Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела;
Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда;
Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития образования" Смикалова Р.А. (доверенность от 28.02.2023 года N-01-12/708), Колычевой О.А. (доверенность от 28.02.2023 года N 01-12/707),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Григорян А.С. (доверенность N 7 от 10.01.2023 года), Кучин А.В. (доверенность N 12 от 05.12.2022) ,
заявителя ООО "Торговый дом "Равновесие" Гилаева Ю.М. (доверенность б/н от 16.11.2022) и управляющего - ИП Рожко Ю.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Равновесие" на действия Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития образования" в части заключения контракта по результатам проведения аукциона на приобретение мониторов для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0131200001023001185),
у с т а н о в и л а:
20.03.2023 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "Равновесие" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития образования" (далее - Заказчик) в части заключения контракта по результатам проведения аукциона на приобретение мониторов для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0131200001023001185, далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями Заказчика, выразившимися во включении в контракт с ООО "Торговый дом "Равновесие" цены контракта, сниженной на 20 процентов от цены, предложенной ООО "Торговый дом "Равновесие".
Также заявитель просит рассмотреть действия участника, предложившего товар производства Россия на соответствие требованиям законодательства о защите конкуренции в части представления в составе заявки на участие в аукционе недостоверных сведений в отношении страны происхождения товара.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия Заказчика, аукционной комиссии соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
01.03.2023 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение и документы о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 690 000,00 рублей. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-Тендер.
В соответствии с описанием объекта закупки (приложение 3 к извещению) к поставке требуется следующий товар:
Монитор, подключаемый к компьютеру - 46 шт. | |
Описание по КТРУ: 26.20.17.110-00000007 | |
Блок питания |
Внешний |
Время отклика, мс |
< 6 |
Динамическая контрастность |
|
Интерфейс подключения |
HDMI, VGA |
Кабель для подключения к источнику изображения в комплекте: |
да |
Контрастность |
|
Максимальная частота обновления (смена кадров), Герц |
|
Наличие возможности крепления на стену |
Да |
Наличие функции регулировки наклона |
Да |
Потребляемая мощность, Ватт |
< 30 |
Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм) |
|
Разрешение экрана |
1920 x 1080 |
Разъем |
Mini-Jack (3,5 мм) выход |
Тип матрицы |
IPS |
Угол обзора по вертикали, градус |
|
Угол обзора по горизонтали, градус |
|
Формат изображения |
16:9 |
Яркость, кд/м2 |
|
В силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен запрет на допуск товаров радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Товар, являющийся объектом закупки, входит в указанный перечень.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 предусмотрено создание единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр), правила формирования и ведения которого установлены указанным Постановлением.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3.1 Постановления N 878 предусмотрено требование о документальном подтверждении участником закупки сведений о происхождении радиоэлектронной продукции и ее соответствии требованиям, установленным пунктом 3 данного постановления.
Как следует из протокола подведения итогов аукциона от 14.03.2023, на участие в аукционе было подано 8 заявок, 6 участников было допущено к участию аукционе.
Участники документально не подтвердили сведения о происхождении радиоэлектронной продукции в соответствии с пунктом 3.1 Постановления N 878.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 11.11.2022) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 1.3 приказа, при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Таким образом, устанавливаемое подпунктами 1.1, 1.3 пункта 1 Приказа правовое регулирование предоставляет преференцию участникам закупки, предлагающим товары из государств - членов ЕАЭС, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, заключающуюся в возможности предлагать наиболее выгодную для себя цену, которая в любом случае не будет снижена на 15 и 20 процентов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе информация об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, и не из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, подлежит размещению заказчиком в извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе закупок.
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Приказа подтверждением страны происхождения товаров, перечисленных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара. При этом Приказом не предусмотрены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, и указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Извещение о проведении рассматриваемого аукциона устанавливает, что в заявке участник в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н указывает (декларирует) наименование страны происхождения товара.
С учетом того, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе), а участие организаций и индивидуальных предпринимателей в закупках для государственных и муниципальных нужд является добровольным, оспариваемые административным истцом положения не препятствуют любому участнику аукциона реализовать права на получение преференций в отношении цены контракта, предложив товары, преимущественно происходящие из государств - членов ЕАЭС, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Как следует из информации, размещенной в ЕИС, 15.03.2023 Заказчик направил проект контракта победителю ООО "Торговый дом "Равновесие", предложившему цену контракта 462300,00 рублей со снижением цены на 20%, то есть в контракт включена цена 369840,00 рублей.
Заявка заявителя содержит предложение о поставке товара с указанием страны происхождения - Китай.
Заявка второго участника с номером N 113707958 содержит сведения о том, что страной происхождения предлагаемого им товара является Российская Федерация.
Утверждение заявителя о том, что заявка второго участника по существу содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство, не имеет фактического обоснования, так как отсутствие в едином реестре российской радиоэлектронной продукции сведений о радиоэлектронной продукции не является безусловным свидетельством того, что товар не производится на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах у заказчика отсутствовали основания для неприменения п.п. 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н в части заключения контракта с заявителем по цене, сниженной на 20 процентов от предложенной цены контракта.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях Заказчика, выразившихся во включении в контракт цены, сниженной на 20 процентов от цены, предложенной заявителем.
Комиссией Воронежского УФАС России принято во внимание, что реестр российской радиоэлектронной продукции, создан в целях реализации Постановления Правительства РФ N 878 и действует с 16.09.2019 года.
Отсутствие в едином реестре российской радиоэлектронной продукции сведений о радиоэлектронной продукции не является безусловным свидетельством отсутствия производства такой продукции на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара.
Положениями Закона N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с нарушением норм Закона о защите конкуренции, в связи с чем Комиссия Воронежского УФАС России при рассмотрении жалобы заявителя в соответствии с главой 6 Закона N 44-ФЗ не уполномочена давать оценку доводам жалобы о нарушении положений Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, в связи с выявлением при рассмотрении жалобы заявителя признаков нарушений статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, согласно пункту 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, материалы проверки по жалобе подлежат передаче в отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России, для рассмотрения вопроса о соответствии действий участника закупки - N 113707958 требованиям ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Равновесие" на действия Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития образования" в части заключения контракта по результатам проведения аукциона на приобретение мониторов для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0131200001023001185) необоснованной.
2. Материалы проверки по жалобе ООО "Торговый дом "Равновесие" передать в отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о соответствии действий участника закупки - N 113707958 требованиям ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.
Резолютивная часть объявлена: 27.03.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 30.03.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены комиссии Н.И. Сисева
Е.В. Коростылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 27 марта 2023 г. N 036/06/51-489/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023