Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок И.И. Фурсикова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ФКУ "Дирекция Программы ПБДД",ООО "Движение без опасности"
рассмотрев жалобу ООО "Движение без опасности" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Дирекция Программы ПБДД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение социальных компаний, направленных на привлечение внимания населения к основным факторам риска в дорожном движении и их профилактике (Закупка N 0348100073023000013) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.
N НП/12744/23 от 23.03.2023.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в конкурсе, в частности требование о представлении в составе заявки гарантии размещения в эфире соответствующего средства массовой информации информационно-пропагандистских материалов, а также оцени таких сведений по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Управления отмечает, что требования к составу заявки определенны ст.43 Закона о контрактной системе.
При этом в силу ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.12 Приложения N4 к Извещению первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать: "Предложение участника по показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". При этом отсутствие предложения не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям. Гарантии размещения в эфире соответствующего средства массовой информации информационно-пропагандистских материалов предоставляются во второй части заявки. В случае непредставлении вышеуказанных гарантий/предоставление не соответствующей гарантии на обоснованные средства массовой информации заявка подлежит отклонению в связи с выявлением недостоверной информации".
Согласно пункта 5 статьи 43 Федерального закона подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке".
Вторая часть заявки на участие также должна содержать следующие требования: "Гарантии размещения в сми, в случае подачи участником предложения по показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В случае отсутствия предложения по данным показателям предоставление гарантии не требуется".
П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п.17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В составе жалобе Заявитель также указывает, что требования о представлении гарантии, подписанной учредителем соответствующего средства массовой информации является неисполнимым, поскольку закупки рекламного времени в эфире средств СМИ происходит не напрямую у СМИ, а через медиа-агентства и национальный рекламный альянс. При этом для резервирования эфирного времени необходимо согласования информационного блока транслируемой информации, что при отсутствии заключенного государственного контракта не представляется возможным, что также подтверждается письмом ВГТРК N1308/1006/08 от 16.11.2021, представленное на заседании Комиссии Управления.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что требования о представлении обжалуемой гарантии установлены в рамках оценки участников закупочной процедуры по показателю "Качественные характеристики объекта закупки", при этом отсутствие такой гарантии не свидетельствует о несоответствии участника закупочной процедуры, однако, в случае декларации сведений о наличии гарантии в составе первых частей заявок и не представление такой гарантии в составе вторых частей расценивается закупочной комиссией Заказчика как представление недостоверных сведений и приводит к отклонению такой заявки от участия в конкурсе.
Комиссия Управления обращает внимание, что показатель "Качественные характеристики объекта закупки" в соответствии с нормами Положения несет совокупность требований к техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупочной процедуры, нацелен на детальное описание характеристик товаров/работ/услуг и оценку предложения участников закупки по таким показателям.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае наличие у участника гарантии размещения в эфире не свидетельствует о качестве оказываемых услуг, не описывает процесс представления услуги, а лишь указывает о наличии договоренностей участников закупочной процедуры с различными представителями средств массовой информации и готовность оказания требуемых Заказчиком услуг, что фактически не относится к критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Кроме того, подача заявки на участие в закупочной процедуре априори свидетельствует о готовности участника закупочной процедуры оказать услуги в рамках технической части закупочной документации.
Комиссия Управления также обращает особое внимание, что ст.43 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требований к составу заявки о наличии гарантии размещения в эфире соответствующего средства массовой информации информационно-пропагандистских материалов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком ч.3 ст.43, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные положения порядка оценки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" в части оценки обоснования выбора радио и телеканалов, что, по мнению Заявителя, дублирует положения п.2.1.1 Приложения N2 Технического задания.
Комиссией Управления установлено, что закупочной документацией предусмотрен следующий порядок оценки по оспариваемому показателю:
Предложения о качественных, функциональных характеристиках объекта закупок |
Количество баллов |
|
|
Участник предоставил обоснование выбора телеканала для размещения детского спецпроекта в количестве не менее 8 (восьми) выпусков детской телевизионной программы хронометражем не менее 10 минут каждый; Участник предоставил обоснование выбора телеканалов для размещения видеороликов: - видеоролик 20 секунд, в количестве не менее 80 GRP 20' за период размещения, эквивалентно не менее 27 выходов, общее количество не менее 50 выходов; - видеоролик 20 секунд в количестве не менее 20 GRP 20' за период размещения, эквивалентно не менее 34 выходов, общее количество - не менее 100 выходов; - не менее 4 (четырех) видеоматериалов хронометражем 15 секунд каждый и не менее 4 (четырех) видеоматериалов хронометражем 30 секунд каждый, созданных в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. Участник предоставил обоснование выбора радиостанций для размещения аудиороликов: - Аудиоматериалы хронометражем не менее 12 секунд каждый, созданные в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. не менее 16 (шестнадцати) аудиороликов 2019-2022; - не менее 6 (шести) аудиороликов хронометражем не менее 20 секунд каждый в общем количестве не менее 12 раз в каждый рабочий день месяца размещения совокупно на всех площадках.
