Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - департамента строительной политики Воронежской области Коновалова А.В. (доверенность от 11.08.2021 года N 61-11/1635), Мелла О.Н. (доверенность от 27.05.2021 года N 61-11/1050),
ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР" Куклина А.Е. (доверенность от 22.03.2023 года N 11), Морозова И.В. (доверенность от 22.03.2023 года N 10),
рассмотрев обращение заказчика - департамента строительной политики Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: Выполнение подрядных работ для государственных нужд по выполнению комплексного инструментального обследования технического состояния строительных конструкций по объекту "Реконструкция объекта незавершенного строительства (пристройка к учебному корпусу): г. Воронеж, ул. Стрелецкая Большая, д. 20" (ИКЗ 222366409523836640100103750017112414),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - департамента строительной политики Воронежской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР" (далее - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: Выполнение подрядных работ для государственных нужд по выполнению комплексного инструментального обследования технического состояния строительных конструкций по объекту "Реконструкция объекта незавершенного строительства (пристройка к учебному корпусу): г. Воронеж, ул. Стрелецкая Большая, д. 20" (ИКЗ 222366409523836640100103750017112414) (извещение N 131200001022008534) (далее - конкурс).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
15.08.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса. Начальная (максимальная) цена контракта - 2896764.24 рублей.
Согласно протоколу от 19.09.2022 года подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0131200001022008534 победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 112529512 (ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР").
30.09.2022 года между департаментом строительной политики Воронежской области и ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР" заключен контракт N 01312000010220085340001 на выполнение подрядных работ для государственных нужд по выполнению комплексного инструментального обследования технического состояния строительных конструкций по объекту "Реконструкция объекта незавершенного строительства (пристройка к учебному корпусу): г. Воронеж, ул. Стрелецкая Большая, д. 20" (далее - контракт). Цена контракта: 475 000 руб.
В соответствии со ст. 1 контракта:
1.1.Подрядчик обязуется принять на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить комплексное инструментальное обследование технического состояния строительных конструкций по объекту "Реконструкция объекта незавершенного строительства (пристройка к учебному корпусу): г. Воронеж, ул. Стрелецкая Большая, д. 20" (далее по тексту - Объект).
Место выполнения работ: обследования технического состояния строительных конструкций - по месту нахождения объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Стрелецкая Большая, д. 20; подготовка отчётной документации - по месту нахождения Подрядчика.
Работы, выполняемые в соответствии с настоящим Контрактом, приемка и оценка результата работ осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, в том числе технических регламентов, ГОСТ, СНиП, и другой нормативно-технической документацией не обязательной для применения в РФ, но на необходимость применения которой указано в техническом задании, а также технических условий и технического задания, утвержденного Государственным Заказчиком (далее по тексту - "техническое задание").
Государственный Заказчик вправе передать часть своих функций Заказчику-застройщику. По тексту настоящего Контракта Заказчик-застройщик именуется Заказчик.
1.2. Государственный заказчик (Заказчик) передает Подрядчику исходно-разрешительную документацию и технические условия в объеме, предусмотренном техническим заданием.
Подрядчик обязуется получить исходно-разрешительную документацию, необходимую для выполнения работ по настоящему Контракту.
1.3. Подрядчик выполняет работы по настоящему Контракту в объеме, определенном Контрактом и в соответствии с техническим заданием и нормативными документами, действующими на территории РФ на дату передачи завершенной работы.
Подрядчик передает Государственному заказчику (Заказчику) технический отчет на выполнение инструментального обследования технического состояния строительных конструкций, иные необходимые в соответствии с настоящим Контрактом и техническим заданием документы и согласования
Результатом работ по настоящему Контракту является технический отчет на выполнение инструментального обследования технического состояния строительных конструкций.
В соответствии со ст. 3 контракта:
3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по настоящему Контракту в течение 3 месяцев с момента заключения настоящего Контракта.
3.2. Наименование и сроки выполнения основных видов работ указываются в Графике исполнения обязательств по контракту (Приложение N 1), составляющем неотъемлемую часть настоящего Контракта.
На основании п. 8.1 ст. 8 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
06.03.2023 года заказчиком размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на том основании, что подрядчиком по состоянию на 10.02.2023 года не выполнены обязательства в полном объеме.
