рассмотрев материалы дела N7-3/177 по обращению заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Инноватрэйд" (ИНН 6679156552 / КПП 667901001), а также директоре/учредителе общества - Никоян Диане Геворговне (ИНН 668509526204) в связи с односторонним отказом от контракта от 09.01.2023 N101Л (2023) на поставку перчаток (извещение N0122200002522007910) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Инноватрейд",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 09.01.2023 N101Л (2023) на поставку перчаток между КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" и ООО "Инноватрейд" заключен по результатам проведения электронного аукциона N0122200002522007910 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 499 536,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Поставка перчаток. Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта поставляемый Товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2).
Максимальное значение цены контракта составляет 1 499 536 руб. 00 копеек. Сумма цен единиц Товара составляет 58,82 рублей 82 копеек. Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Поставщику - юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком (п. 2.1, 2.2 контракта).
В соответствии с п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 контракта заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта; требовать от Поставщика представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта; запрашивать у Поставщика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Поставщика по настоящему контракту.
Согласно п. 4.4.1, 4.4.2 контракта поставщик обязан: своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта; обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом.
Срок поставки товара: с 20.01.2023 по 15.12.2023. Дата начала исполнения контракта 20.01.2023, но не ранее даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта 30.01.2024 (п. 5.1 контракта).
В соответствии с п. 6.3 контракта для проверки поставленного Поставщиком Товара, предусмотренного контрактом, в части его соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза Товара, предусмотренного контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия этого Товара условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке Товара и устранено Поставщиком.
Согласно п. 6.7 контракта товар, не соответствующий по качеству условиям настоящего контракта, считается не поставленным.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (п. 9.1, 9.2 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: - по соглашению Сторон; - в судебном порядке; - в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Приложением N1 к контракту стороны согласовали спецификацию товара:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Номер реестровой записи и совокупное количество баллов (при наличии) или регистрационный номер сертификата СТ-1 о поставляемом товаре или регистрационный номер сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики |
Ед. изм. |
Цена за ед. товара (руб.) |
1 |
Перчатки медицинские диагностические -нестерильные, неопудренные, текстурированные, универсальной формы, неопреновые IMPro Prene PF, Товарный знак IMP, Малайзия, Королевство Таиланд, Китайская народная республика |
- |
Пар. |
20,59 |
2 |
Перчатки диагностические (смотровые) медицинские нитриловые неопудренные одноразовые нестерильные по ТУ 22.19.60-002- 2003453458-2022 Товарный знак отсутствует Российская Федерация |
- |
Пар. |
12,99 |
3 |
Перчатки диагностические (смотровые) медицинские нитриловые неопудренные одноразовые нестерильные по ТУ 22.19.60-002- 2003453458-2022 Товарный знак отсутствует Российская Федерация |
- |
Пар. |
25,24 |
|
ИТОГО сумма цен единиц товара, руб. |
|
|
58,82 |
Приложением N2 к контракту стороны согласовали функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара, его показателей (характеристик), потребительских свойств |
Ед. изм. |
Значение показателя (характеристики) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные [Код позиции КТРУ 22.19.60.119-00000005] Описание товара в позиции КТРУ: Нестерильное изделие, изготовленное из полихлоропрена (неопрена) для использования в качестве защитного барьера на руках медицинского работника во время осмотра/лечения пациента или для других санитарных целей; внутренняя поверхность перчаток неопудрена, и они не обладают антибактериальными свойствами. Обычно используются в качестве двухстороннего барьера для защиты пациента и персонала от загрязнений и при возможной аллергии на латекс. Имеют соответствующие характеристики по тактильности и комфортности применения и должны иметь соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, эластичность) и однотипные размеры. Это изделие одноразового применения. |
|
|
1.1 |
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
|
