Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_.
_.
_.
рассмотрев жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" (далее - общество, заявитель, АО "ББ ГРУП") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (контейнеры и фильтр для крови) (Реестровый номер ЭА.49.2023)" (извещение N 0352200040423000019) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2294-ЭП/23 от 15.03.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200040423000019 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 253594 руб.
15.03.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которого следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона (идентификационный номер 25073, АО "ФармАльянс").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, материалов электронного аукциона, Комиссия установила следующее:
В жалобе дословно было указано: "_В рассматриваем случае объекты закупки по позиции 1, 3 лота "Набор для донорской крови, трехкамерный" - Код КТРУ 32.50.13.190-00463, "Набор для донорской крови, двухкамерный" - Код КТРУ 32.50.13.190-00171 включены в Перечень 2, утвержденный Постановлением N 102.
При этом объект закупки по позициям 2 лота не включен в Перечень 2, утвержденный Постановлением N 102.
Следовательно, лот сформирован с нарушением требований Постановлением N 102.
Медицинские изделия, включенные и не включенные в Перечень 2, должны закупаться в рамках отдельных закупок с установлением соответствующих ограничений и условий допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения требований Постановления N 102, статьи 14, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе".
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу частей 2, 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения (контейнеры и фильтр для крови) (Реестровый номер ЭА.49.2023).
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее перечень N 1).
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее перечень N 2);
Пунктом 2.2 Постановления N 102 установлено:
- для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
- для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
При применении настоящего перечня следует руководствоваться указанными в соответствующих подразделе и пункте данного перечня классификационными признаками медицинского изделия, применимыми к закупаемому медицинскому изделию, а также кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и (или) кодами вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (НКМИ). Классификационные признаки медицинского изделия, указанные в каждом подразделе данного перечня, распространяются на все пункты данного подраздела. Для медицинских изделий, соответствующих классификационным признакам, указанным в настоящем перечне, допускается классификация кодами ОКПД 2, указанными в применимом к продукции подразделе (примечание Постановления N 102)
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, заказчику требуются следующие медицинские изделия:
- Набор для донорской крови, трехкамерный (код ОКПД2/КТРУ 32.50.13.190-00463);
- Фильтр для системы афереза, для цельной крови (код ОКПД2/КТРУ 32.50.13.190-00007305);
- Набор для донорской крови, двухкамерный (код ОКПД2/КТРУ 32.50.13.190-00171).
Комиссией установлено, что объекты закупки "Набор для донорской крови, трехкамерный (код ОКПД2/КТРУ 32.50.13.190-00463)", код вида медицинского изделия 136330 (набор (устройства, системы, комплект и т.п.) для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов, для безопасного переливания пациенту кровезаменителей и инфузионных растворов из полимерных и стеклянных емкостей (ПР). В набор ПР входят магистрали (трубки), коннектор, одна полимерная или металлическая игла, капельно-фильтрующий узел, инъекционный узел, роликовый или барабанный регулятор скорости потока, инъекционная игла, а также при необходимости Y-порт, колпачок-заглушка и иные медицинские изделия и (или) комплектующие согласно регистрационному удостоверению. В наборы ПР не входит теплообменное устройство. Это изделия для одноразового использования) (позиция лота N 1); "Набор для донорской крови, двухкамерный (код ОКПД2/КТРУ 32.50.13.190-00171)", код вида медицинского изделия 144320 - контейнеры (набор, устройства, системы, комплект и т.п.) для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов, в том числе с лейкоцитарным фильтром, для получения цельной крови у донора и получения компонентов донорской крови в соответствии с Правилами заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов. Изделия предназначены для заготовки компонентов крови с использованием автоматических экстракторов/фракционаторов. В состав медицинского изделия входит контейнер с конфигурацией "верх/низ" (T&B) (расположение трубок (магистралей) "верх/низ"). Изделия одноразового использования, стерильные (позиция лота N 3) - включены в Перечень N 2, утвержденный Постановлением N 102.
При этом объект закупки "Фильтр для системы афереза, для цельной крови (код ОКПД2/КТРУ 32.50.13.190-00007305)" (позиция лота N 2) не включен в Перечень N 2, утвержденный Постановлением N 102.
Следовательно, лот сформирован с нарушением требований Постановления N 102. Медицинские изделия, включенные и не включенные в Перечень N 2, должны закупаться в рамках отдельных закупок с установлением соответствующих ограничений и условий допуска в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения требований частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 102.
В связи с указанным довод жалобы признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
4.1. Размещенный в составе извещения документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе не содержал требований о предоставлении в составе заявки документов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, пункта 3 Постановлением N 102.
4.2. Согласно части 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия отмечает, что установленный заказчиком в проекте контракта срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, противоречит положениям законодательства о контрактной системе.
4.3. В соответствии с частями 4 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042).
Пунктами 2, 3, 4, 5, 6 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение частей 4 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, пунктов 2, 4, 5, 6 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, проекта контракта содержит ненадлежащий порядок начисления штрафов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (контейнеры и фильтр для крови) (Реестровый номер ЭА.49.2023)" (извещение N 0352200040423000019).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" нарушения частей 1, 3 статьи 14, частей 4, 8, 27 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 102, Постановления N1042.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер", оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя Комиссии |
_. |
|
|
Члены Комиссии |
_.
_.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 марта 2023 г. N 055/06/106-287/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023