17.03.2023 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым (по истечении десяти дней с даты размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На рассмотрении обращения представители заказчика пояснили, что согласно п. 2.1 Технического задания (приложение 4 части 3 "Описание объекта закупки") характеристика объема выполняемых работ: 1. Актуализировать обмерные чертежи. Обмерные работы выполнить с применением электронных лазерных приборов. 2. Выполнить инструментальное обследование строительных конструкций (фундаментов, стен, перегородок, перемычек, перекрытий, покрытий (крыши), кровли, лестниц, и др.) с выдачей заключения по результатам обследования. Согласно п. 2.2 Технического задания при выполнении работ необходимо руководствоваться действующими государственными стандартами и строительными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке, в том числе: ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; СП 15.13330.2012 "Каменные и армокаменные конструкции"; СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия"; СП 63.13330.2018 Бетонные и железобетонные конструкции СП 13-102-2003 Свод правил по проектированию и строительству "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений". В единой информационной системе подрядчик разместил документ о приемке N 6 от 26.12.2022 на сумму 475 000,00 рублей. Приемочная комиссия заказчика отказалась от подписания документа о приемке в связи обнаруженными недостатками в работе, которые описаны в мотивированном отказе от подписания акта выполненных работ в электронном виде N 61-11/148 от 24.01.2023, а именно: в результате рассмотрения отчетной документации установлено следующее: не произведено полноценное вскрытие и обследование фундамента здания и свайного поля; не предоставлена информация о количестве и местах размещения узлов в конструкции кровли, признанной аварийной согласно отчёта; не указаны плиты перекрытия, на которых выполнено инструментальное обследование на наличие скрытых дефектов, не указан какой процент плит из обследованных имеет скрытые дефекты и в каком количестве ребер; в отчете отсутствует должное описание типа дефектов, в результате отсутствует возможность выполнить проект на усиление плит с учетом экономического обоснования выбранного варианта усиления; отсутствует информация по ригелям на 1 этаже; не определены армирование, марка бетона или серия ригеля; присутствуют ошибки в обмерных чертежах. В графических материалах, оконные проёмы в количестве 15 шт. (фасад 1-15 и фасад 15-1) показаны на отм. + 2,790, по факту данные оконные проёмы расположены ниже на расстоянии более метра.
Таким образом, выполненные работы не соответствуют положениям Технического задания, требованиям строительных норм и правил, потребительской ценности для заказчика не имеют.
На рассмотрении обращения представитель подрядчика просил сведения об ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР" в реестр недобросовестных поставщиков не включать и пояснил, что не согласен с доводами заказчика по следующим основаниям. В мотивированном отказе от подписания акта выполненных работ в электронном виде N 61- 11/148 от 24.01.2023 отсутствуют ссылки на условия контракта, которые не исполнены или исполнены ненадлежащим образом. Заказчик ссылается на неисполнение подрядчиком требований Технического задания, вместе с тем, Техническое задание в составе контракта отсутствует. Работы по контракту выполнены подрядчиком в полном объеме и с надлежащим качеством в соответствии с требованиями Технического задания, размещенного в составе извещения о проведении конкурса и нормативно-технической документации. Результатом работ является технический отчет по обследованию N0012-ТО-ЗС/2022. Заказчику направлен полный комплект технической документации, включая акт приема-сдачи выполненных работ и счет на оплату, в том числе посредством Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) (письмо N069/22 от 23.12.2022 г.). В ответ на мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ в электронном виде N 61- 11/148 от 24.01.2023 подрядчик, действуя добросовестно, желая завершить приемку, внес дополнительные изменения в отчетную документацию, и направил ее в адрес Заказчика (письмо N005/23 от 31.01.2023). В претензии (исх. N 61/2-11/370) об уплате неустойки заказчик указывает, что по состоянию на 10.02.2023 подрядчиком не исполнены обязательства по контракту в полном объеме, стоимость неисполненного обязательства составляет 475000, 00 руб. Вместе с тем, ранее в адрес подрядчика было направлено письмо (исх. 61/2-11/3185 от 22.12.2022) КП ВО "Единая дирекция", выполняющего функции по оказанию услуг технического заказчика (заказчика - застройщика) по контракту, которым подтвержден объем выполненных работ и предлагается заключить дополнительное соглашение об оплате выполненных работ на сумму 242 515, 41 руб..
Комиссией Воронежского УФАС России в ходе рассмотрения обращения установлено следующее.
Письмом N032/22 от 30.09.2022 подрядчиком направлен запрос заказчику о предоставлении документации, необходимой для выполнения работ. Письмом N 61/2-11/2365 от 14.10.2022 документация направлена подрядчику на электронную почту.
Письмами N 034/22 от 06.10.2022, N 040/22 от 13.10.2020 подрядчиком направлен запрос заказчику о согласовании мест откопки шурфов. Письмами N 035/22 от 06.10.2022, N 041/22 от 13.10.2020 подрядчик направил заказчику на согласование "Программы обследования". Заказчиком дан ответ N 61/2-11/2365 от 14.10.2022.
