Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Пархоменко О.В. по доверенности от 23.03.2-23 N 17/1217/44, Тарасевич Н.И. по доверенности от 23.03.2-23 N 17/1217/43:
- от общества с ограниченной ответственностью "Алькир" Качковского К.И. по доверенности от 01.01.2022 N К022,
рассмотрев материалы дела N 7-3/173 по обращению заказчика - Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее также - УТ МВД России по ДФО, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "Алькир" (ИНН 2723212258) (далее также - ООО "Алькир", Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 27.01.2023 N 2223188101262002722011510 / 0122100005522000158.2023 (реестровый номер 1272201151023000006) на поставку полнорационного сухого корма для служебных собак, заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100005522000158, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Алькир",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - УТ МВД России по ДФО о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Алькир" (ИНН 2723212258) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 27.01.2023 N 2223188101262002722011510 / 0122100005522000158.2023 (реестровый номер 1272201151023000006) на поставку полнорационного сухого корма для служебных собак, заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100005522000158, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Алькир".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 1078, Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - УТ МВД России по ДФО проведен электронный аукцион на поставку полнорационного сухого корма для служебных собак.
Извещение N 0122100005522000158 о проведении торгов размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2022.
Начальная цена контракта составляет 1 429 460,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.01.2023 победителем торгов признан участник с идентификационным номером 113388827 (заявка ООО "Алькир"), предложивший наименьшую цену контракта 1386576,20 рублей.
По результатам торгов между победителем торгов - ООО "Алькир" (далее также - Поставщик) и заказчиком - УТ МВД России по ДФО 27.01.2023 заключен контракт N 2223188101262002722011510 / 0122100005522000158.2023 (реестровый номер 1272201151023000006) (далее также - контракт), с ценой контракта 1386576,20 рублей, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить полнорационный сухой корм для служебных собак (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию на поставку товара (наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара).
Порядок, сроки, условия поставки и приемки Товара установлены в разделе 3 контракта.
В соответствии с п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресам:
- Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Охотничья, 23;
- Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пирогова, 34;
- Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 66;
- Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, 155;
- Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, 4
- Камчатский край, г. Елизово, ул. Звездная, 7А;
- Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Институтская, 20;
- Амурская область, г. Тында, ул. Привокзальная, 1А.
Поставка товара осуществляется с даты заключения контракта по 15.12.2023, партиями по заявкам Заказчика в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты направления заявки Поставщику, заявки направляются факсом или посредством электронной почты.
В силу п.п. 3.2, 3.3 контракта Поставщик обязан в срок не позднее, чем за 2 (два) дня до поставки Товара известить Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара. Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов, подтверждающих качество Товара:
- оригинал декларации о соответствии, оформленный на предприятии - изготовителе, или его копию, заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- ветеринарные сопроводительные документы;
- декларацию Таможенного союза на упаковку;
- протокол или копию протокола исследования на сальмонеллез на каждую партию поставляемого товара;
- товарная накладная или УПД.
Согласно п. 3.10 контракта датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
Согласно п. 4.4.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар на условиях, предусмотренных контрактом, в том числе по обеспечению с учетом специфики поставляемой продукции ее соответствия обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом.
В соответствии с п. 4.3.1 Заказчик обязуется принять поставленный товар, соответствующий требованиям, установленным Контрактом, и оплатить товар на указанных в Контракте условиях.
Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 10.4 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 4.4.5 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, срок поставки Товара установлен - с даты заключения контракта по 15.12.2023, партиями по заявкам Заказчика в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты направления заявки Поставщику, заявки направляются факсом или посредством электронной почты.
07.02.2023 в адрес УТ МВД России по ДФО поступило письмо от Поставщика исх. от 06.02.2023 N КСС0602 о том, что Общество может исполнить обязательства на поставку корма, но по причине того, что на момент подачи заявки на участие в закупке допущены технические ошибки и заявка не соответствует требованиям, установленным заказчиком в извещении о проведении закупки, Общество не может выполнить обязательства по контракту, т.к. заявка составлена в не соответствии с требованиями извещения.
В связи с тем, что на дату 07.03.2023 Поставщик поставку товара не осуществил, заказчиком 07.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.03.2023 размещено заказчиком в ЕИС 07.03.2023. Контракт расторгнут с 20.03.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/173, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 07.03.2023.
20.03.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В силу пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения проверки от ООО "Алькир" в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о причинах неисполнения условий контракта в установленный контрактом срок.
Как следует из пояснений ООО "Алькир", Общество не может выполнить обязательства по контракту на поставку корма по причине того, что на момент подачи заявки на участие в закупке в заявке допущены технические ошибки, и заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, а именно: в заявке Общества нет уточнения по расфасовке, нет уточнения по классу корма, в некоторых пунктах нет уточнения по измерению. На основании данных, комиссия заказчика должна была принять решение об отказе в допуске к закупке для участника - ООО "Алькир".
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями контракта (п. 3.1 контракта) поставка товара осуществляется с даты заключения контракта по 15.12.2023, партиями по заявкам Заказчика в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты направления заявки Поставщику, заявки направляются факсом или посредством электронной почты.
Вместе с тем, как установлено в ходе проведения проверки, заявки в адрес Поставщика заказчиком не направлялись.
Таким образом, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, что является основанием об отказе во включении сведений об ООО "Алькир" (ИНН 2723212258) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - УТ МВД России по ДФО об ООО "Алькир" (ИНН 2723212258), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 марта 2023 г. N РНП-114
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023