Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд -
- представителя ООО "Виталенд"
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Виталенд" на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000323000429 на поставку лекарственных средств в 2023 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" МНН МЕЛЬДОНИЙ (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
16 марта 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Виталенд" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Запроса котировок.
В жалобе Заявитель указал, что его заявка отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
С данным решением Единой комиссии Управления РСО-Алания Заявитель не согласен поскольку считает, что его заявка на участие в Запросе котировок соответствует требованиям Извещения о проведении Запроса котировок.
Не согласившись с доводами жалобы Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
01 марта 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000323000429 на поставку лекарственных средств в 2023 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" МНН МЕЛЬДОНИЙ (далее - Извещение), в том числе проект контракта.
Согласно Протоколу подведения итогов Аукциона от 14 марта 2023 года, Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания заявка ООО "Виталенд" с идентификационным номером 2 отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе - в составе заявки не представлены документы, подтверждающие соответствие предлагаемого к поставке товара условиям, запретам и ограничениям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 (далее - постановление Правительства N1289) в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, предусмотренные пунктом 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. В составе заявки на участие в Аукционе отсутствует сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами либо заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленности продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", согласно условий ограничения допуска товаров, предусмотренных постановлением Правительства N1289, а именно при имеющихся двух и более заявках, соответствующих положениям пункта 1 постановления Правительства N1289, установленных извещением об осуществлении закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛН), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении Запроса котировок N0310200000323000429 Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства N1289.
Однако, перечень утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (с изменениями и дополнениями), не содержит лекарственный препарат с МНН Мельдоний.
Таким образом, Заказчик неправомерно установил ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства N1289.
Действия должностного лица Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Запроса котировок с нарушением требований положений постановления Правительства N1289, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из пункта 5 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения следует, что подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке. Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов: - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Таким образом, с учетом неправомерности установления Заказчиком ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства N1289, требование о декларировании и представлении в составе заявки на участие в Запросе котировок сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, также неправомерно.
Действия должностного лица Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания выразившиеся в установлении требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Запросе котировок, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе лица.
Пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе определено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Однако, Единая комиссия Управления РСО-Алания в первую очередь должна руководствоваться законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. С учетом того, что требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в закупке Заказчиком установлено неправомерно, следовательно, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания об отклонении заявки Заявителя на участие в Запросе котировок является необоснованным.
С учетом изложенного, действия членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, выразившиеся в отклонение заявки на участие в Запросе котировок не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Виталенд" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Запроса котировок N0310200000323000429 на поставку лекарственных средств в 2023 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" МНН МЕЛЬДОНИЙ.
2. Признать в действиях Единой комиссии Управления РСО-Алания нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Признать Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания нарушившим требования положений постановления Правительства N1289 и пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы и принятия решения, контракт уже заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
5. Передать материалы дела NА34-03/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 марта 2023 г. N А34-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023