Участник предоставил обоснование выбора радиоканалов для размещения: - не менее 8 (восьми) радиопрограмм, посвященных обсуждению проблематики безопасности дорожного движения хронометражем не менее 10 минут каждая; - для проведения спецпроекта с конкурсной механикой в режиме прямого эфира. не менее 4 (четырех) выпусков; - Аудиоматериалы хронометражем не менее 12 секунд каждый, созданные в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. не менее 16 (шестнадцати) аудиороликов 2019-2022; - не менее 6 (шести) аудиороликов хронометражем не менее 20 секунд каждый в общем количестве не менее 12 раз в каждый рабочий день месяца размещения совокупно на всех площадках. |
100 |
Участник предоставил обоснование выбора телеканала для размещения детского спецпроекта в количестве не менее 8 (восьми) выпусков детской телевизионной программы хронометражем не менее 10 минут каждый; Участник предоставил обоснование выбора телеканалов для размещения видеороликов: - видеоролик 20 секунд, в количестве не менее 80 GRP 20' за период размещения, эквивалентно не менее 27 выходов, общее количество не менее 50 выходов; - видеоролик 20 секунд в количестве не менее 20 GRP 20' за период размещения, эквивалентно не менее 34 выходов, общее количество - не менее 100 выходов; - не менее 4 (четырех) видеоматериалов хронометражем 15 секунд каждый и не менее 4 (четырех) видеоматериалов хронометражем 30 секунд каждый, созданных в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. Участник предоставил обоснование выбора радиостанций для размещения аудиороликов: - Аудиоматериалы хронометражем не менее 12 секунд каждый, созданные в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. не менее 16 (шестнадцати) аудиороликов 2019-2022; - не менее 6 (шести) аудиороликов хронометражем не менее 20 секунд каждый в общем количестве не менее 12 раз в каждый рабочий день месяца размещения совокупно на всех площадках. |
75 |
|
|
Участник предоставил обоснование выбора радиостанций для размещения аудиороликов: - Аудиоматериалы хронометражем не менее 12 секунд каждый, созданные в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. не менее 16 (шестнадцати) аудиороликов 2019-2022; - не менее 6 (шести) аудиороликов хронометражем не менее 20 секунд каждый в общем количестве не менее 12 раз в каждый рабочий день месяца размещения совокупно на всех площадках.
Участник предоставил обоснование выбора радиоканалов для размещения: - не менее 8 (восьми) радиопрограмм, посвященных обсуждению проблематики безопасности дорожного движения хронометражем не менее 10 минут каждая; - для проведения спецпроекта с конкурсной механикой в режиме прямого эфира. не менее 4 (четырех) выпусков; - Аудиоматериалы хронометражем не менее 12 секунд каждый, созданные в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. не менее 16 (шестнадцати) аудиороликов 2019-2022; - не менее 6 (шести) аудиороликов хронометражем не менее 20 секунд каждый в общем количестве не менее 12 раз в каждый рабочий день месяца размещения совокупно на всех площадках. |
50 |
|
Участник предоставил обоснование выбора радиоканалов для размещения: - не менее 8 (восьми) радиопрограмм, посвященных обсуждению проблематики безопасности дорожного движения хронометражем не менее 10 минут каждая; - для проведения спецпроекта с конкурсной механикой в режиме прямого эфира. не менее 4 (четырех) выпусков; - Аудиоматериалы хронометражем не менее 12 секунд каждый, созданные в рамках реализации социальных кампаний в 2019-2022 гг. не менее 16 (шестнадцати) аудиороликов 2019-2022; - не менее 6 (шести) аудиороликов хронометражем не менее 20 секунд каждый в общем количестве не менее 12 раз в каждый рабочий день месяца размещения совокупно на всех площадках. |
25 |
|
Участник не предоставил обоснований |
0 |
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что обоснование радио и видеоканалов напрямую влияет на качество выполняемых работ, поскольку такое обоснование описывает преимущества трансляции информации на том или ином канале, что в свою очередь позволяет выявить лучшее предложение среди участников закупочной процедуры.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности настоящего довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Движение без опасности" на действия ФКУ "Дирекция Программы ПБДД" обоснованной в части неправомерных требований к составу заявки, а также порядка оценки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.43, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий |
|
Н.А. Узкий
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
А.А. Кутейников
|
|
|
И.И. Фурсиков |
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 марта 2023 г. N 077/06/106-3931/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023