Манжета закатана в венчик. Текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки. Длина перчаток каждого размера в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора". Размеры установлены в графике поставки товара |
1.2 |
Требования к остаточному сроку годности (хранения) товара |
|
Не менее 12 месяцев на момент поставки |
1.3 |
Обоснование использования других (дополнительных) показателей, требований, условных обозначений, терминологии в соответствии с п.2 ч. 1 ст.ЗЗ Закона N 44- ФЗ |
|
Дополнительное требование к внутреннему покрытию установлено для обеспечения применения при проведении клинико-диагностических и лабораторных работ в течение длительного времени |
2 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные ( Вид 1) [Код позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008] Описание товара в позиции КТРУ: Нестерильное изделие, изготавливаемое из нитрила для использования в качестве защитного барьера на руках медицинского работника во время осмотра/лечения пациента или для других санитарных целей; внутренняя поверхность перчаток неопудрена, и они не содержат антибактериальных веществ/материалов. Используется, главным образом, как двухсторонний барьер для защиты пациента/персонала от различной контаминации и минимизации риска аллергии на латекс. Изделие должно иметь соответствующие характеристики в отношении осязания и удобства использования, а также соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, устойчивость к проколам, эластичность) и однотипные размеры (т.е., сопоставимость размеров). Это изделие для одноразового использования. |
|
|
2.1 |
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
|
Одноразовые. Поверхность без опудривания. Форма: универсальная. Текстурированный рисунок по всей поверхности. Внутреннее покрытие с компонентами, ухаживающими за кожей рук. Длина перчаток каждого размера в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора". Размеры установлены в графике поставки товара |
2.2 |
Требования к остаточному сроку годности (хранения) товара |
|
Не менее 12 месяцев на момент поставки |
2.3 |
Обоснование использования других (дополнительных) показателей, требований, условных обозначений, терминологии в соответствии с п.2 ч.1 ст.ЗЗ Закона N 44- ФЗ |
|
Дополнительное требование к внутреннему покрытию установлено для обеспечения применения при проведении клинико-диагностических и лабораторных работ в течение длительного времени |
3 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные ( Вид 2) [Код позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008] Описание товара в позиции КТРУ: Нестерильное изделие, изготавливаемое из нитрила для использования в качестве защитного барьера на руках медицинского работника во время осмотра/лечения пациента или для других санитарных целей; внутренняя поверхность перчаток неопудрена, и они не содержат антибактериальных веществ/материалов. Используется, главным образом, как двухсторонний барьер для защиты пациента/персонала от различной контаминации и минимизации риска аллергии на латекс. Изделие должно иметь соответствующие характеристики в отношении осязания и удобства использования, а также соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, устойчивость к проколам, эластичность) и однотипные размеры (т.е., сопоставимость размеров). Это изделие для одноразового использования. |
|
|
3.1 |
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
|
Для продолжительных клинико-диагностических манипуляций и лабораторных работ. Поверхность без опудривания. Внутреннее абсорбирующее покрытие. Текстурированный рисунок на какой-либо части или по всей поверхности перчатки. Манжета закатана в венчик. Длина перчаток каждого размера и толщина в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора". Размеры установлены в графике поставки товара |
3.2 |
Требования к остаточному сроку годности (хранения) товара |
|
Не менее 10 месяцев на момент поставки |
3.3 |
Обоснование использования других (дополнительных) показателей, требований, условных обозначений, терминологии в соответствии с п.2 ч.1 ст. ЗЗ Закона N 44- ФЗ |
|
Дополнительное требование к внутреннему абсорбирующее покрытию установлены для абсорбции и отведения влаги (пота) при длительном ношении, а также исключения скольжения перчатки по коже |
Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта поставщик принял на себя обязательства по своевременной поставке перчаток, в ходе проведенной экспертизы товара, заказчиком было установлено отсутствие у товара требуемой контрактом характеристики по наличию у перчаток внутреннего абсорбирующего покрытия, которое препятствует их склеиванию при хранении и облегчает надевание перчаток. Товар не соответствует требованиям пунктов 3.4. и 4.11. Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 сентября 2016 г.) и пункту 3.1. технической части (приложение N 2 к контракту), заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.03.2023.
