;
20-мл шприц: 0,10-400 мл/ч;
30-мл шприц: 0,10-600 мл/ч;
50/60-мл шприц: 0,10-1500 мл/ч. |
0,1 - 1500 мл/час (для шприца 50/60 мл), регулируется Информация по другим объемам шприцов отсутствует стр.7, п.2 |
Шприцы 5/6 мл - 0,03-125 мл/ч;
шприцы 10/12 мл-0,05-325 мл/ч;
шприцы 20/22 мл-0,10-600 мл/ч;
шприцы 30/35 мл - 0,10-900 мл/ч;
шприцы 50/60 мл - 0,10-2200 мл/ч, |
Шприц 5 мл - скорость инфузии 0,1-350 мл/ч
Шприц 10 мл - скорость инфузии 0,1-350 мл/ч
Шприц 20 мл - скорость инфузии 0,1-600 мл/ч
Шприц 30 мл - скорость инфузии 0,1-600 мл/ч
Шприц 50/60 мл - скорость инфузии 0,1-1200 мл/ч |
Соответственно при установлении диапазона от 5 до 50 мл и скоростью инфузии в диапазоне не уже 0,01-999,9 становится не ясно, какая скорость инфузии удовлетворит заказчика при объеме 5, 10, 20 30, 50 и 60 мл. Так же данному требованию в соответствии с ТЗ не будет соответствовать шприц объемом 5 мл, так как установлено что данный шприц соответствует только минимальному значению - 0.01, а 999,9 не соответствует, ввиду того что PerfusorR compact Plus имеет скорость измерения инфузии от 0.01 до 50 мл/ч. (данный производитель является одним из предложенных Заказчиком).
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу, что Заказчиком нарушена ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая характер выявленных нарушений, принято решение выдать обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН 2224085269) на положения извещения - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка насоса инфузионного шприцевого" (извещение N 0361200015023001199) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" нарушившей положения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст.33, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" и Уполномоченному учреждению - Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии: К.В. Солонин
Члены комиссии: Н. Ким
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 марта 2023 г. N 065/06/106-191/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023