Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
- Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда,
при участии представителя администрации Рамонского муниципального района Воронежской области:
- Черниковой Елены Владимировны (доверенность от 22.03.2023 года),
при участии представителей ООО "ТРАНСКОМПЛЕКТСТРОЙ":
- Пушковой Алёны Владимировны (доверенность от 14.03.2023 года),
- Масликова Максима Александровича (доверенность от 14.03.2023 года),
в отсутствие представителей администрации Большеверейского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (на основании ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие представителей Заказчика от 23.03.2023 года N102),
в отсутствие представителей ООО "СТРОЙГРУПП" (о месте и времени рассмотрения жалобы стороны уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙГРУПП" на действия администрации Большеверейского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области при проведении электронного конкурса на Капитальный ремонт здания дома культуры Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Большая Верейка, ул. Советская, д.3 (номер извещения - 0331300056923000007),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "СТРОЙГРУПП" (далее - Заявитель) на действия администрации Большеверейского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на Капитальный ремонт здания дома культуры Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Большая Верейка, ул. Советская, д.3 (номер извещения - 0331300056923000007) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, победителем Конкурса предоставлены недостоверные сведения в составе заявки.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы объявлен перерыв до 27.03.2023 года 16:00 (МСК).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.02.2023 года в Единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 27.02.2023 NИИ1 в ред. N2 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 37 806 990,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт здания дома культуры Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Большая Верейка, ул. Советская, д.3.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалоб о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии УФАС по Воронежской области, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Воронежского УФАС России проводится проверка действий комиссий по осуществлению закупок Заказчика в части применения установленного в извещении порядка оценки заявок на участие в конкурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует, из Извещения Заказчиком установлены следующие критерии оценки и их величины значимости:
N |
Критерий |
Значимость |
1 |
Цена контракта |
60.00% |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N2) |
40.00% |
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - "Оценка заявок с.Б.Верейка" (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
"Критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 24 Постановления N2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
"Показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Пунктом 25 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Порядком оценки заявок установлено, что в рамках Показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Критерия N2 заказчиком использовались следующие детализирующие показатели: 1. Общая цена исполненных участником закупки договоров; 2. Общее количество исполненных участником закупки договоров; 3. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом, как следует из Извещения, Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок участников закупок по детализирующим показателям:
общая цена исполненных участником закупки договоров |
Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта).
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), который не относится к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" п. 31 Положения, и предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу вышеуказанного объекта капитального строительства
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), -акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающего наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются: - исключительно исполненный договор (договора), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). - исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; - документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 31 Положения (к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
общее количество исполненных участником закупки договоров |
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), который не относится к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" п. 31 Положения, и предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу вышеуказанного объекта капитального строительства
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), -акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров) Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающего наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются: - исключительно исполненный договор (договора), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). - исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; - документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 31 Положения (к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
Оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ проведению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта). К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), который не относится к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" п. 31 Положения, и предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу вышеуказанного объекта капитального строительства Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), -акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающего наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются: - исключительно исполненный договор (договора), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). - исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; - документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 31 Положения (к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
Согласно подпункту а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Пунктом 3 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать, в том числе, присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Как следует из Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.03.2023 NПРОII1 заявке Победителя (идентификационный номер заявки - 116) присвоено 79.49 баллов.
При этом, участник закупки, размещая документы на электронной площадке, в том числе, в рамках подачи заявки на участие в электронном конкурсе подписывает их своей электронной подписью (часть 1 статьи 5 Закона о контрактной системе), чем подтверждает подлинность и достоверность прикладываемых документов.
Под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Вместе с этим, как следует из материалов дела, каких-либо оснований сомневаться в достоверности предоставленной информации в составе заявки Победителя конкурса, в контексте части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются), у Комиссии по осуществлению закупок администрации Рамонского муниципального района Воронежской области не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последние, на момент рассмотрения заявок, не располагали. Какие-либо сведения, свидетельствующие о недостоверности предоставленной Победителем конкурса информации и документов в материалы настоящего дела также не предоставлены.
Комиссия УФАС по Воронежской области также отмечает, что уровень ответственности члена саморегулируемой организации однозначно не свидетельствует и не отражает наличие/отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
При этом, в силу части 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ контроль за деятельностью членов СРО в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" осуществляет саморегулируемая организация.
На основании вышеизложенного у Комиссии Воронежского УФАС России отсутствуют правовые основания считать комиссию по осуществлению закупок администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, а также Заказчика нарушившими положения Закона о контрактной системе.
При принятии настоявшего решения, Комиссия также учитывает, что Заявитель не предоставил сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, а также документы и информацию, подтверждающие доводы жалобы.
Кроме того, жалоба не содержит указания на конкретные нарушения законодательства о контрактной системе, при этом ООО "СТРОЙГРУПП" явку своих полномочных представителей не обеспечил.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СТРОЙГРУПП" на действия администрации Большеверейского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области при проведении электронного конкурса на Капитальный ремонт здания дома культуры Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Большая Верейка, ул. Советская, д.3 (номер извещения - 0331300056923000007) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Е.В. Коростылёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30 марта 2023 г. N 036/06/48-490/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023