В результате изучения материалов дела N7-3/177, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на поставку перчаток заключен на сумму 1 499 536,00 руб. Стоимость исполненных обязательств ООО "Инноватрейд" составляет - 0 руб.
ООО "Инноватрейд" в адрес заказчика направлено гарантийное письмо из которого следует, что общество подтверждает, что товар, предусмотренный к поставке к контракту N101К (2023) - поставка перчаток по состоянию на 30.12.2022 имеется в наличии на складе ООО "Инноватрейд" в полном объеме и забронирован под исполнение заключаемого контракта по фиксированной цене.
16.01.2023 КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея", согласно текущей потребности, направило ООО "Инноватрейд" заявку на поставку товара не позднее 31.01.2023 (письмо заказчика от 16.01.2023 N 90 "О заявке на поставку товара (контракт от 09.01.2023 N 101К(2023)").
ООО "Инноватрейд" в адрес заказчика направлено письмо о невозможности поставки товара, в связи с его отсутствием у поставщика и указал предполагаемый срок поставки до 15.03.2023 (письмо поставщика от 27.01.2023 N 189 "Информационное письмо").
Заказчиком направлена в адрес общества претензия с требованием о немедленном исполнении поставщиком договорного обязательства (письмо заказчика от 03.02.2023 "N 244 "О неисполнении контракта (Претензия)").
15.02.2023 заказчиком получен товар по товарной накладной от 06.02.2023 г. N172. Поставка товара выполнена поставщиком частично от заявленного заказчиком ассортимента и количества. По второй позиции заявки заказчика товар поставщиком не поставлен.
В порядке части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчиком была проведена экспертиза своими силами. Заказчиком установлено, что предоставленные поставщиком результаты исполнения контракта, не соответствуют условиям контракта, в приемке товара отказано в связи с несоответствием товара условиям контракта (пункту 3.1. технической части), о чем составлен соответствующий акт.
Так, в ходе проведенной экспертизы товара, заказчиком было установлено отсутствие у товара требуемой контрактом характеристики по наличию у перчаток внутреннего абсорбирующего покрытия, которое препятствует их склеиванию при хранении и облегчает надевание перчаток. Товар не соответствует требованиям пунктов 3.4. и 4.11. Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 сентября 2016 г.) и пункту 3.1. технической части (приложение N 2 к контракту). Поставленные перчатки сильно склеены по внутренней поверхности и с трудом расправляются и натягиваются на руку. Процесс надевания такой перчатки требует значительных затрат времени, что является неприемлемым в условиях интенсивности потока пациентов в КДЛ заказчика. Такие перчатки непригодны к работе, так как являются некачественным товаром и не соответствуют потребительским свойствам (п.2.4 МР 3.5.1.0113-16). Товар несоответствующий условиям контракта считается не поставленным.
22.02.2023 заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (акт (экспертиза) от 22.02.2023 N 101К, акт от 22.02.2023 N101К/1 "Приема предметов на материально-ответственное хранение", документ электронной приемки в ЕИС счет-фактура N172 от 07.02.2023).
07.03.2023 заказчиком в адрес общества направлена претензия с информированием о намерении заказчика принять решение об одностороннем отказе от контракта и предложением поставщику информировать заказчика на электронную почту о своем намерении надлежащего исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято заказчиком 09.03.2023 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта.
09.03.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 20.03.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
21.03.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Инноватрейд" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Инноватрейд" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Инноватрейд", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
В ходе проведения проверки от ООО "Инноватрейд" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта от 09.01.2023 N101Л (2023) на поставку перчаток (извещение N0122200002522007910), послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея", в отношении ООО "Инноватрэйд" (ИНН 6679156552 / КПП 667901001), а также директоре/учредителе общества - Никоян Диане Геворговне (ИНН 668509526204) в связи с односторонним отказом от контракта от 09.01.2023 N101Л (2023) на поставку перчаток (извещение N0122200002522007910) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 марта 2023 г. N РНП-27-125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023