Подрядчиком направлено заказчику уведомление N 042/22 от 14.10.2022 о ходе выполнения работ. В соответствии с письмом подрядчика N 043/22 от 17.10 2022объемы и виды работ, выполняемые по контракту, являются достаточными для достижения целей обследования.
Подрядчиком заказчику направлено информационное письмо N 050/22 от 20.10.2022 о предварительном состоянии объекта обследования.
Письмом N 060/22 от 21.11.2022 подрядчиком заказчику направлен для согласовании технический отчет N0012-ТО-ЗС/2022, на что от заказчика поступило уведомление N 61-11/2973 от 09.12.2022 об устранении замечаний.
Подрядчиком заказчику направлено письмо N 063/22 от 12.12.2022 о согласовании отчета с внесенными изменениями. Заказчиком направлено уведомление N 61-11/3111 от 19.12.2022, N61/2-11/3185 об устранении замечаний.
Подрядчиком направлен заказчику комплект технической документации, включая акт приема-сдачи выполненных работ и счет на оплату (письмо N069/22 от 23.12.2022 г.).
В единой информационной системе подрядчик разместил документ о приемке N 6 от 26.12.2022 на сумму 475 000,00 рублей. Согласно мотивированному отказу от подписания акта выполненных работ в электронном виде N 61- 11/148 от 24.01.2023 работы не приняты по следующим основаниям: не произведено полноценное вскрытие и обследование фундамента здания и свайного поля; не предоставлена информация о количестве и местах размещения узлов в конструкции кровли, признанной аварийной согласно отчёта; не указаны плиты перекрытия, на которых выполнено инструментальное обследование на наличие скрытых дефектов, не указан какой процент плит из обследованных имеет скрытые дефекты и в каком количестве ребер; в отчете отсутствует должное описание типа дефектов, в результате отсутствует возможность выполнить проект на усиление плит с учетом экономического обоснования выбранного варианта усиления; отсутствует информация по ригелям на 1 этаже; не определены армирование, марка бетона или серия ригеля; присутствуют ошибки в обмерных чертежах. В графических материалах, оконные проёмы в количестве 15 шт. (фасад 1-15 и фасад 15-1) показаны на отм. + 2,790, по факту данные оконные проёмы расположены ниже на расстоянии более метра.
31.01.2023 подрядчиком направлен ответ N 005/23 на мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ в электронном виде N 61- 11/148 от 24.01.2023, содержащий информацию о внесении изменений в Приложение 2 Отчета "Графические материалы", а именно: оконные проемы перенесены на отм. +2.170, а также несогласие в части остальных замечаний, указанных в мотивированном отказе.
13.02.2023 года заказчиком направлена претензия N 61/2-11/370 об уплате неустойки за нарушение срока выполнения работ.
17.02.2023 года подрядчиком направлен ответ N 010/23 на претензию.
06.03.2023 года заказчиком размещено в ЕИС решение от 02.03.2023 года N 61-11/481 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.03.2023 года подрядчиком размещено возражение N 024/23 на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.03.2023 года заказчиком направлен ответ N 61/2-11/612 на возражение подрядчика.
Ознакомившись с представленными документами, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что в мотивированном отказе от подписания акта выполненных работ в электронном виде N 61- 11/148 от 24.01.2023 отсутствуют ссылки на условия контракта, которые не исполнены или исполнены ненадлежащим образом.
В пояснениях заказчик ссылается на неисполнение подрядчиком условий контракта, указанных в Техническом задании, вместе с тем, Техническое задание в составе контракта отсутствует.
В соответствии с претензией N 61/2-11/370 от 13.02.2023 подрядчиком не исполнены обязательства по контракту в полном объеме, стоимость неисполненного обязательства - 475 000, 00 руб.
Вместе с тем, письмом КП ВО "Единая дирекция", выполняющего функции по оказанию услуг технического заказчика (заказчика - застройщика) по Контракту (исх. 61/2-11/3185 от 22.12.2022) подтвержден объем выполненных работ на сумму 242 515, 41 руб.
На основании ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Экспертиза выполненных работ заказчиком не проводилась.
Таким образом, заказчиком не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях условий контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения исполнителя.
Из фактических обстоятельств дела следует, что действия подрядчика были направлены на исполнение контракта.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания действий подрядчика при исполнении контракта недобросовестными, что применительно к ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ является необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
р е ш и л а:
отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТЕХЭКСПЕРТЦЕНТР" (194358, г. Санкт-Петербург, Парголово поселок, Заречная улица, дом 25, литер А, квартира 1045, ИНН: 7802699932, КПП: 780201001, генеральный директор/учредитель: Косуха А.Н., ИНН: 780225473711).
Резолютивная часть решения объявлена: 23.03.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 28.03.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 марта 2023 г. N 036/06/104-439/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023