Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мостен" (далее - ООО "Мостен", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - БУЗОО "ОКБ", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку микроскопа операционного (Реестровый номер 230641) (извещение N 0852500000123000605) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии представителей заказчика - "_" (доверенность N 3411 от 07.12.2022), "_" (доверенность N 577 от 03.03.2023),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022),
в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2589-ЭП/23 от 22.03.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок установлены 23.03.2023 в 08:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 14.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 37231000 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.03.2023 ценовые предложения были поданы двумя из трех поданных на участие в данной закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 29324605 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 113816631 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки была отклонена, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (идентификационный номер заявки 113816631, ООО "МЕДПОСТАВЩИК").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения и заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявителем указано, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установленными в нем требованиями к товару, которые приводят к ограничению числа потенциальных участников аукциона, а именно соответствуют исключительно товару "микроскоп операционный Leica M530 OHX, производства "Лейка микросистемс (Швейц) АГ", Швейцария (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 09.11.2018 N РЗН 2018/7787).
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" представлены (вх. N 2666-ЭП23 от 24.03.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что документы, размещенные на официальном сайте ЕИС для целей проведения настоящей закупки, соответствуют Федеральному закону о контрактной системе.
Согласно возражениям БУЗОО "ОКБ" (вх. N 2742-ЭП23 от 27.03.2023) размещенные в составе извещения об осуществлении закупки электронные документы являются надлежащими, описание объекта закупки отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, из пояснений заказчика следует, что товар с оспариваемыми заявителем характеристиками представлен на рынке как минимум двумя разными производителями.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Характеристики закупаемого товара были конкретизированы заказчиком в документе "Описание объекта закупки".
По мнению заявителя, показатели товара и их значения, которые приводят к ограничению числа участников закупки, указаны в пунктах 1.6.2 "Стереоприспособление", 1.17 "Ротовой переключатель" описания объекта закупки.
Кроме того, такие пункты описания объекта закупки, как 1.12 "Модуль флуоресцентной нейроонкологии для работы с использованием 5-ALA (аминолевулиновая кислота) фотосенсибилизатора", 1.13 "Флуоресцентный модуль для визуализации кровотока и оценки состоятельности и проходимости сосудов при работе c индоцианином зеленым" и 1.14 "Модуль для наблюдения во флуоресцентном свете за флуорофорами и флуоресценцией" вовсе отсутствуют в руководстве по эксплуатации какой-либо модели микроскопа.
Оценивая правомерность определенных БУЗОО "ОКБ" требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
БУЗОО "ОКБ" в пояснениях сообщено о том, что при подготовке осуществления закупки на поставку микроскопа операционного 22.02.2023 на официальном сайте ЕИС был размещен запрос о предоставлении ценовой информации N 0352200000823000007, в ответ на который были получены три коммерческих предложения с указанием наименования оборудования (модели) и стоимости оборудования:
1. ООО "МедЛайн": Микроскоп нейрохирургический Leica М530 OHX, Лейка Микросистемс, Швейцария, производство Сингапур, с ценой 37231000 руб.,
2. ООО "Медэко": Микроскоп операционный для нейрохирургии KINEVO 900, Карл Цейсс Медитек АГ, с ценой 37850000 руб.,
3. ООО "Медипарт": Микроскоп операционный Leica М530 OHX, Лейка Микросистемс, Швейцария, с ценой 39000000 руб.
Представленная в материалы дела сравнительная таблица товаров, реализуемых производителями KINEVO 900, Карл Цейсс Медитек АГ, производство Германия (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 18.11.2021 N РЗН 2021/15795) и Leica M530 OHX, Лейка Микросистемс, Швейцария, производство Сингапур (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 09.11.2018 N РЗН 2018/7787), подтверждает наличие обжалуемых характеристик у данных медицинских изделий.
Анализируя оспариваемые заявителем показатели товара, Комиссия пришла к следующим выводам.
Наименование пункта 1.6.2 у микроскопа Leica М530 OHX представлено как "Стереоприспособление для второго наблюдателя" (стр. 5, 17, 38 раздела 6 "Состав изделия" Руководства по эксплуатации), у микроскопа KINEVO 900 - "Стереотубус для совместного наблюдения" (стр. 21 Технического описания), а также "Устройство для параллельного стереонаблюдения" в п. 22 регистрационного удостоверения от 18.11.2021 N РЗН 2021/15795.
