Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарская городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_> представителей по доверенности,
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности
заявителя - ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ" - <_>, представителя подоверенности,
рассмотрев путем видео-конференц-связи информацию ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ" (далее - Заявитель) о нарушении требований законодательства заказчиком - Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Новочебоксарская городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 28.02.2023 поступила информация ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ" о нарушении заказчиком - Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Новочебоксарская городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики требований законодательства при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку краски для ризографа (цифрового дубликатора) Riso CZ 100 (изв. N 0815500000523001058) (далее - Запрос котировок в электронной форме).
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
Согласно доводу Заявителя, Заказчик необоснованно отклонил заявку на участие, запроса котировок в электронной форме N 0815500000523001058. "Обоснование решения:
п. 8 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - недостоверность информации, содержащейся в заявку на участие в закупке".
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу, просили признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основаниями проведения внеплановой проверки являются:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания.
Комиссией Чувашского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
14.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0815500000523001058 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку краски для ризографа (цифрового дубликатора) Riso CZ 100, с начальной (максимальной) ценой контракта 90 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об Электронном запросекотировок с описанием объекта закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
Пунктами 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона, при формировании объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд.
Извещение о проведении Электронного запроса котировок содержит описание объекта закупки, в том числе (ОКПД 2: КОД 20.30.24.119):
N п/п |
Код ОКПД/ Наименование товара |
Технические характеристики |
Единица измерения |
Количество |
1 |
20.30.24.119 / Краска (чернила) к ризографу (цифровому дубликатору) Riso CZ 100 |
Оригинальная. Цвет: черный. Объем не менее 800 мл. RFID-чип - наличие. |
Шт. |
20 |
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) содержит информацию об отклонении заявки Заявителя по следующим основаниям:
"п. 8 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке: Участник закупки продекларировал страну происхождения товара Китай, однако в соответствии с письмом от 21.02.2023 ООО "РИЗО ЕВРАЗИЯ", дочерней компании RISO Kagaku Corp., оригинальные расходные материалы для ризографа Riso CZ 100 производятся исключительно в Японии. Таким образом, предлагаемая участником мастер-пленка для ризографа (цифрового дубликатора) Riso CZ 100 не является оригинальной."
Комиссия Чувашского УФАС России, проанализировав заявки участников Запроса котировок, в том числе, заявку Заявителя, установила, что участником к поставке предложен товар со следующими характеристиками.
N п/п |
Код ОКПД/ Наименование товара |
Технические характеристики |
Единица измерения |
Количество |
1 |
20.30.24.119 / Краска (чернила) к ризографу (цифровому дубликатору) Riso CZ 100 |
Оригинальная. Цвет: черный. Объем не менее 800 мл. RFID-чип - наличие. Страна происхождения: Китай |
Шт. |
20 |
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуются к поставке только оригинальные товары, так как использование совместимых товаров не предусмотрено с ризографом RISO, имеющимся в наличии у Заказчика, приводит к частым поломкам оборудования.
Комиссия Чувашского УФАС России, изучив ответ ООО "РИЗО ЕВРАЗИЯ", являющегося дочерним предприятием и единственным авторизованным импортером ризографов и струйных принтеров производства компании RISO Kagaku Corp., пришла к выводу, что все расходные материалы для ризографов и принтеров фирмы RISO, включая ризограф CZ 100, производится исключительно в Японии. Краска и мастер-пленка с иным географическим происхождением не являются оригинальными.
Также, от ООО "РИЗО ЕВРАЗИЯ" был получен ответ о том, что использование неоригинальных расходных материалов в печатном оборудовании RISO Kagaku Corp. крайне не рекомендуется и осуществляется на собственный риск потребителя, так как это может привести к сбоям в работе оборудования и выходу печатающего устройства из строя, увеличить износ оборудования, ухудшить качество печати, повысить расход краски, а также причинять вред здоровью пользователей.
Аналогичные рекомендации содержатся и в руководстве пользователя рассматриваемого оборудования.
При этом Комиссия Управления отмечает, что на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений подтверждающих отсутствие товаров на рынке, а также отсутствие у участников закупки возможности поставки указанных оригинальных расходных материалов. Также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того факта, что неоригинальные расходные материалы могут быть использованы на оборудовании RISO Kagaku Corp..
Комиссия отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников Электронного запроса котировок, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар.
На участие в закупке было подано 5 заявок. Заявки N 2 и N 5 была отклонены по следующему основанию: Недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке согласно п. 8 ч. 12 ст 48 Закона N 44-ФЗ. Остальные заявки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при осуществлении закупки.
В то же время, Заявителем к поставке предложена краска (чернила) к ризографу (цифровому дубликатору) Riso CZ 100 оригинальная производства Китай , в то время как оригинальные расходные материалы для ризографа Riso CZ 100 производятся исключительно в Японии.
Исходя из изложенного следует, что заявка ООО "Группа Компаний" содержала недостоверную информацию.
В силу п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о правомерности отказа Заявителю в допуске к участию в Запросе котировок.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о прекращении производства по внеплановой проверке на основании поступившего обращения общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний".
Исследовав представленные документы, заслушав объяснения стороны, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
По результатам внеплановой проверки признать действия Заказчика - Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Новочебоксарская городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку краски для ризографа (цифрового дубликатора) Riso CZ 100 (изв. N 0815500000523001058).
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 29 марта 2023 г. N 021/06/50-189/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023