Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев после объявленного перерыва в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Ренессанс-Медицина" на действия государственного заказчика - Минздрава РСО-Алания (Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Нальчикская, д.3 "А") при проведении электронного аукциона N0310200000323000409 на поставку аппарата рентгеновского маммографического цифрового, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Медицина" на действия Минздрава РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические", в то время как в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) присутствуют позиции, соответствующие товару, закупаемому в рамках рассматриваемого Аукциона (26.60.11.113-00000089 и 26.60.11.113-00000090 "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая").
Также Заявитель считает, что Заказчик был не в праве указывать дополнительные характеристики закупаемого товара при его описании, которые не предусмотрены вышеуказанными позициями КТРУ, поскольку код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические" содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 (далее - ПП РФ от 10.07.2019 N878).
При этом подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Кроме того Заявитель указывает на то, что в Техническом задании Заказчиком установлено требование к дате производства поставляемого оборудования - 2021 г., что по мнению Заявителя ограничивает конкуренцию при проведении Аукциона.
Не согласившись с доводами жалобы Минздрав РСО-Алания представил в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 06 марта 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000323000409 на поставку аппарата рентгеновского маммографического цифрового, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (в редакции N3 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки (ТЗ), проект государственного контракта, а также обоснование закупки системы маммографической рентгеновской стационарной цифровой без использования позиций КТРУ.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей Правил формирования и ведения КТРУ под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения КТРУ;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является товар (аппарат рентгеновский маммографический цифровой), в отношении которого в КТРУ присутствуют две соответствующие позиции, такие как: 26.60.11.113-00000089 и 26.60.11.113-00000090 "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая", которые в свою очередь содержат описание товаров.
Следовательно, Заказчик обязан, в силу требований Закона о контрактной системе, описать требуемый к поставке товар, в соответствии с характеристиками, установленными в соответствующей позиции КТРУ.
При этом, согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
То есть, описание объекта закупки с выбором кода товара согласно ОКПД2 осуществляется Заказчиком исключительно в случае отсутствия в КТРУ соответствующей позиции.
Однако, в нарушение требований пункта 4 Правил использования КТРУ и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлен код закупаемого товара ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические".
Кроме того, подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлены ограничения допуска к участию в Аукционе в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N878.
При этом код ОКПД2 26.60.11.113 содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, Заказчиком в описании объекта закупки указаны характеристики требуемого к поставке товара, не предусмотренные позициями КТРУ N 26.60.11.113-00000089 и N 26.60.11.113-00000090 "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая", например такие, как:
- метод преобразования рентгеновского изображения в электрический сигнал и цифровое изображение;
- геометрические искажения, и так далее.
Также установлено, что в описании объекта закупки отсутствует ряд обязательных для применения характеристик, например такие, как:
- рентгенозащитная ширма;
(характеристика является обязательной для применения)
- опция контрастной спектральной маммографии, и так далее.
(характеристика является обязательной для применения)
Таким образом, действия должностного лица Минздрава РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пунктов 4 и 5 Правил использования КТРУ и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к дате производства поставляемого оборудования - 2023 г.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
При этом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено установление в описании объекта закупки требования к дате производства поставляемого товара.
Таким образом, действия должностного лица Минздрава РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Вместе с тем, в пункте 10.11 проекта контракта Заказчиком установлено, что Заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего условие об обязанности гаранта уплатить Заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица Минздрава РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Ренессанс-Медицина" на действия государственного заказчика - Минздрава РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323000409 на поставку аппарата рентгеновского маммографического цифрового, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
2. Признать Минздрав РСО-Алания нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 и части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также пунктов 4 и 5 Правил использования КТРУ.
3. Выдать Минздраву РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА37-03/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Минздрава РСО-Алания, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 марта 2023 г. N А37-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023