Наименование показателя, указанного в пункте 1.17 описания объекта закупки, для микроскопа Leica М530 OHX определено как "Переключатель ротовой" (позиция 34 стр. 6, 55 Руководства по эксплуатации), "Ротовой переключатель" (стр. 34, стр. 72, стр. 90, стр. 158 Руководства по эксплуатации). Согласно листу 2 регистрационного удостоверения от 09.11.2018 N РЗН 2018/7787 наименование в виде "Переключатель ротовой".
В свою очередь, микроскоп KINEVO 900 имеет наименование "Ротовой блок для тубуса поворотного 1800" (п.21 регистрационного удостоверения от 18.11.2021 N РЗН 2021/15795).
БУЗОО "ОКБ" также подтверждено, что наименования показателей в пунктах 1.12.-1.14 описания объекта закупки не имеют идентичных наименований как в регистрационных удостоверениях, так и в руководствах по эксплуатации рассматриваемых микроскопов разных производителей.
При формулировании наименований показателей в данных позициях заказчик руководствовался функциональным назначением требуемой опции, а не его названием, не отдавая предпочтения ни одному из производителей.
Так, микроскоп Leica М530 OHX имеет наименования показателей "Модуль флуоресцентный FL400", "Модуль флуоресцентный FL800/FL800 ULT", "Модуль флуоресцентный FL560" (лист 1 регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 09.11.2018 N РЗН 2018/7787).
Аналогично микроскоп KINEVO 900 имеет наименование показателя "Модуль флуоресцентный в вариантах исполнения: BLUE 400, INFRARED 800 с опцией FLOW 800, YELLOW 560 (регистрационное удостоверение от 18.11.2021 N РЗН 2021/15795 п. 26).
Из направленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 2643-ЭП23 от 24.03.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/1913/23 от 23.03.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, следует, что поданные на участие в спорной закупке заявки содержат сведения о предложении его участниками к поставке медицинских изделий трех разных производителей, а именно:
1) "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ", Швейцария (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 09.11.2018 N РЗН 2018/7787),
2) Япония, "Митака Кокки Ко., Лтд" (регистрационное удостоверение от 08.07.2022 N РЗН 2022/17698),
3) "Карл цейсс Медитек АГ", страна происхождения германия (регистрационное удостоверение от 18.11.2021 N РЗН 2021/15795).
Установлено, что две из последних указанных поступивших на участие в закупке заявок признаны комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, что также не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Кроме того, в ходе подачи ценовых предложений снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 21,24 %, что подтверждает отсутствие факторов, ограничивающих конкуренцию при проведении рассматриваемой закупки.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что как минимум два медицинских изделия соответствуют установленным требованиям, что указывает на соблюдение заказчиком положений Федерального закона о контрактной системе об описании объекта закупки.
Комиссия также отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Согласно пояснениям БУЗОО "ОКБ", медицинская организация является единственной в Омской области оказывающей (в отличие от первичных сосудистых центров), кроме неотложной специализированной помощи, весь спектр плановых высокотехнологичных операций при сосудистой патологии мозга.
Для качественного выполнения поставленных задач требуется наличие современного микроскопа, оснащенного современными функциями для работы в сосудистой хирургии. В ситуации, когда необходимы быстрые, эффективные решения, микроскоп должен обеспечить четкую и качественную визуализацию, позволяет максимально упростить выполнение точного позиционирования. Для эффективного выполнения сосудистых процедур требуется использование флуоресцентных модулей.
Комиссия не может в данном случае признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.
При оценке данных доводов Комиссия также учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества. Заявителем не приведены показатели товаров, включение которых в описание объекта закупки препятствуют подаче им заявки на участие в закупке.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Обществом также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.
В связи с указанным жалоба ООО "Мостен" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мостен" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку микроскопа операционного (Реестровый номер 230641)" (извещение N 0852500000123000605).
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 марта 2023 г. N 055/06/106-320/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023